Тема 7. Критерии совместимости элементов социальных систем

1. Принцип совместимости элементов как отражение объективной возможности их непротиворечивого взаимодействия.

2. Психофизиологическая совместимость как предпосылка преемственности поколений.

3. Социально-культурная совместимость и её роль в сохранении коллективных ценностей.

4. Идентификационно-целевая совместимость как основа стабильности элементного состава организации.

5. Профессионально-статусная совместимость и её роль в создании кадрового резерва.

6. Формирование гомфотерных групп в практике социальной работы с населением.

Тема 8. Варианты структурной иерархии социальной организации

1. Государственный и негосударственный секторы социальной работы. Общефедеральный и региональный уровни управления.

2. Принцип социальной иерархии как отражение объективно заданной соподчинённости элементов социальной организации.

3. Использование различных структур организации в учреждениях социальной защиты населения.

4. Координационные и субординационные связи и их административно-техническое обеспечение.

5. Линейная, функциональная и линейно-функциональная структуры организации.

6. Линейно-штабная, дивизионная, матричная и линейно-карточная структуры организации социальных служб.

Тема 9. Координация и субординация трудовых целей

1. Принцип координации и субординации трудовых целей как отражение объективно заданной базовой целеустремлённости социальных систем.

2. «Дерево целей» Ч. Черчмена и Р. Акоффа.

3. Представления об общих и аналогичных целях различных элементов социальных систем.

4. Диалектика имманентных и внешне заданных целей социальной организации.

5. Ранжирование приоритетов социальных и индивидуальных целей в различных школах социальной организации.

6. Интериоризация общих и внешне заданных целей как условие успешной работы учреждений социальной защиты населения.

Раздел III. ПРОЦЕССУАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 10. Оптимизация процессуальных функций управления

1. Роль социальной политики в планировании социаль­ной работы. Долгосрочное, среднесрочное и оперативное планирование.

2. Реализация принципа единства целей управления. Программно-целевое планирование. Анализ ситуации и учёт ресурсной базы.

3. Поиск способов достижения целей в соответствии с критериями оптимальности. Соотнесение результатов и затрат.

4. Анализ альтернативных вариантов достижения результатов деятельности в ходе моделирования конкретных ситуаций управления.

5. Этапы достижения результатов. Постановка задач, применение оптимальных способов и средств. Контроль и измерение результатов.

6. Обеспечение обратной связи, необходимой для коррекции методов и средств достижения поставленных целей.

Тема 11. Управление формализованными и неформальными элементами социальных объектов

1. Принцип структурно-функциональной лабильности как отражение объективного сочетания единоначалия и демократических основ в управлении производством.

2. Ротация институциональных и неформальных начал в руководстве коллективом. Социальное партнёрство и коллективное управление.

3. Коллективное и единоличное принятие решений. Взаимодействие руководства, общественности и неформальных групп в коллективе.

4. Анализ особенностей различных уровней управления в социальной сфере. Регулирование процессов управления. Многообразие методов управления.

5. Роль мотивации и контроля в деятельности работников социальных служб. Аттестация и карьерный рост.

6. Развитие различных видов мотивации. Оплата труда, материальное и моральное стимулирование.

Тема 12. Нейтрализация дисфункций управления

1. Принцип нейтрализации дисфункций как отражение объективной способности управляемой системы к социально ориентированному саморегулированию.

2. Стили управленческой деятельности как формы реакции на дестабилизацию социальной системы.

3. Характерные внутренние и внешние, объективные и субъективные, главные и второстепенные причины дисфункций.

4. Дисфункции управляющего звена социальной системы.

5. Манипулятивные и демократические стратегии управления.

6. Учёт динамики влияния внешней и внутренней среды в процессе управления учреждениями социальной защиты.

Наши рекомендации