Глава 12. практическая часть курса

На этом этапе слушатели должны понимать суть и содержание стратегического планирования, в частности, теоретические основы, проблемы, механизмы, отдельные направления стратегического планирования с таким расчетом, чтобы закрепить материалы. Поэтому здесь, по существу, раскрывается степень освоения курса. В этом разделе студент должен показать: какие товары надо производить, в каком количестве, по каким ценам действительно реализовать на потребительском рынке, куда их направить в первую очередь, чтобы получить желаемые результаты и т.д. Поэтому здесь еще раз следовало бы привести наиболее яркие примеры:

Пример 1.

Допустим, что фирма на протяжении 3―4 лет развивается удачно, то есть ежемесячная заработная плата сотрудникам выплачивается в соответствии с положением. Кроме того, руководитель фирмы имеет возможность каждый квартал доплачивать премиальные 1,5―2,0 оклада активным сотрудникам.

В этих обстоятельствах задача руководителя заключается в том, чтобы закрепить позитивные процессы и одновременно их усилить. В связи с этим руководитель фирмы, как правило, составляет стратегические планы развития с таким расчетом, чтобы увеличить доходность фирмы.

Однако мы должны напомнить слушателям, что экономика ― это искусство возможного. Подчеркните, что каждое предприятие в состоянии производить конкурентоспособный товар. В то же время каждое предприятие подвергается риску, угрозам и т.д., поскольку конкуренты также в состоянии производить более конкурентоспособный товар. Действительно, допустим, что на потребительском рынке появился такой же товар, как производили на нашем предприятии. Причем, товар оказался дешевле и лучшего качества. В результате встают вопросы, что с нами произойдет? почему мы допустили появление такого товара на потребительском рынке? кто виноват?

Суть вопросов заключается в том, что мы были обязаныпредвидеть потенциальные возможности наших конкурентов независимо от их мест расположенияи в случае необходимости обосновать соответствующие мероприятия.

Пример 2.

Допустим, что торговый комплекс осуществляет свою деятельность с таким расчетом, чтобы обеспечить запланированный уровень рентабельности. Чтобы удержать определенный уровень рентабельности, торговый комплекс должен иметь стратегические планы: какие товары надо завозить, в каком количестве, по каким ценам их реализовать и т.д. В противном случае удержать запланированный уровень рентабельности, как правило, становится проблематично.

Затем в практической части должно быть разъяснено слушателям как нужно проводить конкретные расчеты на основе эконометрических расчетов. Самое главное ― научиться делать выводы с конкретными предложениями. Для этого вначале расчеты следует осуществлять обычными традиционными методами, а затем ― на основе эконометрических методов, используя программные средства[4].

Познавательные задачи

Пример 1.Предположим, что имеются данные, характеризующие последовательность изменения спроса (у) в зависимости от двух факторов: х (цена), z (насыщенность потребительского рынка):

у(спрос) {29,4; 29,9; 30,1; 30,4; 30,9; 31,4};

х(цена) {28,3; 31,2; 33,5; 36,4; 37,5; 38,8};

z(насыщ. рынка) {84,5; 85,6; 86,9; 87,8; 89,5; 90,8}.

Данные дают основания утверждать, что спрос возрастает, уровень роста составляет 6,8%. Возрастают цены, а также насыщенность потребительского рынка, хотя насыщенность рынка не превышает 100%.

Требуется оценить поведение спроса в дальнейшем, если тенденция сохранится.

Есть основания полагать, что данная зависимость носит прямопропорциональный характер следующего вида:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru .

Составляем систему стандартных уравнений:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

Для решения системы также составляем рабочую таблицу.

Затем составляем систему стандартных уравнений в количественном отношении:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru 182,1 = 6a + 205,7b – 525,1z : 6
  6256,88 = 205,7a + 7133,23b – 18048,43c : 205,7
  549273,38=18048,43a+627410,01b– 1584539,83c :18048,43

Получим:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru 30,35 = а + 34,2833b – 87,5166c (1)

30,4175 = a + 34,6778b – 27,7415c (2)

30,4333 = a + 34,7625b – 87,79993c (3)

(2) – (1)

(2) – (3)

Имеем:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru 0,10675 = 0,3945b – 0,2249c : 0,3945
  -0,0158 = -0,0847b + 0578c : -0,0847

глава 12. практическая часть курса - student2.ru 0,1711 = b – 0,5701c

0,1865 = b – 0,6729c

В итоге с = -0,18; b = 0,16; а = 29,3.

Имеем у = 29,3 + 0,16х + 0,18z.

Данные для расчета параметров системы стандартных уравнений:

№ Пп у х z x2 z2 xy Xz xyz zx2 xz2 y2 z2y
29,4 28,3 84,5 800,89 7140,25 832,02 2391,35 70305,69 67675,265 202069,08 864,36 2484,3
29,9 31,2 85,6 973,77 7327,36 932,88 2670,72 79854,528 23326,464 228613,63 894,01 2559,44
30,1 33,5 86,9 1122,25 7551,61 1008,35 2911,15 87625,615 97523,525 252978,94 906,01 2615,69
20,4 36,4 87,8 1324,96 7708,84 1106,56 3195,92 97155,968 116331,49 280601,78 924,16 2669,12
30,9 37,5 89,5 1406,25 8010,25 1158,75 3356,25 103708,13 125859,38 300384,38 954,81 2765,55
31,4 38,8 90,8 1505,44 8244,64 1218,32 3523,04 110623,46 136693,95 319892,03 985,96 2851,12
Сумма 182,1 205,7 525,1 7133,23 45982,95 6256,88 18048,43 549273,38 627410,01 1584539,83 5529,31 15945,22


Итак уt(1) = 29,3 + 0,16 + 0,18 = 29,64;

уt(2) = 29,3 + 0,16 ∙ 2 + 0,18∙ 2 = 29,98;

уt(3) = 30,32; уt(4) = 30,66

уt(5) = 31,0; уt(6) = 31,34.

Таким образом, на основе выявленной функции спрос увеличивается с 29,64 до 31,34, т.е. на 5,7%. В данном случае коэффициент множественной корреляции Ry(x,z) = 0,91; DR = 82,8%.

Вывод. Учитывая неполную насыщенность потребительского рынка с ростом цен, будет иметь место увеличение выпуска продукции на 5,7%. Данный вывод является адекватным на уровне 82,8%.

Пример 2. Предположим, имеются данные:

у(спрос) {18,3; 19,4; 20,9; 21,4; 22,3};

х1(цена) {22,9; 23,4; 24,8; 25,8; 26,4};

х2 (н.р.) {122,9; 123,4; 125,9; 126,8; 127,7}.

Требуется выявить дальнейшее поведение спроса.

Решение. Выбираем функцию:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru .

Составляем систему стандартных уравнений:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

Составляем рабочую таблицу:

  у (спрос) х2(емкость) х1 (цена) ух1 х12 х1х2 ух1х2 х2х12 х1х22
  18,3 122,9 22,9 419,07 524,41 2814,41 51503,7 64449,99
  19,4 123,4 23,4 453,96 547,56 2887,56 56018,66 67568,9 356324,9
  20,9 125,9 24,8 518,32 615,04 3122,32 65256,49 77433,54 393100,1
  21,4 126,8 25,7 549,98 660,49 3258,76 69737,46 83750,13 413210,8
  22,3 127,7 26,4 588,72 696,96 3371,28 75179,54 89001,79 430512,5
102,3 626,7 123,2 2530,05 3044,46 15454,33 317695,9 382204,4

После решения получим функцию спроса:

у= -75,5352 + 0,0007347х1 + 0,7737х2

уt1 = 18,57; уt2 = 19,56;

уt3 = 21,89; уt4 = 22,59;

уt5 = 23,29.

Спрос увеличивается на 21,65%.

Расчет коэффициента множественной корреляции:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

DR = R2∙ 100 = 97,3%.

Вывод. Полученные данные позволяют спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации на рынке. С достоверностью 97,3% можно утверждать, что при дальнейшем увеличении цены на продукцию спрос будет расти[5].

На практике с увеличением насыщенности потребительского рынка, а также роста цен может наблюдаться снижение спроса.

Пример 3. Предположим, имеются данные:

у(спрос) {39,3; 38,8; 38,1; 37,8; 37,1; 36,8};

х(цена) {8,7; 8,84; 8,86; 8,96; 9,01; 9,17};

z (н.р.) {135,8; 141,4; 135,9; 145,5; 139,8; 147,3}.

Нужно предвидеть изменение спроса при сохранении тенденции.

Решение. Анализ данных дает основание утверждать, что спрос снижается, уровень снижения спроса составляет 6,4%; при этом цены на товары возрастают на 5,4%; уровень насыщенности также возрастает.

В данном случае в качестве функции спроса можно выбрать функцию следующего вида:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru ,

где х ― цена;

х – насыщенность рынка;

у ― спрос;

a, b, с ― параметры системы.

Система стандартных уравнений в данном случае имеет вид:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

Составляем рабочую таблицу.

Рабочая таблица для составления системы стандартных уравнений

в количественном отношении

№ пп у z х z 2 у 2 x 2 xz 1 у х у хz y x2z z2x
39,3 135,8 8,7 18441,64 1544,49 75,69 1181,46 0,025445 0,221374 30,0626 10278,7 160442,3
38,8 141,4 8,84 19993,96 1505,44 78.1456 1249,976 0,025773 0,227835 32,21588 11049,79 176746,6
38,1 135,9 8,86 18468,81 1451,61 78,4996 1204,074 0,026247 0,232546 31,60299 10668,1 163633,7
37,8 145,5 8,96 21170,25 1428,84 80,2816 1303,68 0,026455 0,237037 34,48889 11680,97 189685,4
37,1 139,8 9,01 19544,04 1376,41 81,1801 1259,598 0,026954 0,242857 33,95143 11348,98 176091,8
36,8 147,3 9,17 21697,29 1354,24 84,0889 1350,741 0,027174 0,249185 36,70492 12386,29 198964,1
Сумма 227,9 845,7 53,54 8661,03 477,8858 7549,529 0,158048 1,410834 199,0267 67412,83

Имеем систему уравнений:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru 0,158048 = 6а – 53,54b + 845,7с

1,410834 = 53,54а - 477,8858b + 7549,529с

199,0267 = 7549,529а – 67412,83b + 1065564с

глава 12. практическая часть курса - student2.ru 0,0263413 = а – 8,9233b + 140,95c

0,0263510 = a – 8,9258b + 141,0073c

0,0263628 = a – 8,9294b + 141,1431c

глава 12. практическая часть курса - student2.ru 0,0000097 = -0,0025b + 0,0573c

- 0,0000118 = 0,0036b – 0,1358c

глава 12. практическая часть курса - student2.ru 0,00388 = -b + 22,92c

0,00328 = b + 37,72c

0,00716 = 60,64c

c = 0,000118073

b = 0,001173766

a = 0,0104738661478 – 0,01664238935 + 0,0263413 = 0,0201073.

Функция спроса имеет вид:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru .

Найдем варианты спроса на основе полученной функции:

у(х, z)(1) = 38,47; у(х, z)(2) = 37,75;

у(х, z()3) = 38,73; у(х, z)(4) = 37,26;

у(х, z)(5) = 38,31; у(х, z)(6) = 37,31.

В целом спрос снижается. В данном случае Df = 96,3%.

Вывод. При постоянно увеличивающейся насыщенности рынка и росте цен нужно хотя бы стабилизировать цены. В противном случае фирме следует переориентироваться на другой вид деятельности.

Тренировочные задачи

Задача 1. Имеются данные, характеризующие последовательность изменения спроса в зависимости от факторов:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

Требуется определить дальнейшее поведение спроса, если тенденция роста насыщенности рынка, а также темпов роста удорожания цен сохранится. Оцените качество модели.

Задача 2. Имеются данные, характеризующие последовательность изменения цен в зависимости от факторов:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

Требуется определить, по каким ценам можно выставлять товары на потребительский рынок, если тенденция спроса и насыщенности рынка сохранится на прежнем уровне. Оцените качество модели.

Задача 3. Имеются данные, характеризующие поведение спроса в зависимости от факторов:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

Требуется определить, в какой степени можно увеличить выпуск продукции, если тенденция поведения факторов сохранится на прежнем уровне. Оцените качество модели.

Задача 4. Имеются данные, характеризующие последовательность изменения спроса в зависимости от покупательной способности:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

Для характеристики зависимости у от х рассчитайте параметры следующих функций:

у = а + bx;

y = a · xb;

y = a · bx.

Оцените качество модели.

Задача 5. Обоснуйте целесообразность расширения производства, если:

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

глава 12. практическая часть курса - student2.ru

При этом коэффициент использования производственной мощности не превышает 58%.

Программные продукты

В последнее время наблюдается стремительное расширение программного обеспечения эконометрических расчетов: предлагается апробированный программный продукт-программа регрессионного анализа (ПРА-1) для многофакториальной экономической системы.

Наши рекомендации