Оценка производственно-хозяйственной
Деятельности предприятия
Оценка производственно-хозяйственной деятельности (ПХД) предприятия, следовательно, исследование приоритетных направлений деятельности предприятия является ключевым составляющим. Такая оценка, как упоминалось, базируется (вытекает) на курсе планирования на предприятии. Однако в данном случае оценка должна быть более шире, глубже с таким расчетом, чтобы предвидеть возможности производства конкурентоспособной продукции.
Итак, оценка ПХД предприятия является прямым продолжением курса планирования на предприятии. Безусловно, при этом учитываются как внутренние, так и внешние факторы. Следует уделять особое внимание таким показателям как уровень конкуренции, цена товара, товарооборот, профессиональный уровень специалистов, качество товара и другие.
Процесс оценки ПХД во многих обстоятельствах следовало бы осуществлять на основе использования факториальных моделей, алгоритмов и программ. Здесь большие возможности для использования эконометрических методов с таким расчетом, чтобы получить желаемый уровень прироста продукции.
Схема анализа ПХД предприятия представлена на рис.1.1. Она состоит из трех составляющих:
ü стартовые условия;
ü модель трех конкурентных сил (факторов);
ü результирующие условия.
Обозначенные позиции в зависимости от конкретных обстоятельств могут расширяться, дополняться и т.д. Например, возможно рассмотрение четырех, пяти конкурентных сил на предприятиях и т.д. В этих обстоятельствах схема существенно изменится, изменятся и результирующие условия и т.д.
Обоснование приоритетных направлений
Деятельности предприятия
После анализа ПХД, как правило, выявляются приоритеты развития предприятия. При этом закладывается, в первую очередь, модель трех конкурентных сил (факторов). Далее выявляются, обосновываются приоритеты развития. На рис. 1.2 представлено 20 приоритетов. Все они могут уточняться, расширяться. Особый интерес представляет активизация ПХД предприятия, поскольку в данном случае закладывается вектор комплексности, системности развития производства.
ψ = F (V, Q)
V = ƒ (Т, П)
Итак
ψ = [F{ ƒ (V), Q}][3]
Рис. 1.1. Анализ ПХД предприятия
1. Стабилизация цен | 9. Улучшение имиджа предпри- | 15. Поддержание конкурентос- | ||
2. Активизация инновации- | Ятия | пособных цен | ||
онной деятельности | 10. Поиск новых покупателей | 16. Установление цен со скидка- | ||
3. Активизация инвестиции- | 11. Исследование сегментов, | ми | ||
онной деятельности | емкости, спроса, насыщено- | 17. Установление дискримина- | ||
4. Улучшение качественных | сти рынка | ционных цен | ||
характеристик товара | 12. Сотрудничество с конкурен- | 18. Инициативное изменение цен | ||
5. Возможности снижения | тами на взаимовыгодных ус- | 19. Продвижение новых ориги- | ||
себестоимости продукции | Ловиях | нальных товаров | ||
6. Сегментирование рынка | 13. Совершенствование форм и | 20. Обоснование поиска новых | ||
7. Внедрение новшеств | методов оплаты труда | более оригинальных объектов | ||
8. Немедленное реагирова- | 14. Достижение конкурентных | и другие | ||
ние на потребность рынка | Преимуществ |
Рис. 1.2. Обоснование приоритетных направлений предприятия