Методологическая система и логика
стратегического планирования
Структурные элементы методологической системы
стратегического планирования
Логика стратегического планирования
Содержание логики стратегического планирования
1. Методологиялюбой науки представляет собой органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, обще-научных методов познания и специфической, частной методологии. В методологической подсистеме науки стратегического планирования выделяют три структурных элемента, к которым относятся:
теория и методология философии, социологии и экономики. Это общий и главный теоретико-методологический и научный элемент стратегического планирования. В его основе лежат теория познания, диалектика, а также теория функционирования рыночной экономики;
общенаучная методология. Включает в себя систему общенаучных методов, таких, например, как наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция; экстраполяция, аналогия, сочетание исторического и логического, моделирование социально-экономических процессов, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.;
локальная система методологии стратегического планирования – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, связанных с разработкой проектов управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов развития различных социально-экономических подсистем и общества в целом. В этом структурном элементе науки стратегического планирования конкретизируются и развиваются общая методология общественных наук, теория познания и система общенаучных методов применительно к предмету данной науки.
Методология стратегического планирования в узком смысле - это совокупность важнейших теоретических принципов и методов, используемых в процессе составления стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов, обеспечивающих переход от познания системы законов развитая объектов стратегического планирования к их практическому использованию при регулировании экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, его отдельных подсистемах и элементах.
2. Решение любых проблем управления, следовательно, и стратегического планирования имеет определенную логику. Под логикой стратегического планирования понимают упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы стратегического планирования, а также определение исходного пункта, отталкиваясь от которого они должны решаться и которому должен подчиняться весь процесс плановой работы.
3.Содержание логики стратегического планирования раскрывает следующие ее структурные элементы:
определение и формулирование цели (или системы целей), которую
ставит перед собой в планируемом периоде субъект стратегического планирования (это отправной пункт логики стратегического планирования, ее главная идея);
анализ исходного уровня развития объекта стратегического планирования в период, предшествующий планируемому, и уточнение параметров достигнутого уровня и его структуры к началу этого периода;
определение объема и структуры потребностей общества (или
его подсистем - отрасли, предприятия и т.п.) в планируемом периоде, в результатах функционирования соответствующих объектов стратегического планирования;
выявление объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало планируемого периода и вновь создаваемых в планируемом периоде;
согласование, балансирование потребностей и ресурсов социально-экономических подсистем различного уровня путем преодоления временных противоречий, несоответствий между ними на основе шкалирования, ранжирования потребностей и подготовка управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов.
Под целями в стратегическом планировании понимаются желательные состояния или результаты функционирования соответствующего объекта планирования в определенный момент будущего. Задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода стратегического планирования.
Анализ исходного уровня состояния объекта стратегического планирования в предплановый период - вторая важная процедура логики планирования. Значение этой процедуры определяется тем фактом, что развитие национальной экономики, корпорации, фирмы в ближайшие после базисного периода годы в значительной мере предопределено наличными производст-
венными мощностями, трудовыми ресурсами и другими факторами воспроизводства, сложившимися в предплановый период. Он производится на двух уровнях - макро- и микроэкономическом:
анализ уровня развития национальной экономики включает комплексное изучение темпов развития, структуры внутри каждой отрасли, между отраслями, в границах регионов, субъектов Федерации. (В объект анализа можно также включить межрегиональные и межгосударственные корпорации). Завершается анализ состояния экономики страны в предплановый период общей оценкой уровня ее социально-экономического развития. Одновременно проводится сопоставление этого уровня с аналогичными показателями наиболее развитых в экономическом отношений стран мира;
на микроуровне осуществляется анализ внутренней и внешней среды, где выясняется:
использование потенциала фирмы (предприятия);
ее сильные и слабые стороны;
возможные конкуренты и их предполагаемые действия;
состояние конкурентной среды отрасли, перспективы ее развития, движущие силы;
состав макроокружения, его составляющие и их влияние на предприятие (как правило, анализируются социальная, экономическая, правовая, политическая и технологическая составляющие).
Третий структурный элемент логики стратегического планирования - всестороннее изучение объема и структуры потребностей общества, его отдельных подсистем в планируемом периоде. Выявление потребности общества в различных товарах и услугах - чрезвычайно важная процедура логики стратегического планирования, так как любая фирма, корпорация, общественные институты возникают и функционируют для удовлетворения определенных потребностей людей. Под ними понимают объективно необходимые условия протекания жизненных процессов, соответствующие исторической ступени развития общества общественного производства и общественных отношений. Удовлетворение потребностей предполагает наличие у общества хозяйствующих субъектов, соответствующих ресурсов.
Расчеты объема ресурсов - четвертый элемент логики стратегического планирования. Ресурсы общества – это его потенциалы: естественно-ресурсный, трудовой, научно-технический, экономический, социальный, духовный, внешнеполитический. Потенциал (в переводе с лат. - сила, мощь) - совокупность имеющихся возможностей, средств в какой-либо области.
После комплексного расчета общественных и личных потребностей и определения ресурсов, которыми будет располагать общество для экономического, социального и духовного развития, хозяйствующие субъекты для обеспечения нормального функционирования в перспективе переходят к очень трудной работе - согласованию ресурсов и потребностей, приведению их в оптимальное соответствие между собой. Это заключительная стадия в логике стратегического планирования.