Вопрос 3. Стратегический анализ. Матрица SWOT.
Стратегический анализ включает анализ факторов внешней и внутренней средыорганизации, выявление потребностей и оценку необходимых ресурсов с целью ведения бизнеса в долгосрочной перспективе.
Анализ внешней среды –оценкасостояния и перспектив развития элементов деловой среды, а также факторов макроокружения, на которые организация не может оказывать непосредственного влияния. Его основными целями являются предвидение потенциальных угроз и возможностей для развития бизнеса.
Факторы внешней среды,рассматриваемые в рамках стратегического анализа:
ü Факторы макросреды (экономические, политические, правовые, социальные, технологические, природно-географические);
ü Факторы непосредственного окружения (покупатели, поставщики, конкуренты, финансово-кредитные учреждения, контролирующие организации и др.).
Анализ внутренней среды –оценка потенциала организации ее сильных и слабых сторон посредством управленческого аудита, организационной диагностики.
Анализ внутренней среды организации распространяется на следующие ее функциональные подсистемы, процессы и элементы:
ü Производство
ü Человеческие ресурсы
ü Маркетинг
ü Финансы
ü Менеджмент
ü Нововведения
ü Бизнес-процессы
ü Организационную культуру
ü И др.
Интегральным инструментом оценки внешней и внутренней среды организации является SWOT анализ.
Матрица SWOT
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | Поле СИВ | Поле СИУ |
Слабые стороны | Поле СЛВ | Поле СЛУ |
Методология:
1. Выявление сильных и слабых сторон организации, а также угроз и возможностей со стороны внешней среды.
2. Рассмотрение и отбор парных связей между выявленными факторами на полях СИВ, СИУ, СЛВ, СЛУ для формулирования стратегических решений.
4 группы стратегических условий
Анализ пар:
1. SO (СИВ) – как использовать сильные стороны в благоприятном внешнем окружении.
2. ST (СИУ) – как использовать сильные стороны для компенсации угроз внешней среды.
3. WO (СЛВ) – как за счет появившихся возможностей преодолеть имеющиеся слабости.
4. WT (СЛУ) – какие внешние угрозы.
(пропустила начало лекции)
· Стратегии сокращения (применяются после длительного периода роста, в связи с необхаодимостью повышения эффективности в течении спадов, кризисов).
a. Сокращение издержек (снижение производственных затрат, повышение производительности труда, сокращение найма, увольнение персонала);
b. Стратегия «сбора урожая» или «снятия сливок» (отказ от долгосрочного развития бизнеса в пользу получения максимальных доходов в краткосрочный перспективе). Применяется к бесперспективному бизнесу, которые не может быть прибыльно продан. Задача – получение максимального дохода от распродажи имеющегося имущества и произведенной продукции).
· Сокращение/закрытие или продажа подразделений или бизнесов для изменения границ ведения бизнеса в долгосрочной перспективе, например, для диверсификации).
· Ликвидация фирмы.
Организации реализуют стратегии последовательно или одновременно (т.е. используется комбинированная стратегия).
Для определения стратегий применяются различные инструменты анализа внутренней и внешней среды
Организации и абстрактные модели выбора стратегии.
Портфельная стратегия.
Матрица BCG.
Предназначена для анализа перспективы развития бизнес-единиц компании.(раздаточный материал)
Стратегии бизнес-единиц
(Раздатка)
Лекция 4: «Человек в организации»
Вопросы:
Управление работником в соответствии с моделью восприятия поведения индивида «Сложный человек».
Факторы, влияющие на поведение индивида в организации.
Особенности формирования восприятия.
Индивидуальное развитие в организации.
5. Стресс в организации. Синдром менеджера. Управление стрессом (самостоятельное изучение).
Тесты для диагностики способностей и психологических характеристик индивида.
Уровень интеллекта (IQ)
Уровень эмоционального интеллекта (EQ)
Локус контроля
Уровень макиавеллизма
Уровень авторитаризма