В условиях перенасыщенности потребительского рынка

(МСМД в условиях ППР)

Факты, комментарии. В отечественной и зарубежной практике накоплен положительный опыт формирования, оценки, прогнозирования и управления потребительским рынком на основе конструкции вектора маркетинга, в частности, конструкции оперативного, стратегического, многоуровневого (сетевого) маркетинга, маркетинга микс и других. Однако в условиях перенасыщенности потребительского рынка не все элементы, составляющие конструкции вектора маркетинга, обследованы полностью. В связи с этим предлагается усовершенствованная (уточненная) модель маркетинговой стратегии в условиях перенасыщенности потребительского рынка (МСМД в условиях ППР).

МСМД в условиях ППР. И все же, в первую очередь, целесообразно: обосновать, вычислить объекты (предприятия, фирмы, различные объединения и т.д.) ― потенциальных конкурентов независимо от их месторасположения, т.е., по существу, на этом этапе необходимо иметь перечень различных предприятий, которые могут выпускать конкурентоспособный товар.

После осуществления таких стартовых работ по выбору конкурентоспособных предприятий следует приступать к формированию логико-информационной системы (см. рис.2.6). Как видно из рисунка, исследование осуществляется по трем векторам.

Первый вектор (шансы) позволяет оценить потенциальные возможности исследуемых объектов. При этом наряду с технико-экономическими показателями акцент делается на технический, технологический уровень, на профессиональный уровень подготовки специалистов и т.д. (более подробно смотрите блоки 1.1 ― 1.5 рисунка). Именно здесь, по существу, оценивается положение исследуемого объекта на рынке, следовательно, возможности выхода на новые, более прогрессивные рынки.

В условиях перенасыщенности потребительского рынка - student2.ru В условиях перенасыщенности потребительского рынка - student2.ru В условиях перенасыщенности потребительского рынка - student2.ru

Рис. 2.6. Системная логико-информационная модель стратегии маркетинговой деятельности в условиях перенасыщенности потребительского рынка

Второй вектор (риски) также учитывает (на основе элементов 2.1―2.3) оценку положения объекта на рынке, но в отличие от первого ― потенциальных возможностей конкурентов. В зависимости от конкретных обстоятельств различают риски: благоприятные, менее благоприятные, неблагоприятные. Здесь большие возможности для разумного использования элементов теории вероятности.

И, наконец, третий вектор позволяет оценить возможность замедления потребительского рынка (блоки ― 3.1―3.2).

Таким образом, предельно допустимый уровень насыщенности потребительского рынка предполагает исследование параметров: шансы, риски, угрозы, при этом делается оценка относительно конкурентных преимуществ; является ли целесообразным или нецелесообразным дальнейшее наращивание потребительского рынка и в каких условиях это возможно (см. подробно рис. 2.6).

Вопросы для самопроверки к главе

1. Дайте объяснение, как рассчитывается сводный показатель насыщенности потребительского рынка.

2. Что такое предельный уровень насыщенности потребительского рынка? Как она рассчитывается? Прокомментируйте графическую интерпретацию.

3. Охарактеризуйте кривую наличия товаров, потребления потребительского рынка, ее основные (возможные) направления.

4. Имитируйте предельно-допустимую точку насыщенности потребительского рынка.

5. Имитируйте выпуск конкурентоспособной продукции за счет качества и корректирования цен.

6. Имитируйте выпуск конкурентоспособной продукции за счет стабилизации цен и увеличения товарооборота.

7. Каков уровень насыщенности потребительского рынка в трех соседних областях (Смоленской, Тверской, Московской)?

8. Прокомментируйте отечественный и зарубежный опыт оценки насыщенности потребительского рынка.

9. Прокомментируйте отдельные модели насыщенности потребительского рынка.

10. Прокомментируйте выпуск конкурентоспособной продукции за счета стабилизации цен.

11. Прокомментируйте системную логико-информационную модель стратегии маркетинговой деятельности в условиях перенасыщенности потребительского рынка.

12. Прокомментируйте модели стратегии маркетинговой деятельности по векторам (шансы, риски, угрозы).

Глава 3. МЕХАНИЗМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Обоснование приоритетных направлений деятельности фирмы, предприятия и т.д., в свою очередь, требует наличия инструментов, механизма в виде системы экономико-математических моделей стратегического планирования и прогнозирования. Они позволяют более адекватно выявлять сценарии будущего с учетом эффективного исследования ресурсов, внутренних и внешних составляющих, факторов; с учетом угрозы, шансов риска и т.д.

В этом разделе освещается опыт моделирования, базовые модели стратегического планирования, обеспечивающие эконометрические модели. Здесь же в этом разделе сделана попытка разумно соединить математические методы с экономикой, чтобы обосновать приоритеты развития фирмы и т.д. Особый интерес представляют кривые роста, в частности, различные логические кривые: кривая Гомперца, Перла-Рида и другие для обоснования приоритетов развития.

Стратегическое равновесие

Важным, основополагающим положением стратегического планирования является равновесие.

Равновесие ― это такое состояние системы, при котором спрос и предложение характеризуются равенством. При этом нет ни дефицита, ни избыточного предложения, а значит, нет давления на изменение цены в дальнейшем, т.е. можно утверждать, что экономические процессы развиваются последовательно, органично, динамично; товары, услуги, деньги сбалансированы. Деньги в течение периода осуществляют соответствующие обороты. Рост производительности труда соответствует изменению спроса. Инфляция управляется, курс национальной валюты устойчивый и т.д., и т.п.

Однако достичь реального равновесия практически весьма проблематично хотя бы потому, что идет борьба за рынок и т.д. Здесь, как правило, вскрываются как внутренние, так и внешние факторы.

В этих условиях наиболее актуальным является поиск методов, механизмов для обеспечения равновесного состояния экономической системы.

В современных условиях активным методом достижения равновесия является разумное, органичное применение различных математических методов, в частности, линейных, динамических, стохастических, фрактальных и других. Математические методы в разумном сочетании с традиционными методами (нормативный, балансовый и др.) позволяют выявить более обоснованные варианты. На основе этих методов можно дать комплексную оценку деятельности системы, определить узкие места, предвидеть возможные источники инвестиций, определить как изменится спрос на выпускаемую продукцию, по каким ценам можно выставлять товары на потребительском рынке и т.д., т.е. математические методы позволяют (если они применяются на базе адекватной информации) дать оценку и предвидеть поведение системы с учетом ее отдельных составляющих.

Наши рекомендации