Модель современного российского менеджмента.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
По дисциплине «Менеджмент»
Содержание, история развития и школы менеджмента.
Менеджмент – в переводе с английского языка, означает управление. Само понятие менеджмент в смысле близком к современному (прежде оно означало «искусство объезжать лошадей») появилось с началом промышленной революции 18-19 века в Англии, а затем распространилось по всему миру.
основными историческими предпосылками менеджмента являются становление рыночного типа хозяйствования, развитие индустриальной организации производства.
В современных условиях конкурентной, изменчивой внешней среды менеджеры являются носителями системы знаний о том, как лучше использовать кадровые ресурсы. Термин «менеджмент» уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер).
Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».
Термин «менеджмент» имеет несколько значений.
1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления, то есть непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.
2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы, то есть способы их осуществления.
3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров.
4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.
5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент рассматривается как одна из экономических наук. Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления.
6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления.
7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению.
Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.
Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляется в соответствии с определенными принципами. в начале 20 века Фредерик Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Ключевые принципы менеджмента: научность в сочетании с элементами искусства; целенаправленность; специализация и универсальность; оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления; единство прав и ответственности в каждом звене управления; состязательность; вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.
Эволюция менеджмента как науки насчитывает немногим свыше ста лет. В этот период сложились следующие школы менеджмента:
1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;
2)административная (поведенческая) школа - 1920-1950 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют «универсальные» принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;
3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;
4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии;
5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.
Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства.
Символический ключ М. «цели: человек-эффективность».
Золотое правило М.: «эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал»
ОТВЕТЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Менеджмент производства
Производственная система и ее основные элементы
Элементы производственной системы: производственный процесс, ресурсы и продукция.
В зависимости от уровня технологического развития, организации и методов снижения издержек выделяют три типа производственных систем:
1.Мягкая донаучная производственная система (военно-анархическая система).
2. Жесткая научная производственная система (фордизм).
3.Мягкая научная система, основанная на гибких производственных технологиях (тойотизм).
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
По дисциплине «Менеджмент»
Содержание, история развития и школы менеджмента.
Менеджмент – в переводе с английского языка, означает управление. Само понятие менеджмент в смысле близком к современному (прежде оно означало «искусство объезжать лошадей») появилось с началом промышленной революции 18-19 века в Англии, а затем распространилось по всему миру.
основными историческими предпосылками менеджмента являются становление рыночного типа хозяйствования, развитие индустриальной организации производства.
В современных условиях конкурентной, изменчивой внешней среды менеджеры являются носителями системы знаний о том, как лучше использовать кадровые ресурсы. Термин «менеджмент» уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер).
Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».
Термин «менеджмент» имеет несколько значений.
1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления, то есть непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.
2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы, то есть способы их осуществления.
3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров.
4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.
5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент рассматривается как одна из экономических наук. Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления.
6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления.
7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению.
Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.
Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляется в соответствии с определенными принципами. в начале 20 века Фредерик Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Ключевые принципы менеджмента: научность в сочетании с элементами искусства; целенаправленность; специализация и универсальность; оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления; единство прав и ответственности в каждом звене управления; состязательность; вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.
Эволюция менеджмента как науки насчитывает немногим свыше ста лет. В этот период сложились следующие школы менеджмента:
1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;
2)административная (поведенческая) школа - 1920-1950 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют «универсальные» принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;
3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;
4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии;
5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.
Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства.
Символический ключ М. «цели: человек-эффективность».
Золотое правило М.: «эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал»
Модель современного российского менеджмента.
Модели управления - это системы положений, которые содержат теоретические и инструктивные утверждения о структуре и функциях управления. Содержание моделей управления определяется поведением лиц, которые занимаются управлением и набором инструментов.
Различают страновые модели управления‚ которые различаются по следующим критериям: внешняя среда; менталитет народа; различия в школах менеджмента.
В настоящее время для предприятий и компаний России характерна конвергенция (слияние) отдельных компонентов национальных моделей менеджмента других стран.
В российской модели менеджмента есть много общего с японской и американской моделями.
Основная характеристика американской модели:
1. Индивидуальный характер принятия решений и индивидуальная ответственность.
2. Строго формализованная структура управления.
3. Основное качество руководителя – профессионализм.
4. Ориентация управления на отдельную личность.
5. Подготовка узкоспециализированных руководителей.
6. Найм руководителя на работу на сравнительно короткий срок.
Японская модель – это самая динамичная модель менеджмента.
Основная характеристика японской модели:
1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.
2.Гласность и ценности корпорации.
3.Управление, основанное на информации.
4.Управление, ориентированное на качество.
в то же время российская модель имеет свои специфические черты, унаследованные государственными предприятиями из плановой экономики.
Основная характеристика российской модели:
Государственные предприятия: 1. Управленческие решения принимаются советом директоров; 2. Индивидуальная ответственность руководителей на местах; 3. Жесткая стандартная структура управления; 4. Процедура контроля имеет лояльный характер; 5. Непосредственный контроль руководителя и его заместителей; 6. Систематическая, но не углубленная оценка работы; 7. Основное качество руководителя - контроль за своевременностью выполнения поставленных задач; 8. Ориентация на вышестоящего руководителя; 9. Оценка по коллективным результатам; 10. Индивидуальные отношения руководителя с подчиненными; 11. Продвижение по службе обуславливается личными качествами и навыками каждого работника; 12. Подготовка руководителей универсального типа; 13. Оплата труда по выслуге лет и личным достижениям работника; 14. Долгосрочная занятость руководителей на производстве. | Коммерческие структуры: 1. Творческий подход к принятию решений; 2. Индивидуальная ответственность; 3. Гибкая структура управления; 4. Строго формальная процедура контроля; 5. Индивидуально-личный контроль руководителя; 6. Быстрая и систематическая оценка работы; 7. Основное качество руководителя - наличие управленческих способностей; 8. Ориентация на взаимоотношения; 9. Оценка по индивидуальным достижениям работника; 10. Индивидуальные отношения руководителя с каждым подчиненным; 11. Продвижение по службе обуславливается личными качествами и навыками каждого работника; 12. Подготовка руководителей универсального типа; 13. Оплата труда по показателям профессионализма и умения быстрого принятия решений; 14. Найм на работу в связи с производственной необходимостью. |
Российскую модель менеджмента можно назвать сырьевой.
Преобладающий метод управления. В США и Зап. Европе - экономический, дополнен командным и социально-психологическим. В России - командный, дополнен экономическим и немного социально-психологическим.
Преобладающий стиль руководства. В США и Зап. Европе – консультативно - демократический или благосклонно-авторитарный. В России - эксплуататорско-авторитарный или авторитарно-пассивный. Япония - основанный на участии или консультативно-демократический.
Преобладающий тип управленческих решений. В США и Зап. Европе - единолично-консультативный или компромисс. В России - сугубо единоличный или единолично-консультативный. В Японии - конценсуум или компромисс.
Структура управленческих решений. США и Зап. Европа - короткая фаза подготовки, длинная фаза исполнения. В России - очень короткая фаза подготовки, очень длинная фаза исполнения. В Японии - длинная фаза подготовки, короткая фаза исполнения.
Планирование. США и Зап. Европа - упор на долгосрочное стратегическое планирование. Россия - работа на основе краткосрочных планов или бесплановая. Япония - тщательное стратегическое и тактическое планирование.
Демократизация производства. В США и Зап. Европе - умеренное привлечение работников к управлению. Россия - очень слабое привлечение к управлению. Япония - активное привлечение работников к управлению.
Организационная культура. США и Зап. Европа - высокая. Россия - очень низкая и низкая. Япония - высокая.