Князев В.В., Кобиашвили Н.А., Аветисян М.В.

УДК 31

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Менеджмент» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от __.__.2011г.).

Утверждена на заседании Совета института «Менеджмент» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от __.__.2011г.).

Составители:

Князев Валерий Васильевич - профессор кафедры «Менеджмент» МГУ ТУ, д.п.н.;

Кобиашвили Нана Александровна – доцент кафедры «Менеджмент» МГУТУ, к.п.н.;

Аветисян Мария Владимировна – доцент кафедры «Менеджмент», к.э.н.

Рецензенты:

Паластина Ирина Петровна –к.п.н., доцент каф. «Менеджмент» МГУТУ;

Минаева Елена Вячеславовна – д.э.н., профессор каф. «Экономика и управление народным хозяйством» МГУТУ.

Князев В.В., Кобиашвили Н.А., Аветисян М.В.

Теория менеджмента: рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2011.

Рабочая учебная программа дисциплины «Теория менеджмента» базовой части профессионального цикла учебного плана составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 080200 – «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Финансовый менеджмент», «Управленческий и финансовый учет»). Предназначена для студентов всех форм обучения.

© Московский Государственный университет

технологий и управления им. К.Г.Разумовского, 2011.

109004, Москва, Земляной вал, 73

© В.В.Князев, Н.А.Кобиашвили, М.В.Аветисян

Содержание

1. Цели и задачи освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
5. Образовательные технологии
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1. Методические указания по выполнению курсовой работы
6.2. Виды и содержание самостоятельной работы студентов по разделам и темам курса
6.3. Экзаменационные вопросы по дисциплине «Теория менеджмента»
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8. Контроль и оценка результатов обучения
9. Материально-техническое или информационное обеспечение дисциплины
10. Глоссарий основных определений дисциплины

1.Цели освоения дисциплины

Цель и задачи дисциплины «Теория менеджмента» определены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080200 ¾ «Менеджмент».

Целью курса «Теория менеджмента » является освоение компетенций, необходимых для подготовки управленческих кадров, владеющих современными методами и технологиями управления организацией.

Задачи курса «Теория менеджмента»:

- овладеть комплексом современных методов управления организацией

2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Теория менеджмента» относится к базовым дисциплинам общепрофессиональной части профессионального цикла.

Данная дисциплина предшествует следующим дисциплинам:

- Маркетинг;

- Инвестиционный менеджмент;

- Управление качеством;

- Управление человеческими ресурсами;

- Стратегический менеджмент;

- Управление проектами;

- Управление предприятием;

- Исследование систем управления;

-- Инвестиционный анализ.

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Теория менеджмента» направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации; (ОК-19);

- способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20).

б) профессиональных (ПК):

организационно-управленческая деятельность

- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

- способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

- готовность к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

- способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

- способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

- способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

- владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

- способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

информационно-аналитическая деятельность

- знакомство с особенностями межкультурных особенностей в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);

- способность к экономическому образу мышления (ПК-26);

- способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организации и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

- способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирования спроса (ПК-29);

- знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);

- умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);

- умение проводить аудит человеческих ресурсов и диагностику организационной культуры (ПК-37);

- способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;

- принципы развития и закономерности функционирования организации;

- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

- основные бизнес-процессы в организации;

- принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

- виды управленческих решений и методы их принятии;

- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.

- типы организационной культуры и методы ее формирования;

- основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений

уметь:

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность

владеть:

- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

- современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.

4.Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 часов, зачетных единиц 8.

К видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, практические занятия, самостоятельная работа.

Таблица 1.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы

Таблица 6

Учебно-образовательные модули дисциплины и

междисциплинарные связи с последующими дисциплинами*

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин*
  Модуль 1.            
Тема 1. Введение в менеджмент   * *        
Тема2.Основные периоды развития управленческой мысли.   * * * * * *
Тема 3. Основные этапы развития управленческой мысли в России * * * * * *
  Модуль 2. Теория организации            
Тема 4. Понятие организации, ее сущность и признаки. * * * * * *
Тема 5. Организационные структуры * * * * * *
Тема 6. Организационное проектирование * *   *    
Тема 7. Разновидности организаций   *   *    
Тема 8. Система законов организации.       *    
  Модуль 3. Организационное поведение            
  Тема 9. Основы организационного поведения     *      
  Тема 10. Личность в организации   *   *   *
  Тема 11. Мотивация деятельности   * *     *
  Тема 12. Управление группой и формирование команды   *       *
  Тема 13. Лидерство и стили менеджмента.   *        
  Тема 14. Власть и партнерство в управлении организацией   *   *    
  Тема 15. Коммуникации в менеджменте * * *     *
  Тема16. Конфликты и переговоры *   *     *
  Тема 17. Управление знаниями * *   * *  
  Тема 18. Управление изменениями * *     * *
  Тема 19. Организационная культура   *     * *

* 1. методы принятия управленческих решений;

2. управление предприятием;

3. управление кадровым потенциалом

4. экономика организации;

5. управление изменениями

6. корпоративная социальная ответственность

Образовательные технологии

В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: деловые игры, компьютерные ситуации. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 30% аудиторных занятий.

Таблица 7.

Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения по дисциплине

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии  
 
  Модуль 1. История управленческой мысли. Цель: Сформировать целостное знание о науке и практике менеджмента Дискуссия по проблемам развития школ менеджмента. Ситуации: «Памятка-правила А.К.Гастева «эксперимент на предприятиях «Вольво»    
  Модуль 2. Теория организации Цель: научить применять те или иные научные подходы к анализу внешней и внутренней среды организации , дать возможность обучающимся приобрести навыки творческого разрешения предлагаемых практических ситуаций Дискуссия по использованию в практике различных подходов к выделению внутренних переменных –модель «АлмаЗ» Г .Ливитта,, модель 7-S консалтинговой компании»МакКинси»,5 факторов М.Х.Мескона,интегральный подход З.П.Румянцевой. Анализ ситуации « «Форд» вчера. сегодня и завтра» Анализ ситуации «Создание нефтехимического холдинга», «Создание ЗАО «Текстиль»  
  Модуль 3. Организационное поведение Цель: Развитие коммуникаций, сбор информации, работа в команде Цель: приобретение навыков творческого разрешения предлагаемых практических ситуаций Научить студентов вести деловые переговоры, которые будут способствовать достижению целей организации. Научить студентов строить стратегию переговоров, анализировать поведенческий аспект Делова я игра «Фермеры» Ролевой тренинг «Мафия»   Ситуационно-ролевая игра «Конфликт» Ситуационно-ролевая игра «Жалоба» Тренинг на переговоры «Железная дорога» Тренинг на переговоры «Копировальная машина»  

6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

При изучении дисциплины "Теория менеджмента" студенты приобретают знания, в основном, путем самостоятельного изучения учебного материала. При этом следует руководствоваться программой курса и методическими указаниями, облегчающими самостоятельную работу.

Изучение отдельных разделов курса рекомендуется проводить в такой последовательности:

а) ознакомление с содержанием тем по рабочей программе;

б) внимательное изучение рекомендуемой специальной литературы и краткое конспектирование прочитанного материала;

в) выполнение заданий с использованием компьютерной деловой игры «Корпорация Бизнес-Курс»;

г) выполнение курсовой работы по дисциплине «Теория менеджмента» выполняется курсовая работа в соответствии с методическими указаниями, разработанными на кафедре.

Тема курсовой работы: «Проектирование системы управления организацией (на примере…)

Самостоятельная курсовая работа студентов направлена на углубленное изучение функций управления, их взаимосвязи и влияния на процесс управления. В основе работы должны лежать современные подходы в менеджменте, особенно процессный и системный.

На основе материалов лекций, практических занятий, рекомендуемых учебников и учебных пособий, собственных наблюдений, сформировавшихся представлений об основах управления организациями, студент должен для предлагаемой организации спроектировать основные составляющие процесса управления по функциям планирования, организации, мотивации и контроля.

Процесс управления непрерывен, предполагает взаимосвязанные действия управленческого персонала с учетом меняющихся условий работы. В работе предполагается, что студент внимательно рассмотрит внешние и внутренние факторы, влияющие на организацию, и с учетом особенностей момента, характера деятельности организации спроектирует систему ее управления.

Вначале вкратце необходимо рассмотреть процессный подход как концепцию современного научного управления.

Далее дать характеристику фирмы и для нее определить миссию и цели деятельности, обосновать стратегию развития, разработать организационную структуру, рассмотрев принципы делегирования полномочий и альтернативные варианты организационных структур, указать полномочия основных руководителей.

Эффективность работы организации во многом определяется заинтересованностью работников в результатах труда. Это зависит от системы мотивации как процесса побуждения к деятельности для достижения целей организации. В работе следует рассмотреть основные принципы построения системы стимулирования работников организации, способствующих созданию условий для эффективного труда, спроектировать систему стимулирования для основных групп работников (10 - 12 человек). При проектировании системы контроля надо рассмотреть принципы контроля над деятельностью организации, этапы процесса контроля, техническое обеспечение и установить основные показатели, которые необходимо контролировать в процессе управления и реализовать их в процессе проектирования.

План работы

Курсовая работа строится по следующему плану:

Характеристика организации (дается в задании на проектирование)

Функции управления.

Планирование.

Миссия организации и стратегическое видение

Цели организации

SWOT-анализ

Оценка и анализ внешней среды

Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации

Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии

Реализация стратегического плана

Организация взаимодействия и полномочия

Мотивация

1. Контроль

2. Выводы и рекомендации

Варианты выполнения курсовой работы по менеджменту

Выбор варианта производится по последней цифре номера зачетной книжки студента.

№ варианта Форма собственности Вид деятельности Отрасль
ООО Производство Хлебобулочная
ООО Производство Виноделие
ОАО Услуги Гостиничный бизнес
ОАО Торговля Промышленные товары
ЗАО Торговля Общественное питание
ЗАО Торговля Продовольственные товары
ООО Производство Молочная
ЗАО Производство Консервная
ОАО Услуги Консалтинг
Совместное предприятие Производство Консервная

Тестовые задания

  Задание Варианты ответов
Функции управления, реализуемые каждым руководителем в процессе его деятельности-…
  1. *общие
  2. производственные
  3. специальные
 
К конкретным функциям управления организацией относятся…
  1. *управление качеством
  2. *учет материальных ценностей
  3. *мотивация
Несоответствие фактических или прогнозируемых значений параметров управляемой системы целям управления -… задача управленческого решения система проблем *проблемная ситуация
Управление – это … воздействие, обеспечивающее совместную деятельность людей. (целенаправленное)  
Специфика управления как вида деятельности проявляется в целенаправленном…   *воздействии; достижении результата; согласовании.
Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются … системами. (социально-экономическими)  
7. Социально-экономические системы функционируют в форме… *предприятий; *компаний; функциональных отделов
8. Соответствие видов воздействия на деятельность человека их формам 1. формальное 2. неформальное 2 рекомендация; 1 приказ; 2 совет
Формальное воздействие на деятельность человека осуществляется в виде…   *а) приказа; б) совета; * в) распоряжения; * г) указания.
Неформальное воздействие на деятельность человека осуществляется в виде…   * а) рекомендации; б) указаний; * в) предостережений;
Объект управления – это… часть системы. ( управляемая)  
Объектами управления в организации могут быть:   * а) группа людей; * б) процессы; в) управленческие решения.  
13. Люди, наделенные полномочиями, правами и ответственностью, являются * а) объектом управления; *б) субъектом управления; в) механизмом управления
Часть социально-экономической системы, на которую направлено воздействие, является … управления.(объектом).  
Для осуществления управления необходимы…   *а) объект управления; *б) ресурсы; * в) субъект управления; г) неформальное воздействие
Соответствие понятия определению 1.Система управления 2.Механизм управления 3.Процесс управления 3 действия; 1 среда, в которой формируется воздействие 2средства воздействия  
Совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей… управления. (механизм)  
Организация – это…   - объединение ресурсов с целью повышения эффективности производства; *объединение людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей; -объединение людей, действия которых направлены на получение прибыли.
19. Основными признаками организации как социально-экономической системы являются *а) наличие общей цели; *б) совместный труд людей; в) наличие « социального пакета».
Структурно-содержательный аспект управления включает следующие виды деятельности ( общие функции управления):…   * планирование, организация, мотивация, контроль . -целеполагание, организация, мотивация, координирование, регулирование ; -предвидение, определение проблем, принятие решений, контроль.
Действия руководителя в процессе управленческой деятельности реализуются в следующей последовательности:   2 оценка ситуации; б 1 установление цели а 4 принятие решения г 3 определение проблем и необходимости их решения.
Деятельность руководителя по координированию направлена на…   *согласование усилий работников; -побуждение людей к работе; -распределение между работниками функций и задач
23. Организационная деятельность руководителя направлена на *- распределение между работниками функций и задач; -побуждение людей к работе; -оценка достигнутых результатов.
Мотивационная деятельность руководителя направлена на…   * побуждение людей к работе; -согласование усилий работников; -бюджетирование
25. Деятельность руководителя по регулированию направлена на… *- устранение нежелательных отклонений в процессе работы; - побуждение людей к работе; - прогнозирование будущего состояния объекта управления
Соответствие общих функций управления их содержанию: 1.Организация 2.Мотивация 3.Контроль 4.Планирование 3 оценка достигнутых результатов 1 распределение между работниками функций и задач 4 определение целей и задач 2 побуждение людей к работе  
К общим функциям управления в теории менеджмента относятся:   *организация *планирование нормирование
Особый тип управления, сочетающий общие черты любого управления и специфические черты, определяемые конкретными условиями социально-экономического развития - …(менеджмент)  
29. Признаками менеджмента как типа управления являются авторитарный стиль; * осуществляется в условиях рыночной экономики; *использование экономических средств воздействия; * использование современных информационных технологий;
Для реализации управленческой деятельности в условиях рыночной экономики требуются специальные знания и навыки -…. (профессионализм)  
Одной из особенностей менеджмента является использование организационных… форм управления, позволяющих быстро адаптироваться к изменяющейся внешней среде. (гибких)  
Условия, в которых возможно и необходимо возникновение и формирование менеджмента, характеризует …(инфраструктура)  
Инфраструктура менеджмента включает следующие факторы:… * уровень научного сознания; профессионализм; * менталитет; *общественная среда.
Знания общества в области экономики, менеджмента, социологии, психологии, информатики, а также отношение к социально-экономическим ситуациям и власти определяют уровень научного ….. (сознания)  
Установите соответствие между факторами инфраструктуры менеджмента и ее отдельными элементами 1.Научное сознание 2.Менталитет 3.Общественная среда 2культура 3система государственного управления 1система знаний 2традиции 3ресурсы 3образование
…- Должностное лицо, профессионально осуществляющее управление организацией, функционирующей в рыночных условиях. (менеджер)  
Термин «менеджер» употребляется применительно     * -к руководителям организаций разного типа; - только к руководителям крупных организаций; * -к руководителям различных уровней управления;
Управленческий труд менеджера характеризуется следующими особенностями:…   *а) умственный; *б) творческий; *в) предметом труда является информация; г) монотонный.
Главный смысл труда менеджеров состоит …   *а) в выявлении и устранении проблем организации; б) в изменении внешней среды организации; *в) в адаптации к изменениям внешней среды
Менеджер – это…   а) неформальный лидер; *б) наемный работник; *в) предприниматель;
Член организации, который объединяет и координирует работу других ее членов , обеспечивая достижение целей организации -… *менеджер лидер начальник отдела кадров
Продуктом управленческого труда является…   а) информация; б) товар; *в) управленческое решение
Основной формой управляющего воздействия на объект управления является… (управленческое решение).  
Содержание управленческого труда определяется….,которые необходимо выполнять менеджерам, чтобы достичь целей организации (функциями)  
Последовательность выполнения работ менеджерами в процессе своей деятельности:   а) создание условий для достижения целей; 3 б) установление целей ; 1 в) формулирование стратегии и определение конкретных действий для ее реализации ; 2 г) контроль выполнения норм, правил, процедур. 5 д) стимулирование работников. 4
Соответствие видов разделения труда их содержанию 1.Функциональное 2. Структурное 3. Технологическое   1 формирование групп работников, выполняющих одинаковые функции менеджмента 3 выделение категорий работников в зависимости от вида и сложности выполняемых работ 2 разделение менеджеров по уровням управления
В соответствии с технологическим разделением труда в управлении выделяют следующие категории работников * руководители рабочие * служащие *г) специалисты
Главной функцией руководителей является…   *а) принятие решений и организация их исполнения; б) проектирование и разработка вариантов решений; в) информационное обслуживание.
Информационное обеспечение процесса управления осуществляют…(служащие).  
Миссия организации определяется на… уровне управления *институциональном функциональном операционном
Успешную деятельность менеджера определяют следующие факторы :…   *а) комплекс профессиональных знаний; *б) опыт управленческой деятельности; В) авторитарный стиль руководства
Знания, опыт и владение искусством управления являются основой для … подхода в управлении *творческого ситуационного функционального
Модель поведения менеджера в системе служебных и неслужебных отношений-… *управленческая роль статус стиль
Соответствие ролей менеджера их содержанию 1.Консультант 2.Арбитр 3.Эксперт 2разрешение конфликтов 3анализ, оценка 1рекомендации, советы    
Г.Минцберг объединил все управленческие роли в три основных типа:… : *межличностные роли *роли по принятию решений *информационные роли технические роли концептуальные роли
Роль менеджера «связующее звено» по классификации Г.Минцберга относится к типу … ролей по принятию решений *межличностных ролей информационных ролей    
К информационному типу ролей по классификации Г Минцберга относятся:… *«наблюдатель» *«распространитель» *«представитель» «связующее звено»
К межличностному типу ролей по классификации Г Минцберга относятся:… *«связующее звено» *«лидер» *«номинальный глава» «предприниматель»
К типу ролей, связанным с принятием решений по классификации Г Минцберга относятся:… *«ответственный за отсутствие сбоев в работе» *«распределитель ресурсов» *«предприниматель» *«участник переговоров» «представитель»
Искусство менеджера состоит в умении а) мотивировать подчиненных; * б) заинтересовать подчиненных в добровольном подчинении;* в) принудить силой подчиненных выполнять определенную работу.
Предметом труда менеджера является *а) информация; б) люди; в) техника.
Последовательная смена этапов развития управленческой мысли от момента ее зарождения к современному состоянию-… менеджмента. (эволюция)  
Последовательность смены приоритетов в управлении деятельностью человека:…   а) управление качеством жизни ; 9 б) управление поведением; 3 в) управление действиями; 1 г) управление культурой; 8 д) управление общением; 4 е) управление интеллектуальным и духовным развитием; 7 ж) управление деятельностью ; 2 з) управление коммуникациями; 5 и) управление отношением; 6
Последовательность смены приоритетов в методологии и организации управления:…   а) социально-демократическое управление; 9 б) интеграционное управление; 3 в) единичное (от случая к случаю ) управление; 1 г) культурно-мотивационное управление; 8 д) диверсифицированное управление; 4 е) образовательное управление; 7 ж) функционально-специализированное управление ; 2 з) информатизированное управление; 5 и) профессиональное управление; 6
В эпоху информатизации наиболее приоритетным является управление…   а) деятельностью; *б) коммуникациями; в) качеством жизни.
В будущем приоритетными будут :…   *а) управление интеллектуальным и духовным развитием; б) управление деятельностью; * в) управление культурой; * г) управление качеством жизни.  
В настоящее время приоритетным в методологии и организации управления становится:…   *а) информатизированное управление;; *б) профессиональное управление; в) функционально-специализированное управление; г) социально-демократическое управление .
В перспективе приоритетным в методологии и организации управления будет :…   а) информатизированное управление ; *б) культурно-мотивационное управление; в) интегрирующее управление ; * г) социально-демократическое управление.
В ближайшей перспективе приоритетным в методологии и организации управления будет:…   *а) образовательное управление; в) интегрирующее управление; г) социально-демократическое управление.
В развитии современного менеджмента прослеживаются следующие тенденции:   *а) профессионализация управления; * б) ориентация на качество управления; в) управление технологиями.
Последовательность периодов развития менеджмента:…   а) период «систематизации менеджмента». 3 б) «Древний» период; 1 в) «Индустриальный» период; 2 г) «Информационный» период . 4
Искусство управления людьми в Древней Греции -… ( демагогия.)
Пять исторических центров мирового менеджмента : …   а) Вавилон; * б) Манчестер;* в) Филадельфия;* г) Чикаго;* д) Москва;* е) Лондон; ж) Афины
Попечительский, заботливый стиль управления-…   а) патерналистский; * б) либеральный; в) авторитарный; г) демократический.
Тип руководства, основанный на стремлении человека к неограниченной власти -…     1. Форма предприятия, основанная на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники -… Ответ: мануфактура.   2. Предприниматель – это … а) частный собственник; * б) профессия; в) наемный работник. деспотизм.
..., в переводе с латинского - это человек, зарабатывающий капитал своими руками, своим трудом путем упорства, хитрости и ловкости : предприниматель
В теории менеджмента матричную организационную структуру представляют комбинацией двух следующих структур… Указать не менее двух вариантов А) линейной Б) механистической * В) функциональной * Г) проектной
В практике менеджмента в процессе контроля производят сравнение текущих показателей с показателями… Указать не менее двух вариантов А) мировыми *Б) плановыми, прогнозными *В) предшествующих периодов Г) типичными
В теории управления к общим функциям менеджмента относятся такие функции как… Указать не менее двух вариантов *А) контроль Б) принятие решений *В) планирование Г) инновация
Заполните пропуск Согласно теории

Наши рекомендации