Организационно-методические указания по выполнению курсовых работ

Дисциплина «Основы менеджмента» включена в федеральный компонент блока общепрофессиональных дисциплин.

Особое место дисциплины «Основы менеджмента» в профессиональной подготовке обусловлено тем, что она является теоретическим фундаментом ряда специальных управленческих дисциплин. В числе таких дисциплин: «Системы организационного управления», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент».

В свою очередь дисциплина «Основы менеджмента» базируется на знаниях полученных в процессе изучения дисциплин: «Политология», «Социология», «Психология», «Математика».

Цель курса - формирование у студентов основополагающих знаний об основах и методологии научного управления современными организациями и эффективном использовании производственных и человеческих ресурсов для повышения конкурентоспособности предприятий.

Основные задачи курса - изучение содержания управленческой деятельности и основных концепций менеджмента, изучение всех компонентов управленческой деятельности, проблем психологии и этики менеджмента.

Одной из форм самостоятельной работы студентов является курсовая работа.

В настоящих методических рекомендациях установлены требования к оформлению курсовой работы, требования к содержанию структурных элементов курсовой работы, темы курсовых работ, методические рекомендации по выполнению тем курсовых работ, оценка курсовой работы, библиографический список, рекомендованный для написания курсовой работы.

Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно либо из предложенной тематики, либо по проблеме, сформулированной самостоятельно в рамках дисциплины. Оптимальным вариантом выбора темы курсовой работы является конкретная проблема в сфере менеджмента, предложенная менеджером организации для разработки и решения студенту, проходящему практику на базе этой организации. Тема исследовательской работы должна отражать проблему в сфере менеджмента и иметь практическое значение для будущих специалистов в сфере управления организацией. Выбранная тема утверждается научным руководителем. Курсовая работа должна нести в себе элементы самостоятельного творчества студента и отразить его умения аналитического мышления и навыки решения управленческих проблем.

Тематика курсовых работ

Тема 1 Совершенствование системы планирования в организации

Теоретическая частьСущность и принципы планирования. Этапы и методы планирования. Основные элементы плана и его реализация. Системный подход в планировании. Типы планов. Зарубежный опыт корпоративного планирования. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации.2. Опишите систему планирования в Вашей организации и процесс планирования на примере одного из направлений деятельности Вашей организации. Покажите практику реализации плана. Обозначьте преимущества и недостатки существующей на Вашем предприятии системы планирования, сделайте выводы и предложите меры по ее совершенствованию.

Тема 2 Проектирование (совершенствование) организационной структуры управления предприятием



Теоретическая часть

Понятие «организационная структура управления» и ее элементы. Классификация организационных структур управления (их органиграмма, особенности, преимущества и недостатки) Структуры необходимо представить в виде схем. Принципы и методы проектирования организационных структур управления. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.

Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации. 2. Проанализируйте организационную структуру на Вашем предприятии: укажите ее тип, выделите уровни управления (высший, средний, нижний). Опишите особенности каждого уровня, увяжите существующую структуру с требованиями по нормативам управляемости. Укажите недостатки существующей организационной структуры управления, сделайте выводы по проведенному анализу организационной структуры и предложите направления ее совершенствования. Тема 3 Пути повышения управленческого контроля в организацииТеоретическая частьСущность и задачи контроля в системе управления. Контроль как обратная связь в управлении. Области применения контроля. Виды контроля. Процесс контроля и проблемы его осуществления. Эффективность контроля, требования к эффективному контролю. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации. 2. Опишите систему контроля в Вашей организации и процесс контроля на примере одного из направлений деятельности Вашей организации. Оцените эффективность контроля, сделайте выводы и сформулируйте предложения по его совершенствованию.

Тема 4 Пути совершенствования координационной деятельности организацииТеоретическая частьПонятия координации как функции управления. Факторы усложнения организационных взаимодействий (дифференциация (специализация), взаимозависимость отдельных лиц или групп, фактор неопределенности). Способы координационных действий по Дж. Гэлбрейту, Г. Минцбергу. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации 2. Проанализируйте координационную деятельность на Вашем предприятии. Определите и оцените степень координированности работы по решению управленческой задачи. Сделайте выводы и предложите пути усовершенствования этого процесса.

Тема 5 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы экономического стимулирования труда в организации

Теоретическая частьСущность процесса и виды традиционных и нетрадиционных мер стимулирования труда. Повременная система заработной платы, управление системой льгот и выплат на производстве. Сдельная система заработной платы. Плата за компенсации и комиссионные с продаж. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации

2. Проанализируйте, какой вид экономического стимулирования труда в большей степени присутствует в данной организации. Сделайте выводы и разработайте рекомендации по совершенствованию стимулирования труда в организации.

Тема 6 Исследование методов управления в организации, оценка эффективности их использования

Теоретическая часть

Понятие метода управления. Характерные признаки методов управления. Классификация методов. Административные методы в системе менеджмента. Основные средства административного воздействия. Экономические методы управления. Средства экономического воздействия и их преимущества. Социально-психологические методы управления, их специфика. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.

Практическая часть

1. Организационно-экономическая характеристика организации

2. Проанализируйте и конкретизируйте содержание методов управления в Вашей организации. Оцените эффективность их применения. Сделайте выводы.

Тема 7 Исследование особенностей процессов «власти и влияния» в организацииТеоретическая частьПонятие власти. Цель власти. Средства власти. Взаимосвязь понятий «власть», «влияние», «руководство». Формы власти. Баланс власти в управлении: влияние руководителя на подчиненных, влияние подчиненных на руководителя. Руководитель и лидер. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.

Практическая часть

1. Организационно-экономическая характеристика организации 2. Проанализируйте формы власти, которые используются в Вашей организации в различных ситуациях; что обусловило ту или иную форму власти, какие факторы ее определили. Опишите взаимосвязь источников власти руководителя в процессе его влияния на коллектив. Сделайте выводы по проведенному анализу.

Тема 8 Анализ влияния внутренних и внешних факторов на организацию.

Теоретическая часть

Общая характеристика внешней среды организации. Использование данных о внешней среде в управленческом решении.

Общая характеристика переменных внутренней среды. Механизм отслеживания динамики внутренней среды организации.

Взаимосвязь внешней и внутренней сред организации. Обоснование необходимости анализа тенденций внешней среды и отслеживания состояния внутренней среды. Методы анализа внешней и внутренней сред: STEP-анализ, SWOT-анализ, стратегический анализ, анализ конкурентной среды, анализ внутренней среды. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.

Практическая часть

1. Организационно-экономическая характеристика организации

2. Охарактеризуйте факторы внутренней и внешней сред данной организации, а также проведите развернутый стратегический SWOT-анализа. Сделайте выводы о состоянии предприятия и его положении во внешней среде.

Тема 9 Анализ факторов, влияющих на характер коммуникаций в организации

Теоретическая часть

Сущность, назначение и классификация коммуникаций в организации. Внутренние коммуникации на предприятии. Сущность и назначение вертикальных и горизонтальных коммуникаций. Критерии оценки эффективности формальных коммуникаций.

Факторы, влияющие на построение системы и характер коммуникаций (масштабы предприятия, особенности организационной структуры, оснащенность аппарата управления коммуникационной техникой, «господствующий» стиль управления и др.). Сформулируйте выводы по всей теоретической части.

Практическая часть

1. Организационно-экономическая характеристика организации

2. Проведите анализ системы коммуникаций в организации. Выявите и определите силы и направления воздействия факторов, влияющих на характер коммуникаций на данном предприятии. Сделайте выводы по проводимому исследованию.

Тема 10 Анализ роли системного подхода в управлении организациейТеоретическая частьПонятие «система», виды систем, их свойства. Элементарная система. Основы системного подхода в управлении. Производство как система «ресурсы - продукция». Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации

2. Рассмотрите Вашу организацию как систему, дайте ее обоснованную характеристику по основным критериям (характеру поведения, сложности, отношению к внешней среде и т.д.). Опишите основные свойства данной системы. Проанализируйте использование системного подхода в управлении Вашим предприятием. Сделайте выводы по проводимому исследованию.

Тема 11 Исследования влияния стиля руководства на производительность труда

Теоретическая частьПонятие «стиль руководства». Одномерные стили управления: авторитарный, демократический, либерально-попустительский, их сущность, разновидности. Многомерные стили управления: управленческая решетка Мутона-Блейка и др. Зависимость стиля руководства и производительности труда. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации 2. Проанализируйте работу руководителя исследуемого предприятия по управлению коллективом. Выявите ошибки в процессе воздействия на трудовой коллектив. Разработайте рекомендации по корректировке стиля руководства менеджера с целью повышения производительности труда подчиненного ему коллектива. Тема 12 Исследование особенностей управленческого труда в организации, пути повышения его эффективности. Теоретическая частьУправленческий труд: его характеристика и особенности. Управленческий персонал: состав, характеристика. Виды разделения труда менеджеров. Требования к менеджерам. Рационализация управленческого труда. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации 2. Распределите управленческих работников по уровням управления и проследите изменение управленческих ролей по уровням, используя организационную структуру управления. Приведите классификацию управленческих работников, наиболее приемлемую для Вашей организации. Сделайте выводы и опишите пути повышения эффективности управленческого труда.

Тема 13 Разработка рекомендаций по профилактике и разрешению конфликтов в организации

Теоретическая частьПонятие, сущность и типология конфликтов в организации. Формы, критерии и результаты завершения конфликтов. Стратегии и способы разрешения конфликтов в организации. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации 2. Проанализируйте и охарактеризуйте конфликтные ситуации в данной организации, опишите пути их разрешения. Сделайте выводы и разработайте рекомендации по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций в организации.

Тема 14 Анализ разделения труда, делегирования полномочий и диапазона контроля при формировании организационных структур

Теоретическая часть

Различные точки зрения по поводу видов разделения управленческого труда. Сущность делегирования задач, полномочий и ответственности; альтернативность степени этого делегирования. Границы диапазона контроля и влияющие на них факторы (по мнению различных зарубежных и отечественных ученых). Разделение труда в различных типах структур. Принципиальный характер связи между разделением труда и делегированием полномочий. Различные подходы к выбору «нормы» диапазона контроля и их отражение в организационных структурах. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.

Практическая часть

1. Организационно-экономическая характеристика организации

2. Проанализируйте разделения труда, делегирования полномочий и ответственности, диапазона контроля в конкретной организации. Рассмотрите организационную структуру организации (подразделения) на предмет соответствия выявленной степени разделения труда, диапазона контроля, делегирования полномочий. Сделайте выводы по проводимому исследованию.

Тема 15 Формирование (пути совершенствования) корпоративной культуры организации

Теоретическая часть

Понятие, структура и содержание корпоративной культуры организации. Содержательные измерения организационной культуры. Существующие классификации организационных культур. Основные этапы формирования корпоративной культуры организации. Методы поддержания организационных культур. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.

Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации

2. Выработайте (или проанализируйте существующую) миссию организации, определите стратегию, основные цели и ценности. Изучите сложившуюся в организации культуру, выявите позитивные и негативные ценности. Разработайте организационные мероприятия, направленные на формирование, развитие или закрепление желательных ценностей и образцов поведения. Мероприятия по изживанию негативных ценностей и установок. Дайте оценку успешности воздействий на организационную культуру. (Сделайте выводы и предложите пути совершенствовании организационной культуры организации).

Тема 16 Анализ и пути совершенствования информационного обеспечения процессов управления на предприятии (организации, фирме)

Теоретическая часть

Роль информации в менеджменте организации. Характеристика необходимой информации для управленческого процесса. Нормативно-справочная информация (законы, инструкции и т.п.). Согласование движения документации в организации. Использование современных информационных технологий.

Практическая часть

1. Организационно-экономическая характеристика организации

2. Проанализируйте информационное обеспечение управленческих процессов на примере конкретной организации, дайте оценку. Сделайте выводы и разработайте предложения по его совершенствованию.

Тема 17 Пути повышения деловой репутации организации

Теоретическая часть

Деловая репутация как экономико-правовая категория, её составляющие. Нормативно-правовые акты РФ, регулирующие деловую репутацию. Принципы и факторы управления деловой репутации. Методы оценки деловой репутации. Коэффициент деловой репутации организации. Рейтинговая и ранговая оценки деловой репутации. Система управления деловой репутации. Технология разработки стратегии управления деловой репутации. Защита деловой репутации. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.

Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации

2. Проанализируйте деловую репутацию организации, определите и охарактеризуйте в ней элементы, составляющие её содержание. Оцените деловую репутацию вашей организации. Сделайте выводы и разработайте способы повышения деловой репутации.

Тема 18 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления групповой динамикой, с целью повышения эффективности деятельности организацииТеоретическая частьПонятие «групповая динамика». Стадии формирования группы, команды. Факторы, определяющие эффективную работу группы. Оптимальное распределение ролей в группе. Причины появления неформальных групп. Управление формальными и неформальными группами. Оценка уровня развития группы, как фактора эффективности работы её членов. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации 2. Рассмотрите и проанализируйте группу в исследуемой Вами организации, укажите: на какой стадии развития она находится и почему, распределение ролей в группе, методы управления группой. Оцените уровень развития группы и дайте прогноз успешности её деятельности. Сделайте выводы и сформулируйте предложения по улучшению работы группы.

Тема 19 Оценка эффективности управления организацией

Теоретическая часть

Понятие эффективности управления. Факторы эффективности управления. Методы и показатели оценки экономической и социальной эффективности управления. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.

Практическая часть

1.Организационно-экономическая характеристика организации

2. Проведите анализ состояния системы управления на предприятии (использования и эффективности основных и специальных функций управления на предприятии, эффективности коммуникационных потоков на предприятии, эффективности принимаемых управленческих решений на предприятии и др.). Предложите свои варианты совершенствования системы управления на предприятии по отдельным направлениям.

Тема 20 Проблемы централизации и децентрализации при совершенствовании структур управленияТеоретическая частьПонятия «централизация» и «децентрализация». Преимущества и недостатки централизованного и децентрализованного управления. Степень централизации и децентрализации. Показатели, используемые для оценки степени централизации (децентрализации). Факторы, определяющие степень централизации и децентрализации. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации 2. Проанализируйте организационную структуру на Вашем предприятии. Выделите уровни управления. Оцените степень централизации (децентрализации) в управлении предприятием. Опишите факторы, определяющие степень централизации и децентрализации на Вашем предприятии. Сделайте выводы и предложите свой вариант распределения полномочий в управлении предприятием. Тема 21 Пути повышения социальной ответственности организацийТеоретическая частьПонятия социальной ответственности менеджмента, её формы и критерии оценки. Понятие деловой этики. Механизм внедрения этических норм. Основные этические проблемы в управлении. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации.2. Проанализируйте этическую и социальную ответственность в управлении Вашей организации: практика решения этически сложных проблем, стоящих перед данной организацией. Определите резервы повышения показателей этичности поведения в организации. Выявите пути повышения социальной ответственности исследуемой организации. Тема 22 Пути совершенствования коммуникационного процесса с целью эффективности деятельности предприятияТеоретическая частьКоммуникационный процесс (понятие, элементы, этапы, барьеры). Виды коммуникаций в организации. Коммуникационные сети. Управление коммуникациями в организации. Проблемы, возникающие в процессе коммуникации, и пути их решения. Эффективность организационных коммуникаций. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации.2. Исследуйте коммуникационный процесс в Вашей организации, оцените его эффективность; выявите недостатки и предложите направления совершенствования коммуникационного процесса для более эффективного достижения цели организации. Тема 23 Анализ эффективности управления человеческими ресурсами в организацииТеоретическая частьСущность понятия человеческие ресурсы. Система управления человеческими ресурсами. Эффективность системы управления человеческими ресурсами. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации.

2. Проведите анализ и оцените эффективность управления человеческими ресурсами в Вашей организации. Сделайте выводы и разработайте рекомендации по повышению эффективности управления человеческими ресурсами.

Тема 24 Исследование особенностей формирования миссии и целей организацииТеоретическая часть

Значение процесса целеполагания в организации. Понятие миссии как основного предназначения организации. Иерархия целей. Принципы и методы разработки целей деятельности. Критерии эффективности целей. Ключевые области задания целей деятельности. Факторы, влияющие на формирование миссии организации. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.

Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации.

2. Проанализируйте миссию, процесс выработки целей деятельности организации. Опишите метод выработки целей, построение дерева целей организации. Рассмотрите и проанализируйте факторы, определяющие стратегические установки данной организации. Выявите мотивацию разработки данной миссии. Разработайте предложения и рекомендации по выработке миссии и целей Вашей организации.

Тема 25. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации рабочего места (на конкретном примере).

Теоретическая часть

Понятие и структура рабочего места, основные принципы его организации. Общие требования к организации и планировке рабочих мест. Проблемы специализации и технического оснащения рабочих мест. Создание автоматизированного рабочего места сотрудника. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.

Практическая часть

1. Организационно-экономическая характеристика организации

2. Определив спецификацию, проанализируйте организацию и техническую оснащенность рабочего места конкретной должности на предприятии. Выявите недостатки и преимущества организации рабочего места. Сделайте выводы и разработайте рекомендации по совершенствованию организации рабочего места конкретной должности на предприятии.

Тема 26 Пути оптимизации управленческих решений

Теоретическая частьПонятия и классификация управленческих решений. Этапы поиска решений. Формальные и неформальные методы принятия решений. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации

2. Проанализируйте, как принимаются решения в исследуемой организации, какие существуют ошибки при принятии управленческих решений. Сделайте выводы и разработайте практические советы руководителю по устранению ошибок при принятии решений, пути оптимизации управленческих решений.

Тема 27 Совершенствование контроля качества продукции на предприятии

Теоретическая частьКачество продукции: понятие, показатели и стандарты. Организация контроля качества на предприятии. Методы контроля качества. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации

2. Определите особенность организации системы контроля качества продукции на Вашем предприятии. Охарактеризуйте деятельность по управлению качеством продукции в организации. Сделайте выводы и разработайте пути совершенствования контроля качества на предприятии.

Тема 28 Оценка эффективности управленческого решенияТеоретическая частьПонятие «управленческое решение», роль решения в управлении. Решение как элемент обратной связи. Типы проблем и методы подготовки решений. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Основные этапы в подготовке и принятии управленческого решения. Методы выработки управленческих решений. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации2. Приведите примеры проблем различных типов в управлении Вашей организацией. На примере одной из проблем рассмотрите основные этапы подготовки и принятия управленческого решения и укажите используемые методы выработки решений. Сделайте выводы по проведенному исследованию.

Тема 29 Исследование особенностей системы мотивации на предприятии (организации)

Теоретическая частьМотивирование как функция менеджмента. Система мотивации и этапы ее создания. Элементы системы мотивации. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.Практическая часть1. Организационно-экономическая характеристика организации 2. Проведите анализ системы мотивации сотрудников в Вашей организации. Используя психодиагностические методы, исследуйте мотивацию сотрудников: оцените привлекательность корпоративной культуры для сотрудников; выявите особенности мотивационной структуры личности сотрудников; определите уровень групповой мотивации. Сделайте выводы и разработайте рекомендации совершенствования системы мотивации на предприятии.

Тема 30. Проблемы управления организационными изменениями на предприятии, пути их решения

Теоретическая часть

Организационные изменения и их предпосылки. Методы проведения организационных изменений. Этапы процесса организационных изменений Сопротивление персонала организационным изменениям и методы его преодоления. Сформулируйте выводы по всей теоретической части.

Практическая часть

1. Характеристика организации.

2. Проведите анализ организационных изменений на Вашем предприятии. Исследуйте методы и этапы проведения организационных изменений. Выявите проблемы, возникающие при реструктуризации предприятия, и предложите пути их решения.

Список рекомендуемой литературы

При выполнении работы, студентами могут быть использованы следующие источники:

Основная литература

1. Башатов Н.С. Управление как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления : научно-практическое пособие / Н. С. Башатов; под ред. В. Б. Родина. – М. : ООО Изд-во АСТ, 2005 – 190 с.

2. Веснин В. Р. Менеджмент : учебник для вузов / В. Р. Веснин. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : ТК Велби. - 2006. - 504 с.

3. Виханский О. С. Менеджмент : учебник для вузов/ О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: Экономистъ, 2005. - 670 с.

4. Герчикова И. Н. Менеджмент : учебник для вузов / И. Н. Герчикова. - 4-е изд. перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 528 с.

5. Глухов В. В. Менеджмент : учебник для экономических вузов / В. В. Глухов. - 3-е изд. – СПб. : Питер, 2007. - 603 с.

6. Дафт Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт. – пер. с англ. - 6-е изд. - СПб. : Издательство «Питер», 2006. - 864 с.

7. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М. : Дело, 2005. - 720 с.

8. Семенов А. К. Основы менеджмента : практикум / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М. : Дашков и Ко. - 2006. - 476 с.

9. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента : учеб. пособие для вузов / Н. И.Кабушкин. – 10-е изд., стереотип.- М. : Новое знание, 2007. – 336 с.

Дополнительная литература

1. Витке Н. А. Организация управления и индустриальное развитие (очерки по социологии научной организации труда и управления) / Н. А. Витке. - 2-е изд. - М. : НК РКИ СССР, 1925.

2. Грейсон Дж.мл., О. Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI века : пер. с англ. / Авт. предисл. Б. З.Мильнер. - М. : Экономика, 1991. - 319 с.

3. Друкер Питер Ф. практика менеджмента. : пер с англ. : учеб. пособие. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2000. – 398 с. : ил.

4. Классики менеджмента / под ред. М. Уорнера / Пер. с англ. под. ред. Ю. Н. Каптуревского– СПб. : Питер, 2001. – 1168 с. : ил.

5. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. – СПб. : Питер, 2004. – 800 с.

6. Литвак Б. Т. Практические занятия по менеджменту : мастер класс / Б. Г.Литвак. – М. : Дело, 2005. – 383 с.

7. Менеджмент : теория и практика в России : учебник для вузов / под ред. А. Г. Поршнева и [др]. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.-528 с.

8. Основы теории управления : учебник для вузов / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М. : Финансы и статистика. - 2004. – 560 с

9. Робинс Стивен П. Менеджмент / Стивен Р. Робинс, Мэри Коултер. - пер с англ. - 6-е изд. - М. : Изд.дом «Вильямс», 2004. - 880 с.

Периодические издания

1. Корпоративная культура

2. Управление персоналом

3. Менеджмент в России и зарубежом

4. Менеджмент сегодня

5. Журнал управление компанией

6. Российское предпринимательство

7. Проблемы теории и практики управления

8. Справочник по управлению персоналом

9. Российский журнал менеджера

10. Консультант директора

11. Управление человеческим потенциалом

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ

РАБОТЫ

К содержанию курсовых работ в Институте предъявляются следующие требования:

· Актуальность исследования, представленного в работе;

· Соответствие основным направлениям и итогам развития научной мысли в изучаемой области, ее современному состоянию;

· Полнота и объективность теоретического освещения изучаемой проблемы как в целом, так и отдельных ее частей;

· Доказательность, научная аргументация рассматриваемых положений;

· Достоверность, типичность (а не случайность) используемых данных, примеров, фактов;

· Использование информационных технологий, базирующихся на применении средств современной вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ И

ОФОРМЛЕНИЮ

Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы:

· титульный лист;

· задание на курсовую работу;

· аннотацию;

· оглавление;

· введение;

· основной текст;

· заключение;

· библиографический список;

· приложения (при наличии).

4.1 Титульный лист– начальный лист курсовой работы. Титульный лист оформляют в соответствии с Приложением А, Б.

На титульном листе размещаются выходные сведения о курсовой работе:

1. Наименование вышестоящей организации.

2. Наименование организации, в которой выполняется работа.

3. Наименование кафедры, по которой выполняется работа.

4. Форма работы: Курсовая работа.

5. Наименование дисциплины, по которой выполняется курсовая работа.

6. Тема работы без точки.

7. Исполнитель (студент) с указанием формы обучения, специальности, курса, индекса группы, инициалов имени и отчества и фамилии автора.

8. Руководитель работы с указанием должности, кафедры, инициалов имени и отчества и фамилии руководителя.

9. Место написания.

10.Год написания (без буквы «г.»).

Титульный лист подписывается студентом и руководителем.

Титульный лист включается в общее количество страниц работы, но не нумеруется.

4.2 Задание на курсовую работувключается в текстовую часть после титульного листа, не нумеруется и не включается в общее количество листов.

На бланке «Задание на выполнение курсовой работы» располагают следующую информацию:

1. Наименование организации, в которой выполняется работа.

2. Наименование кафедры, по которой выполняется работа.

3. Наименование дисциплины, по которой выполняется курсовая работа.

4. Тема работы.

5. Исходные данные к работе.

6. Перечень подлежащих к разработке в работе вопросов.

7. Перечень внетекстовых элементов (таблиц, рисунков).

8. Дата выдачи задания.

9. Срок сдачи студентом законченной работы.

Задание подписывается студентом и руководителем.

В п. «Исходные данные к работе» перечисляются законодательные и нормативные акты, фамилии ученых, изучение трудов которых обязательно при подготовке и выполнении курсовой работы.

Задание на курсовую работу оформляется в соответствии с Приложением В.

4.3 Аннотация –краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. Составляется автором согласно ГОСТ 7.9–95 и должна включать краткую характеристику курсовой работы (сведения о структуре, цели, содержании). В заключительной части аннотации определяется читательский адрес.

В читательском адресе курсовой работы необходимо указать:

· для студентов какого направления (специальности, специальностей) предназначается данная работа;

· дисциплина, указанная в соответствующем учебном плане по направлению или специальности (специальностям).

Рекомендуемый ГОСТ 7.9–95 средний объем аннотации 500 печатных знаков.

Аннотация располагается после задания и включается в общее количество страниц работы, но не нумеруется.

Аннотация оформляется в соответствии с Приложением Г.

4.4 Оглавление– обязательный элемент аппарата, служащий для ориентации в курсовой работе и указывающий заголовки.

В оглавление включают все структурные элементы курсовой работы, в том числе порядковые номера и наименования всех структурных единиц основного текста, с указанием номера страниц, на которых они начинаются.

Оглавление размещают на следующей после аннотации странице(цах) курсовой работы, включают в общее количество страниц работы, но не нумеруют. Заголовок «Оглавление» записывают полужирным шрифтом, размер – 16, с первой прописной буквы, располагая в центре поля страницы. Наименования, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной (ГОСТ 2.105–95).

Пример оформления оглавления содержится в Приложении Д.

4.5 Введение– структурная часть курсовой работы, вводящая читателя в суть проблематики ее основного текста. Объем Введения должен составлять 2-3 страницы печатного текста. Введение размещают на отдельной странице, располагая слово «Введение» посередине поля страницы, и записывают полужирным шрифтом, размер – 16, с первой прописной буквы.

Во Введении автор должен кратко обосновать актуальность исследования, показать теоретические основы исследования, сформулировать цель и задачи исследования, определить его объект и предмет, указать методы исследования, представить информационную базу исследования.

Актуальность исследования должна отражать степень его важности в данный момент для теории и практики.

Теоретические основы исследования – работы, концепции ученых, послужившие базой исследования в курсовой работе. Здесь рекомендуется использовать следующие формулировки: «теоретической основой исследования являются…», «теоретической базой исследования послужили труды…» и т.п.

Цель исследования – это научный результат, который должен получить автор. В формулировке цели рекомендуется использовать следующие слова «разработка», «анализ и обобщение опыта», «выявление особенностей (предмета исследования) и пу

Наши рекомендации