Управленческие роли руководителей
Задачи организации многообразны. И руководитель, решая эти задачи, выполняет, выражаясь языком социальной психологии, различные роли [15].
Под ролью понимается функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Как уже отмечалось (Раздел «Функции менеджмента») изучение ролей руководителя, наряду с изучением функций менеджмента, является главной задачей менеджмента. Рассмотрев власть и влияние на подчиненных и связанное с этим понятия лидерства, мы по сути рассмотрели только одну из ролей руководителя – роль лидера. Но роли руководителя этим не ограничиваются. В работе [15] говорится, что среди ролей различают конвенциональные и межличностные роли. Ролевая функция личности предполагает использование прав и выполнение определенных обязанностей. Конвенциональные роли связаны со стандартизированными правами и обязанностями руководителя, исполнителя и т.д. Во многом эти роли определены должностью, которую занимает данное лицо. Межличностные роли так же, как и конвенциональные, основываются на соблюдении социальных норм поведения, но выполняются в зависимости от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, вступающих в процесс общения. Социальные роли наиболее ярко проявляются в совместной работе лиц, организованных в группы. От того, каким образом выполняются обязанности, зависит авторитет, уважение и признание данной личности. Все руководители, независимо от того, к какому уровню управления они относятся, выполняют различные социальные и управленческие роли. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют его реальному положению, т.е.статусу, в организации. Управленческие роли руководителя не идентичны социальным ролям. У них есть своя особая специфика. В приводимой ниже таблице 6 схематично даются управленческие роли руководителей по Г. Минцбергу [16]. По мнению Г.Минцберга, выделенные им роли, принимают на себя руководители в разные периоды своей деятельности и в разной степени. Эти роли не являются независимыми друг от друга, Наоборот, они взаимозависимы. Все 10 управленческих ролей, вместе взятые, определяют содержание и объем работы руководителя независимо от характера той или иной организации.
Таблица 6. Управленческие роли руководителей
Управленческие роли | Содержание и характер деятельности руководителя, соответствующие данной роли |
Межличностные роли | |
Главный руководитель | Осуществляет работы социального и правового характера. Осуществляет действия, определяемые статусом, в частности участие в церемониалах, осуществляет ходатайства от имени организации |
Лидер | Осуществляет практически все действия, в которых участвуют подчиненные Отвечает за мотивацию подчиненных, а также за подготовку и набор персонала |
Связующее звено | Участие в совещаниях за рамками данной организации, контакты с другими субъектами управленческой деятельности других организации |
Приемник информации | Является центром внешней и внутренней информации, поступающей в организацию. Отслеживает необходимую информацию специализированного характера. Участвует в поездках, изданиях, изучает всю почту, поступающую в организацию, осуществляет нужные контакты |
Распространитель информации | Поставляет информацию членом организации для усвоения и интерпретации, для формирования взглядов на нее внутри организации По его распоряжению идет рассылка почты для получения новой информации Осуществляет общение с подчиненными для передачи им информации (беседы, обзорная информация) |
Представитель | Передает информацию во внешние организации. Является экспертом по вопросам данной отрасли. Участвует в заседаниях, выступает устно, обращается через почту |
Роли, связанные с принятием решений | |
Предприниматель | Участвует в создании новых идей, контролирует разработку «проектов по совершенствованию» организации. Участвует в заседаниях по вопросам стратегии развития организации, обсуждении управленческих ситуаций |
Устраняющий нарушения | Отвечает за корректировочные действия при неожиданных сбоях в работе организации. Участвует в обсуждениях стратегических и текущих вопросов, включающих проблемы и кризисы. |
Распределитель ресурсов | Участие в принятии и одобрении всех управленческих решений по распределению ресурсов. Осуществляет различные действия по составлению бюджетов, программированию деятельности подчиненных и т. д. |
Ведущий переговоры | Отвечает за представительство организации на всех значимых переговорах |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ:
- какие виды групп в организации вам известны?
- чем отличаются неформальные группы?
- В чём особенности неформальных групп?
- Как действовать руководителю в отношении неформальных групп, имеющихся в его подразделении?
- Определите понятие власти. Как связаны понятия «власть» и «влияние»?
- Что такое лидерство? В чём отличие формального лидера от неформального?
- Каковы квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании? Какие из них вы считаете наиболее важными и почему?
- Что такое концентрация ограничений?
- Какие требования предъявляет рынок к менеджеру?
- Какие известны формы власти? Опишите их.
- Какие есть способы влияния на подчиненных? Чем они отличаются?
- В чем сильные и слабые стороны различных видов влияния? Какими, по вашему мнению, личными качествами должен обладать менеджер, который использует те или иные формы влияния?
- В чем заключается суть и особенности управленческих ролей?
- Какие категории ролей руководителя известны? В чём особенность каждой категории?
ТЕСТ ПО ТЕМЕ:
- Формальные группы организации возникают:
а) спонтанно, в процессе функционирования;
б) при структуризации;
в) в процессе разработки целей организации.
2. Неформальная структура организации возникает:
а) при планировании;
б) при структуризации;
в) спонтанно.
3. Лидерство, это:
а) узаконенная сила в организации;
б) способность влиять на людей;
в) круг полномочий.
4. Законная власть:
а) исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать;
б) исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями;
в) исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания.
5. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют:
а) его статусу;
б) ситуации;
в) стадии жизненного цикла организации.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Задание 1.
Заполните таблицу, перечисляя положения различных подходов к менеджменту, к реализации различных функций управления.
Напишите объяснительную записку по результатам сравнительного анализа походов с учетом сделанных критических замечаний.
Таблица