Принципов менеджмента качества. принятие решений, основанных на фактах
Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками таких данных могут быть результаты внутренних проверок системы качества, корректирующих и предупреждающих действий, жалоб и пожеланий заказчиков и т.д.
Также информация может основываться на анализе идей и предложений, поступающих от сотрудников организации и направленных на повышение производительности, снижение расходов и т.д.
Принцип фактической обоснованности решений прослеживается в таких проявлениях и действиях организации, как:
● проведение измерений, сбор целевых данных и информации;
● обеспечение достаточно полными, достоверными и точными данными и информацией;
● анализ данных и информации;
● понимание значимости подходящих статистических методов;
● понятие решений и выполнение действий, базирующихся на результатах логического анализа соотношения практического опыта и интуиции.
TQM предлагает цепочку взаимосвязанных процессов для принятия решений:
Японские ученые (в первую очередь профессор К. Исикава) отобрали из множества статистических методов 7 методов — "7 основных инструментов контроля качества"
- гистограммы (Гистограмма обнаруживает количество вариаций, которые имеет процесс)
- временные ряды (Временной ряд предназначен для наглядного представления данных)
- диаграммы Парето - это особая форма вертикального столбикового графика, которая помогает определить, какие имеются проблемы, и выбрать порядок их решения.
- причинно-следственные диаграммы Исикавы( применяется, когда требуется исследовать и изобразить все возможные причины определенных проблем или условий)
- контрольные листки
- контрольные карты
- диаграммы рассеяния
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ СМК. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПОЛНОМОЧИЯ И ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ В СМК.
4.3 Планирование СМК направлено на определение и разработку процессов, необходимых для результативного и эффективного достижения целей в области качества и выполнения требований к качеству, соответствующих стратегии организации.
4.3.1 Планирование охватывает деятельность всех подразделений организации.
4.3.2 При осуществлении планирования учитывают:
- стратегию организации;
- политику в области качества;
- определенные цели организации;
- определенные потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон;
- законодательные и другие обязательные требования;
- уроки, извлеченные из предыдущего опыта;
- данные отчета-анализа функционирования СМК в организации;
- данные о характеристиках продукции;
- данные о показателях процессов;
- указанные возможности для улучшения;
- оценку соответствующих рисков и данных об их уменьшении;
- результаты анкетирования потребителей, за прошлый период;
- бюджет организации.
4.3.3 В результате планирования определяют процессы жизненного цикла продукции, включающие:
- необходимые для организации навыки и знания работников;
- ответственность и полномочия для осуществления планов улучшения процессов;
- необходимые ресурсы, такие, как финансовые ресурсы и инфраструктура;
- совокупность показателей для оценки улучшения деятельности организации;
- потребности в документации, включая записи.
4.3.4 Планирование создания, поддержания и улучшения СМК документально оформляется в виде Программы качества.
4.3.5 Основные направления планирования создания, поддержания и улучшения СМК отражаются в виде разделов Программы качества:
- разработка новых и актуализация действующих документов СМК;
- разработка процессов, необходимых для результативного достижения целей в области качества;
- проведение внутренних и внешних аудитов (проверок) СМК;
- инфраструктура;
- информационное обеспечение СМК;
- обучение и повышение квалификации персонала;
- внедрение новой техники и технологий;
- проектирование и разработка новых видов услуг;
- улучшение качества услуг;
- улучшение;
- стандартизация, сертификация;
- охрана труда.
Ответственность, полномочия и обмен информацией
Руководство устанавливает распределение ответственности, полномочий и взаимодействие подразделений в системе менеджмента качества. Диапазон полномочий зависит от степени важности принимаемых решений. Системный подход к управлению качеством предполагает, что менеджмент качества является функцией каждого подразделения организации. Весь персонал должен быть осведомлен о важности его деятельности, о роли в достижении установленной политики и целей, о вкладе в выполнение требований потребителя.
Установление процесса внутреннего обмена информацией повысит результативность СМК. Организация должна уведомить каждого сотрудника, обеспечить его сведениями о действующих процессах внутреннего обмена информацией. Документация, касающаяся качества, играет важнейшую роль в деле установления процесса обмена информацией. Она должна быть ясной, побуждающей к действию.
Необходимо информировать сотрудников подразделений различных уровней и функций о предупреждающих действиях и процедурах изоляции несоответствующей продукции. Чрезвычайно важно обеспечить обмен информацией о разработке и постановке на производство новых видов продукции, изменениях в сырье, материалах или оборудовании, изменениях в уровне квалификации персонала и запросах потребителей. Особое внимание следует уделять новым законодательным требованиям, требованиям технических регламентов, вопросам возникновения рисков, связанных с новыми опасными факторами и способами их устранения.
Представитель руководства может привлекать к работам по обеспечению функционирования системы менеджмента качества любых сотрудников, однако он должен быть главным лицом при взаимодействии с заинтересованными сторонами. Внутри компании представитель руководства является «агентом потребителя» в вопросах качества. Важно избегать или устранять потенциальные источники конфликта интересов, связанных с другими обязанностями представителя руководства. Он же обязан обеспечить соответствующие процессы обмена информацией внутри компании.