Вопрос 1.2. Менеджмент как наука.

Проблема - перевод с латыни «задача». Менеджмент это и наука и искусство.

Наука менеджмент появилась в начале 20ого столетия, именно в то время когда появились первые труды посвященные этой науке. Эта наука социально-гуманитарная, имеющая теоретико-прикладной характер. Современный менеджмент связан со множеством наук: психология, кибернетика, психофизиология, социология, политология и др.

Предмет изучения – отношения между людьми в процессе управления организацией.

Основные категории менеджмента: объект управления, субъект управления, процесс управления, функции менеджмента, методы управления, принципы управления, законы управления.

Объекты управления – то на что (кого) направлена деятельность (организация в целом, отдельные стадии воспроизводства, управление сбытом, снабжением, НИОКР, виды ресурсов(финансовые, человеческие и тд.), конкретный работник, некие социальные аспекты).

Субъекты управления – руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений(директор, совет директоров, руководитель отдела), или любые другие люди которым делегировали полномочия по воздействию на объект управления.

Процесс менеджмента – определенная совокупность управленческих действий, логически связанных друг с другом и имеющих протяженность во времени и пространстве.

Существует 2 подхода к осуществлению процесса управления.

1. Процесс менеджмента – это непрерывная реализация функций управления для приведения объекта управления в желаемое состояние.

2. Процесс менеджмента – совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском вариантов их разрешения и организацией реализации принятых решений.

Объект управления

Вопрос 1.2. Менеджмент как наука. - student2.ru Вопрос 1.2. Менеджмент как наука. - student2.ru Вопрос 1.2. Менеджмент как наука. - student2.ru Вопрос 1.2. Менеджмент как наука. - student2.ru

Вопрос 1.2. Менеджмент как наука. - student2.ru Вопрос 1.2. Менеджмент как наука. - student2.ru Цепь команд Обратная связь

Субъект управления О <- Р <-П
(информация)

П – диагностика проблем (несоответствий фактического состояния управляемого объекта желаемому заданному (запланированному) или возможностей для улучшения деятельности);

Р – разработка и принятие управленческих решений;

О – организация выполнения принятых решений.

Функции и методы менеджмента.

Функции менеджмента – направления деятельности необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.

Методы управления – это способы реализации функций менеджмента.

Методы менеджмента:

1. Организационно-административные

2. Экономические

3. Социально-психологические

Организационно-административные методы обеспечивают четкую организованность, согласованность, трудовую дисциплину. Это методы принуждения используемые менеджерами как субъектами власти для воздействия на персонал. К ним относятся:

· Методы организационно-стабилизирующего воздействия

· Методы распорядительного воздействия

· Дисциплинарного воздействия

· И др.

Учет экономической заинтересованности трудового коллектива и каждого работника в результате своего труда реализуется использованием следующих экономических методов управления.

Экономические методы управления:

· Экономического планирования

· Экономического стимулирования

· Ценообразования

· Экономико-математических методов в целях принятия оптимальных управленческих решений

· И другие социальные методы 30-40е г.

Социально-психологические методы – это совокупность следующих специфических способов и средств воздействия на социальные процессы в трудовых коллективах:

· Планирование социального развития коллектива

· Повышения производственной и творческого активности сотрудников

· Создание благоприятного психологического климата

· Сплочение трудового коллектива

· Управления конфликтами

· Формирование групп

· Развитие организационной культуры

· Изучение и учет индивид психолог. Особенностей

· управление мотивацией сотрудников

· и др.

Принципы – общие правила, отражающие требования к управлению. Они влияют на все элементы системы управления организацией (функции, методы, организационную структуру управления и тд.)

Принципы управления по А. Файолю (начало 20 века):

1. разделение труда

2. полномочия и ответственность

3. дисциплина

4. единоначалие

5. единство действий

6. подчиненность личных интересов общественным

7. вознаграждение

8. централизация

9. скалярная цепь

10. порядок

11. справедливость

12. стабильность персонала

13. инициатива

14. корпоративный дух

Современные принципы менеджмента:

· социальная ответственность

· интенсивные коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх, по горизонтали

· доверительная атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работников

· обязательное установление долевого участия каждого участвующего в общих результатах деятельности

· своевременная реакция на изменения в окружающей среде

· ориентация на командную работу

· персонификация управления людьми

· этика бизнеса

· честность и доверие к людям

· внедрение инноваций

· перманентное организационное развитие

· и др.

Закон – объективная непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования менеджмента, его связей и взаимодействий с внешней средой.

Общие законы управления:

· закон специализации управления

· закон интеграции управления

· закон адаптации управления

· закон экономии времени

Специфичные законы (затрагивают стороны управления, для каоторых характерно взаимовлияние, т.е. изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения в другой):

· закон целостности системы управления

· закон сохранения пропорциональности и оптимального соотношения элементов системы управления

· закон зависимости эффективности решения задач управления от объема и качества использования информации

· закон совместимости технических средств и системы управления

· закон соответствия управляющей и управляемой системы

Виды менеджмента:

1. Общий или генеральный менеджмент заключается в деятельности управления организацией в целом или в ее самостоятельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц, профит-центров)

2. Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньями (управление маркетингом, инновациями, человеческими ресурсами, финансами и тд.)

В любой организации общий и функциональный менеджмент существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их сочетание определяет преволирующий тип.

По признаку содержания различают менеджмент:

1. Нормативный – включает формирование видения организации, ее миссии, стратегических целей, системы ценностей, этического кодекса и др.

2. Стратегический – разработка набора стратегий для реализации стратегических целей

3. Оперативный менеджмент –разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию стратегий развития организаций.

Наши рекомендации