Глава 21 мотивация менеджеров и предпринимателей

В социологии менеджмента существует самостоя­тельный класс концепций, которые называют психоло­гическими теориями предпринимательства. Это не зна­чит, что в них ничего не говорится о мотивации и поведении менеджеров, напротив, здесь сравниваются модели поведения менеджеров и предпринимателей.

Инстинктивная теория мотивации У.Джемса

Первые попытки научно осмыслить мотивацию пред­принимательского поведения относятся к концу XIX века. Уильям Джемс (1842—1910), выдающийся американский философ и психолог, разработал учение об эмоциях, став­шее одним из источников бихевиоризма. Вместе со сво­им коллегой Карлом Лангом он разработал теорию эмо­ций, которая так и называется — теория Джемса — Ланга. Согласно авторам, эмоциональный ответ предшествует эмоциональному переживанию. Иначе говоря, эмоции проистекают из поведения, а не являются его причиной. «Мы боимся, потому что наше сердце учащенно забилось, у нас схватило желудок и т. д. Мы боимся потому, что бе­жим. Но мы бежим не потому, что боимся», — объяснял У.Джемс человеческое поведение при помощи простей­ших безусловных рефлексов [120], которые называются еще инстинктами.

Джеме выделил два важнейших инстинкта — често­любие и стремление к соперничеству, которые на 90% оп­ределяют успех в деловом предпринимательстве. Мы знаем, писал Джемс, что если мы не выполним эту задачу, ее выполнит кто-то другой и получит доверие или кредит. По­этому мы выполняем ее. Вот на чем основано честолюбие.

В 1892 г. У.Джемс приходит к выводу, что учение об эмоциях и учение о мотивации — вещи совершенно раз­ные. Действительно, эмоции содержат физиологические компоненты, а мотивационные реакции являются ре­зультатом взаимодействия с чем-то, что находится вне нашего тела, скажем, с предметом или другим челове­ком. Точно также различаются, выражаясь словами Джемса, тенденция чувствовать и тенденция действовать. У эмоций нет главного, что составляет суть мотива — на­правленности к цели. Эмоции — это чувство удоволь­ствия, наступающее в тот момент, когда удовлетворены наши потребности и побуждения, т. е. мотивы, направ­ленные на достижение какой-то цели.

Итак, мотивы побуждают, а цель направляет пове­дение. Но в основе лежат эмоции, т. е. стремление лю­бого живого существа доставить себе удовольствие. Если вы получаете удовольствие, работая в саду, то начнете ли вы такую работу потому, что желаете доставить себе удовольствие, или получаете удовольствие потому, что работаете в саду? Иными словами, детермированы ли все наши побуждения и потребности нашими эмоциями или часть побуждений вызвана рациональными причинами? Подобный вопрос, от решения которого зависело пони­мание предпринимательского поведения, на ранних ста­диях развития теории мотивации остался для психоло­гов нерешенным. Правда, в 1908 г. В.Макдаугал открыл еще одну составляющую предпринимательства — ин­стинкт конструктивности, а экспериментаторы приду­мали множество тестов, измеряющих эмоциональную основу предпринимательской деятельности.

Теория ожиданий и ценностей

Тем не менее добиться полного успеха в рамках тео­рии побуждений так и не удалось. Очень долго психологи спорили о том, можно ли поведение человека целиком и полностью объяснить биологически (подсознательными импульсами, эмоциями), или оно зависит еще и от когни­тивных, т. е. сознательных, целерациональных причин.

Спор мог затянуться, если бы не появился альтернатив­ный эмоционально-инстинктивный подход. В основе новой концепции лежали ценности и ожидания (экспектации), которые мало общего имеют с бессознательными побуж­дениями. Первой пробила брешь в старом подходе иерар­хическая теория потребностей А.Маслоу. В его пятичленке низшие уровни потребностей отражали инстинктивное и нетворческое поведение, а высшие, духовные потребности относились к тому, что природой в человека никогда не вкла­дывалось. Предпринимательство ориентировано именно на потребности в творчестве и самовыражении. Подобной точ­ки зрения А.Маслоу придерживался в 1954г.

Постепенно становится ясно, что прежнее понима­ние мотивов устарело. Психологи предложили различать два понятия: мотив и мотивация. Мотив выражал ста­бильные черты личности, коренящиеся по преимуще­ству в эмоциональной сфере (например, агрессия, лю­бовь, голод, страх). Напротив, мотивацию надо понимать как ситуационную характеристику — тенденцию к дей­ствию, сформировавшуюся здесь и теперь, но не пред-заложенную в человеке биологически. Если вам вдруг предложили повышение по службе, то немедленно сра­батывает множество отдельных мотивов — стремление к власти, любовь к славе и высокому положению, спортив­ная злость (или агрессия) и многое другое, что в сово­купности дает мотивацию достижения.

Новая теория мотивации, разработанная как альтер­натива старой теории побуждения, так и называлась — теория экспектации и ценностей, а ее авторами счита­ют К.Левина, Е.Толмена, Д.Макклелланда и Дж.Аткинсона. Важными элементами в ней были целеориентиро-ванное поведение и мотивация достижения.

Наши рекомендации