Теории «Х» и «Y» Д. Макгрегора.
Принципы «школы человеческих отношений» во многом были противоположны принципам «школы научного управления». Анализ этих различий позволил американскому ученому Дугласу Мак Грегору разработать «теорию X» и «теории Y». Они отражали два типа взглядов на работников, что объясняло существование двух типов управления. Он
открыл, что понимание менеджером природы и
поведения человека очень важны при выборе стиля
действий менеджера. «Теория Х» представляет традиционный взгляд на управление, в соответствии с которым управление и контроль осуществляются авторитетом. Для организации типа X характерны следующие предпосылки.
1. Обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается eе избегать.
2. Вследствие нежелания работать большинство людей только путём принуждения с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществлять необходимые действия и затрачивать те усилия, которые необходимы для достижения организацией своих целей.
3. Средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации. Речь идёт не о естественном стремлении любого человека к безопасности, а о стремлении избегать риска и связанной с ним возможной опасности.
В противоположность теории Х теория Y имеет следующие предпосылки.
1. Выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека столь же естественно, как и во время игры или на отдыхе.
2. Нежелание работать не является наследственно присущей чертой человека. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда, их соответствия или несоответствия его интересам, способностям и желаниям.
3. Внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей. Люди могут осуществлять самоконтроль и самопобуждение к деятельности в интересах организации, если у них развито чувство ответственности, обязательства по отношению к организации.
4. Ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации.
5. Обычный человек, воспитанный определённым образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стремится к этому.
Теории «Х», и «Y»,
определяли крайности, которыми менеджер пользовался
как предположениями. В реальной жизни конкретные
люди — это «ХY». Учение Макгрегора представлялоинтеграцию индивидуальных и организационных
целей,которая вела к гармонии интересов организации
и каждого ее члена.
В 50-е годы XX в. Мак Грегор сделал вывод о том, что управление типа Y гораздо эффективнее, и рекомендовал менеджерам создавать условия, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно наилучшим образом достигает своих личных целей.
По мнению Д. Макгрегора, предположения «Теории Y» не являются окончательно утвержденными, они выступают скорее как своеобразное «приглашение к обновлению» общепринятой на практике традиционной «Теории Х». Макгрегор подчеркивал, то, во что верит человек как в истину, побуждает его действовать соответствующим образом. В свою очередь аналогичное поведение побуждает и других поступать так, как от них этого ожидают. Именно таким образом создаются самореализующиеся пророчества. Например, если менеджер считает своих подчиненных ленивыми и безответственными, то он создаст такую систему поощрений и наказаний, к которой работники быстро приспособятся и будут вести себя в соответствии с ожиданиями менеджера, как это предполагает «Теория Х». Принятие менеджерами предположений «Теории Y» позволит в определенной мере улучшить существующую практику производства и управления.
Сложность применения на практике «Теории Y» во многом связана с тем, что люди привыкли к тому, что ими управляют, их контролируют в рамках организации, а удовлетворить свои социальные, эгоистические потребности, а также потребность в самовыражении можно только вне организации. Причем, по мнению Макгрегора, такая установка характерна для менеджмента также как и для работника.
Д. Макгрегор выделил ряд явлений в менеджменте, согласующихся с «Теорией Y»: децентрализация и делегирование полномочий, расширение фронта работ, предполагающее объединение нескольких работ в одну и обеспечение целостности задания, соучастие и принятие принципов консультативного менеджмента.