Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару)

Степень зрелости исполнителей Стиль лидерства Основные черты стиля
Очень низкая - не хотят и не могут принять ответственность Указания   Высокая ориентация на задачу и низкая - на отношения
Низкая - хотят, но не могут принять ответственность Продажа   Высокая ориентация на задачу и отношения
Средняя - могут, но не хотят принять ответственность Участие   Высокая ориентация на отношения и низкая - на задачу
Высокая - могут и хотят принять ответственность Делегирование Низкая ориентация на задачу и отношения

При очень низкой степени зрелости исполнители не знают, как выполнить работу. Они не хотят и не могут принимать ответственность. Для выполнения работы руководитель вынужден “давать указания” - детально регламентировать задание, осуществлять постоянное руководство, обеспечивать строгий контроль. Ясно, что при этом трудно уделять много внимания установлению и поддержанию отношений с подчиненными.

Желание исполнителей принять ответственность при их сравнительно низкой квалификации требует от руководителя и создания условий для выполнения заданий, и мотивации, и внимания к подчиненным. “В обмен” они активно работают над выполнением задания.

Достаточно высокая квалификация исполнителей позволяет руководителю не детализировать задачу. Однако исполнители имеют достаточно высокую самооценку и требуют внимания. Руководителю целесообразно привлечь исполнителей к принятию решений.

Исполнители имеют очень высокую квалификацию - они могут и хотят взять ответственность за принятие решения и его выполнение. Задача руководителя сводится лишь к делегированию полномочий и контролю конечного результата.

В. Врум и Ф. Йеттон выделяют - в зависимости от участия подчиненных в принятии решений - три стиля руководства: автократичный, консультативный и коллегиальный.

При автократичном стиле руководитель принимает решение, используя имеющуюся у него информацию, опираясь на свой опыт (A1) либо получая информацию от подчиненных (A2).

Консультативный стиль предполагает индивидуальные (C1) или групповые (C2) консультации с подчиненными. Руководитель самостоятельно принимает решение, которое отражает или не отражает результаты консультаций.

Коллегиальный стиль (K) предполагает, что группа обсуждает проблему и выбирает способ решения.

Выбор стиля руководства определяется ситуацией. Ее основные характеристики связаны с принятием решения и могут быть объединены в три группы.

1. Условия решения проблемы включают критерий выбора способа решения проблемы, степень структурированности задачи, поставленной перед исполнителем, и наличие у руководителя информации и опыта для качественного решения проблемы.

2. Отношение исполнителей к решению проблемы включает значимость причастности подчиненных к принятию решения для достижения цели и степень мотивации подчиненных в достижении цели организации.

3. Отношения между руководителем и исполнителем, включая отношение подчиненных к автократическим решениям и вероятность конфликта при принятии определенного решения.

Например, если нет четких критериев выбора оптимального решения и участие подчиненных в принятии решения не повысит эффективности выполнения принятого решения, то наиболее эффективным будет автократический стиль. Этот же стиль можно использовать, если руководитель располагает критериями и необходимой информацией, а участие подчиненных в принятии решения не повысит эффективности его выполнения. Коллегиальный стиль эффективен, когда отсутствуют надежные критерии выбора решения, нет уверенности в поддержке авторитарного решения и участие подчиненных в принятии решения повысит эффективность его выполнения.

Ситуационный подход включает ряд положений из поведенческого подхода (например, рассмотрение ориентации на отношения или задачу, анализ структурированности задачи и участие исполнителей в принятии решений). В то же время здесь рассматривается более широкий круг факторов, влияющих на выбор стиля лидерства, в частности, характеризующих конкретную ситуацию. Однако, несмотря на большое число подходов и моделей, эффективное лидерство, эффективный лидер - явление сравнительно редкое. Это обусловлено, в частности, необходимостью широкого применения качественных оценок различных факторов, влияющих на выбор определенного стиля. Достаточно ли у руководителя опыта для принятия качественного решения, структурирована ли задача, высока ли вероятность конфликта при выборе данного варианта решения, получит ли поддержку у подчиненных автократическое решение руководителя, являются ли отношения руководителя с подчиненными хорошими? Ответы на эти и многие другие вопросы определяют эффективность руководства, успех руководителя. Опора на науку помогает найти эффективные ответы. Однако руководство в значительной мере является и искусством.

Управление конфликтами

* Общая характеристика конфликта.

* Управление конфликтами.

* Организационное развитие.

Общая характеристика конфликта

Конфликт - это несогласие сторон, которые могут быть представлены индивидами и(или) группами людей.

В процессе конфликта одна сторона пытается отстаивать свою точку зрения, свои позиции и мешает это делать другой стороне.

Всегда ли наличие конфликта оказывает негативное воздействие на организацию? Как наличие и значение конфликта можно оценить с позиций различных школ в управлении (научного или административного управления, “человече­ских отношений”)? Хорошо ли, когда в организации “одномыслие”? Какие приемы, способы допустимы для отстаивания своей точки зрения? Могут ли в развивающейся организации, открытой системе отсутствовать конфликты? На эти и другие вопросы руководитель, лидер должен своевременно находить эффективные ответы.

В развитии отношения к конфликтам можно выделить три этапа.

1. Существование конфликтов. Общая оценка конфликта как исключительно негативного явления, крайне нежелательного в организации. В хорошей организации конфликтов не должно быть. Отсутствие конфликтов - один из критериев оценки качества организации. Ф. Тейлор и М. Вебер видели в конфликтах разрушительные свойства и обосновывали меры для “полного устранения конфликтов”.

2. Возможность устранения конфликтов. На этом этапе признавалось, что конфликты в организации неизбежны, так как имеют объективные причины. Невозможно раз и навсегда устранить все конфликты. Однако возможно и необходимо стремиться к устранению или ослаблению разрушительных последствий конфликта.

3. Анализ качества и последствий конфликта. Принципиально новой здесь является оценка конфликта, который не обязательно является негативным явлением. Бесконфликтное развитие не только невозможно, но и нежелательно, так как не позволяет выявить и использовать все возможности организации.

Важными характеристиками конфликтов являются их причины, объекты, уровни сторон конфликта, а также характер последствий конфликтов. Схема основных характеристик конфликтов приведена на рис. 20.

 
  Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru

Конфликты

 
  Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru

Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Субъекты Объекты Причины

           
  Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru   Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru   Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru

Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Индивид - индивид Ресурсы Взаимосвязь задач

(межличностный)

           
  Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru   Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru   Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru

Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Индивид - группа Решения Различия в целях

           
  Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru   Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru   Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru

Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Группа - группа Результаты Различия в

представлениях

           
  Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru   Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru   Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru

Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Внутриличностный Рабочее место Различия в поведении

       
  Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru   Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru

Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Внутригрупповой Неудовлетворительные

коммуникации

 
  Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru

Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) - student2.ru Внутриорганиза-

ционный

Рис. 20. Классификация конфликтов

Внутриличностный конфликт занимает в этой классификации особое место, поскольку здесь отсутствуют другие субъекты. Такой конфликт может возникать в силу противоречий различных ролей менеджера, выполняемых им функций, содержания его труда, мотивации и психологического микроклимата в коллективе. Например, работник заинтересован в увеличении заработной платы, охране труда, выплате социальных пособий. Если он является и акционером, то стремится к росту прибыли, дивидендов, стоимости акции, в том числе и за счет снижения текущих расходов.

В межличностных конфликтах стороны могут быть представлены двумя индивидуумами либо группой и индивидом, либо двумя подгруппами одной группы (внутригрупповой).

Наиболее масштабными являются внутриорганизационные конфликты. Их частным случаем может стать конфликт, где стороны представлены двумя группами данной организации.

По характеру последствий конфликта, его воздействию на эффективность деятельности организации различают функциональные (конструктивные) и дисфункциональные последствия.

Функциональными являются последствия разрешения конфликта, приводящие к повышению эффективности деятельности организации.

Дисфункциональные последствия конфликта оказывают негативное (дис­функциональное) воздействие на организацию. Такие последствия могут выражаться в снижении степени удовлетворенности работой, ухудшении отношений внутри групп и между группами.

Таблица 5

Наши рекомендации