Сущность и процесс стратегического управления.
Стратегический анализ. Матрица SWOT.
Модели стратегического выбора.
Корпоративные стратегии.
Стратегии бизнес-единиц.
Вопрос 1. Цели и планирование. Миссия организации.
Цель –осознанный мотив к действию для достижения желаемого результата.
«Цель – то ради чего» /Аристотель/.
Цель –желаемое состояние / ожидаемый результат, которого стремится достичь организация.
Цели классифицируются согласно следующим признакам:
1. По масштабу: общие, локальные;
2. По актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные;
3. По временному фактору: стратегические (долгосрочные), тактические (среднесрочные) и операционные/оперативные (краткосрочные).
4. По функциям управления: организации, планирования, контроля и др.
5. По подсистемам организации: экономические, технические, технологические, социальные, производственные, коммерческие и т.д.
6. По субъектам организации: цели организации, группы и личные.
План –определенные действия или шаги, которые предпринимает организация для достижения своих целей, включающие схемы распределения ресурсов, календарные графики, промежуточные задачи.
Планирование –процесс распределения целей организации и методов их достижения (т.е. синтез целей и планов).
Значение целей и планов:обоснование смысла существования организации; руководство к действию; источник мотивации персонала; основа для принятия решений, разработки стандартов деятельности (результатов труда и рабочего поведения).
Особенности иерархического построения целей организации:
1. Цели более высокого уровня имеют более широкий обобщенный характер и долгосрочный временной интервал достижения;
2. Цели более низкого уровня носят более конкретный характер и являются средствами для достижения верхнего уровня.
Примеры стратегических целей: расширение доли рынка с 15% до 20% за ближайшие 3 года; войти в пятерку лидеров на рынке к 2013 г. и др.
Примеры стратегических планов: 1) выделение ресурсов на разработку новых, конкурентоспособных продуктов с высоким потенциалом роста; 2) модернизация методов работы с клиентами и др.
Миссия –генеральная цель организации, ее идея, смысл существования, мировоззрение и философия.
Функции миссии:
1. Внешняя функция миссии заключается в предоставлении субъектам внешней среды объективной информации о философии и предназначении организации; средствах, которые она использует в своей деятельности, ресурсах, которыми располагает, имидже, который формирует, нравственности, которой придерживается и др.
2. Внутренняя функция мисси - состоит в единении и сплоченности сотрудников, сопряжении целей предприятия с целями работников, повышения степени лояльности организации, формирование стандартов совершенства, высоких идеалов, благоприятного организационного климата, создании образа будущего, который лучше настоящего и др.
Ряд требований, учитываемый при формировании миссии:
1. Миссия должна соответствовать духу времени, отражать социально-перспективные потребности общества и отвечать ожидания населения;
2. Миссия должна быть сформулирована предельно ясно как для субъектов, так и для ее членов, исключать разнотолки;
3. Миссия должна вдохновлять, мотивировать работников;
4. Формулировка миссии должна показывать отличительные стратегические преимущества организации, особенности ее философии, ценностей, этических принципов, отношений к работникам, характеризующие уникальность компании и выделяющие ее из множества других фирм.
Современные организации формируют комплексные миссии, являющиеся сочетанием различных видов миссий.
«Совершенствование организации. Достижение нашей стратегической цели требует высокого и постоянно улучшающегося качества работы в каждой сфере деятельности и на каждом уровне организации.
Основные ценности:
1. Стремление к успеху. Мы намерены достичь самых высоких стандартов во всех областях нашей деятельности. Мы стремимся постоянно превосходить ожидания внешних и внутренних клиентов.
2. Порядочность. Взаимное уважение и этическое поведение являются основой наших отношений с клиентами и обществом, в котором мы работаем. Порядочность – определяющий принцип компании.
3. Сотрудничество. Во всем мире мы работаем единой командой для того, чтобы каждый день улучшать наши методы ведения бизнеса. Мы открыты в общении и устанавливаем четкую ответственность за принятие решений, определение проблем и способов их разрешения и за максимальное использование возможностей бизнеса».