Принципы управления качеством по Демингу
· Постоянство цели –улучшение продукции и обслуживания
· Новая философия путем познания менеджерами своих обязанностей и принятия на себя лидерства на пути к переменам
· Устранение зависимости от массового контроля
· Ликвидация практики закупок по самой дешевой цене
· Улучшение каждого процесса для улучшения качества, повышения производительности и уменьшения затрат.
· Введение в практику подготовку и переподготовку кадров.
· Учреждение «лидерства» в системе управления персоналом
· Изгнание страхов, чтобы все могли эффективно работать для предприятия
· Разрушение барьеров между подразделениями; исследования, проектирование, производство и реализация должны быть объединены, чтобы предвидеть проблемы производства и эксплуатации
· Отказ от пустых лозунгов, призывов
· Устранение произвольно установленных заданий и количественных норм
· Предоставление работникам возможности гордиться своим трудом
· Поощрение стремления к образованию и совершенствованию
· Обеспечение приверженности делу повышения качества и действенности высшего руководства
Принципы составил Эдвард Уильям Деминг (1900-1993)
Японские подходы к системе менеджмента качества
Повышение качества с одновременным снижением затрат.
· Управление процессами посредством отслеживания расходов с помощью функции потерь качества.
· Целенаправленная оптимизация продукции и процессов до производства, т.е.контроль до запуска производства.
Предотвращение невидимой ошибки
· Надо как можно ближе подойти к источнику проблемы, где проблема действительно возникла и где она снова появится.
· Ввести сразу все необходимые виды контроля и меры предотвращения повторного появления проблемы.
- Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров.
- Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность.
- Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение.
- Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества.
- Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справиться с затруднениями и содействовать решению проблем по мере их возникновения, японцы зачастую размещают управленческий персонал* прямо в производственных помещениях.
- Поддержка чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.
Развитие менеджмента качества (с середины 20 века по настоящее время).
Рыночно-ориентированное
Качество – 50-е – 80-е годы ХХ века
Цель: обеспечение наиболее полного удовлетворения запросов потребителя
Качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям. Удовлетворение требований и пожеланий потребителей и служащих
В 50-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQC. Ее автором был американский ученый А. Фейгенбаум. Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества.
В те годы появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества.
Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное увеличивалось.