Современная парадигма менеджмента

Современная парадигма управления основывается на разнообразных элементах управленческого воздействия. Она использует не только такие традиционные элементы, как власть, авторитет, персональная зависимость, экономическое принуждение, мотивация, но и такие относительно новые элементы, как творческое участие персонала, образование команд, приверженность, инновационность, управление знаниями. Современная парадигма управления все в меньшей степени опирается на тейлоризм, она характеризуется не простой исполнительностью каждого работника, а его инициативой.

Парадигмой (от лат. paradeigma – пример, образец) принято считать ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Парадигма управления – это одновременно сама теория управления со своими понятиями, а также концептуальная схема постановки проблем и их решения, господствующая в науке управления.

Управленческая парадигма – система концепций, методологий и методов, образующая модель постановки и решения проблем управления, принятую в конкретной социально-экономической системе.

В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория управления. При этом изменения в практике менеджмента приводят к соответствующему развитию теории. В частности, гуманизация управления, рассматриваемая как переключение внимания с технологического управления на управление человеческим поведением в организациях, повлекла смещение интересов теоретиков с вопросов классической теории менеджмента на вопросы поведенческого характера. В то же время развитие теории оказывает влияние на практику менеджмента. Одновременно теория развивается в соответствии с практикой управления, так как реальные закономерности в управлении сначала утверждаются на практике и лишь затем описываются теорией.

Таким образом, под воздействием изменяющейся социально-экономической практики постоянно видоизменяется парадигма управления. Она не представляет собой устоявшуюся теорию и соответствующую схему выявления проблем и их решения. Она трансформируется по мере изменения в практике управления. В частности, в последние годы наметились следующие тенденции этих изменений: бурное развитие получает культура организации; стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все более широком спектре специальных приложений; методы и технологии современного управления, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор.

Задачи для самостоятельного решения

1. Сформулировать основные положения старой и новой парадигм управления (табл.1)

Таблица 1

Основные положения старой и новой парадигмы управления

№ п.п. Критерий оценки Старая парадигмаСтарая (Ф, Тейлор, А. Файопь, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.) Новая парадигма(Р. Уотерман, Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер и др.)
1. Предприятие по отношению к внешней среде    
2. Главный фактор успеха и конкурентоспособности    
3. Главная задача менеджмента    
4. Главный источник прибавочной стоимости    
5. Система управления    

2. Сопоставить принципы управления (табл.2).

Таблица 2

Принципы управления

№ п.п. Принципы (20-е годы) Принципы (90-е годы)
1. 1. Разделение труда  
2. 2. Полномочия и ответственность  
3. 3. Дисциплина  
4. 4. Единоначалие  
5. 5. Единство действий  
6. 6. Подчиненность личных интересов  
7. 7. Вознаграждение  
8. 8. Централизация  
9. 9. Скалярная цепь  
10. 10. Порядок  

Продолжение таблицы 2

№ п.п. Принципы (20-е годы) Принципы (90-е годы)
11. 11. Справедливость  
12. 12. Стабильность  
13. 13. Инициатива  
14. 14. Корпоративный дух  

3. Сопоставить парадигмы управления (табл. 3).

Таблица 3

Изменения управленческой парадигмы компании

Основные характеристики управленческой парадигмы Парадигма ХХ века Парадигма ХХI века
1. Цель бизнеса    
2. Главный стратег, обеспечивающий конкурентоспособность компании    
3. Основной принцип организации деятельности    
4. Персонал компании    
5. Мотивация менеджеров    
6. Подход к конкуренции    
7. Реакция на изменения окружающей среды    
8. Стиль руководства    
9. Движение инноваций    
10. Информация    
11. Соотношение корпоративной стратегии и стратегий бизнес-единиц    


Наши рекомендации