Три исторически сложившихся модели менеджмента

Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в нацио­нальных характерах людей, определяемых различиями геогра­фических, исторических, социальных, культурных и др. усло­вий их формирования.

Рассмотрим американскую, японскую и европейскую мо­дели менеджмента.

В указанных моделях в первую очередь существуют раз­личия в содержании и понимании основных функций менедж­мента.

В американской школеменеджмента содержатся следую­щие функции:

1) планирование (включая миссию, цели и прогнозирова­ние);

2) организация (включая порядок использования власти,
разрешение конфликтов);

3) связующие процессы (включая, коммуникации и методыпринятия решений);

4) обеспечение эффективности деятельности организации
(включая, управление трудовыми ресурсами, функционирова­нием операционных производственных систем).

В японской школеменеджмента основные функции пред­ставлены в виде цикла:

1)планирование;

2)организация работы;

3)оперативное руководство;

4)мотивация;

5)координация;

6) контроль.

В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл фун­кций представлен в виде:

1)определение цели;

2)получение информации;

3)планирование;

4)принятие решений;
5)реализация;

6) контроль.

Если сопоставить представленные школы менеджмента, тообращают на себя внимание следующие особенности.

В американской школе менеджмента большоевниманиеуделяется коммуникационным процессам, координации и про­гнозированию как планированию в организации.

В японской школе менеджмента основа эффективностижизнедеятельности любой организации ассоциируется с высо­коквалифицированным и активным персоналом. Поэтому моти­вации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала.

В европейской (немецкой) школе менеджмента большоезначение придается целеполаганию, наличию достаточных объе­мов информации, принятию обоснованных решений.

Западная модель менеджмента

Основными характерными чертами западного стиля менеджмента являются:

1) индивидуальная ответственность;

2) самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.

Формирование западной модели менеджмента происходило в специфических условиях, которые и определили ее эффективность.

В западных странах все чаще возникала потребность в эффективном управлении, она и стала источником формирования менеджмента.

К участникам англо-американской модели управления относятся владельцы; акционеры; менеджеры; правительственные организации; биржи; консалтинговые фирмы.

Отличительные признаки западного стиля менеджмента:

1) у сотрудников отсутствует чувство преданности своей работе;

2) решение принимает один руководитель, подчиненные только помогают ему выбрать решение на основе анализа издержек производства, сбыта;

3) деловые отношения никогда не совмещаются с личными.

Особенности американского менеджмента состоят в том, что бизнесмены:

1) действуют прямолинейно;

2) прибегают к приказу в процессе согласования решения на переговорах;

3) не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса.

Главная цель – договоренность. Одно из самых важных условий – соблюдение всех законов, нормативных актов, положений, а не выгода и согласие между партнерами. В состав американской делегации на переговорах обязательно входит уполномоченный представитель, имеющий право на принятие решений, и юрист.

К преимуществам английского стиля менеджмента относятся:

1) повышенное внимание издержкам производства (стремление к их постоянному сокращению);

2) разработка новых наукоемких изделий, тщательное проведение НИОКР;

3) гибкость в использовании технологических процессов, т. е. модернизация и внедрение новых процессов происходит довольно быстро. Отличительными чертами немецкого менеджмента являются:

1) дальновидность;

2) высокая дисциплина;

3) более длительный процесс внедрения новшеств, модернизации производства.

Специфика немецкой модели управления:

1) руководство компанией осуществляется двумя структурами: правлением и наблюдательным советом. Их функции разделены, и никто не может совмещать должности обеих структур. Членами правления являются только сотрудники фирмы, наблюдательный совет может частично формироваться работниками (в зависимости от размеров компании);

2) численность наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами;

3) банковское финансирование деятельности компаний предпочтительнее акционерного;

4) банки имеют право голосования на собраниях.

Наши рекомендации