Схема баланса денежных доходов и расходов населения
Доходы | Расходы и сбережения |
1. Оплата труда 2. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда 3. Дивиденды 4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства 5. Пенсии и пособия 6. Стипендии 7. Поступления из финансовой системы, в том числе: страховые возмещения; ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели; изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели; проценты по вкладам; выигрыши и погашения по займам; выигрыши по лотереям; изменение задолженности населения по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица (прирост, уменьшение); возмещение ущерба репрессированным гражданам 8. Прочие поступления: от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты; от продажи утильсырья, металлолома и др. (несельскохозяйственные заготовки); другие доходы 9. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм) | 1.Покупка товаров и оплата услуг, в том числе: покупка товаров через все каналы реализации; оплата услуг и другие расходы, в том числе: оплата жилья и коммунальных услуг; оплата бытовых услуг; услуги системы образования; расходы на путевки в санатории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги; расходы на кино, театры и другие зрелища; расходы на все виды транспорта; оплата услуг связи; прочие расходы. 2. Обязательные платежи и добровольные взносы, в том числе: налоги и сборы; платежи по страхованию; возврат ссуд; приобретение лотерейных билетов; проценты за товарный кредит; обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд; страховые взносы в частные пенсионные фонды. 3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах, в том числе: прирост вкладов в учреждениях Сберегательного банка; прирост вкладов в коммерческих банках; приобретение облигаций российского внутреннего займа; приобретение облигаций государственного сберегательного займа; приобретение сертификатов Российской Федерации; прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт; приобретение акций предприятий 4. Покупка жилых помещений 5. Расходы населения на приобретение иностранной валюты 6. Деньги, отосланные по переводам (за вычетом полученных сумм) |
Всего | Всего |
Превышение расходов над доходами | Превышение доходов над расходами |
Б А Л А Н С | Б А Л А Н С |
между величиной прожиточного минимума и стоимостью продовольственного набора как 1 : 3, определяется величина прожиточного минимума);
социального минимума (в отличие от прожиточного минимума, включает в себя расширенный набор промышленных товаров).
В Российской Федерации при расчетах прожиточного минимума используется принятый в международной практике комбинированный, или нормативно-статистический, метод. В соответствии с ним прожиточный минимум – это натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей.
Продовольственный набор для расчета прожиточного минимума:
разработан специалистами Института питания АМН России и базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывает национальный характер потребления продуктов;
содержит около 40 наименований продовольственных товаров, объединенных в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи, мясопродукты, молокопродукты, рыбопродукты, яйца, сахар, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания;
обеспечивает полное удовлетворение потребности в основных пищевых веществах и энергии по всем социально-демографическим группам при минимальной стоимости «продовольственной корзины».
Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по
восьми природно-климатическим зонам, выделенным на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий жизни населения. Структура бюджета прожиточного минимума, помимо расходов на питание, включает в себя расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Нормативы на эти цели устанавливаются по доле аналогичных затрат в бюджете низкодоходных семей. Информационной базой для их обоснования служат материалы обследований бюджетов домашних хозяйств о фактической структуре расходов наименее обеспеченного населения.
7.2. Стратегическое планирование воспроизводства населения
Экономическое плановое регулирование демографических процессов
Роль и место планирования воспроизводства населения в социально-экономическом прогнозировании
Разработка и регулирование демографических прогнозов
1. Для успешного решения проблемы в области занятости населения необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производительной силы общества, субъекта производства. Население – как фактор производительной силы общества является объектом государственного регулирования в двух важнейших аспектах: социальном регулирования и стратегического планирования воспроизводства населения. Стратегическое планирование охватывает ту часть населения, которая выступает в качестве производительной силы общества, является источником формирования рабочей силы, рабочих мест, трудовых ресурсов и трудового потенциала общества.
Регулирование и стратегическое планирование демографических процессов объективно необходимо и возможно. Их важность обусловлена следующими обстоятельствами:
изменения численности, половозрастного состава населения, его профессионального и образовательного уровня, размеров семьи определяют возможное расширение рынка труда, объем и структуру потребительского спроса, экономический и социальный прогресс общества;
четкое представление о возрастной структуре населения в средне- и долгосрочной перспективах позволяет заблаговременно сориентировать развитие таких отраслей социальной инфраструктуры, как здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и др.
Регулирование и стратегическое планирование воспроизводства населения осуществляется на основе целевых установок и мер по их достижению, содержащихся в демографической политике государства как особом аспекте его социальной политики. Цели и содержание демографической политики определяются демографической ситуацией в стране. Под демографической ситуацией понимают особенности воспроизводства населения в той или иной стране или же в одной стране на разных этапах ее развития. В мировой практике различают три основных типа демографических ситуаций, а следовательно, и типа воспроизводства населения:
экстенсивное воспроизводство (свойственно, как правило, слаборазвитым в экономическом отношении странам). Для него характерен: высокий уровень рождаемости; высокий уровень показателя абсолютного воспроизводства населения (абсолютное воспроизводство – понятие, характеризующее отношение числа родившихся девочек к общей численности женщин в детородном возрасте); относительно высокий уровень прироста населения; высокий уровень смертности, низкий уровень миграции;
интенсивное воспроизводство (относится к экономически развитым странам). Его характерные черты: относительное снижение уровня рождаемости; относительно низкий уровень показателя абсолютного воспроизводства населения; резкое снижение смертности; явно выраженный процесс старения общества; высокий уровень миграции;
суженное воспроизводство, или негативная демографическая ситуация (характерно, как правило, для стран, находящихся в экстремальных условиях). Этому типу воспроизводства присущи: резкое сокращение рождаемости; снижение показателя абсолютного воспроизводства населения; относительно высокий уровень смертности; постепенное сокращение численности населения (депопуляция); хаотический характер миграционных потоков.
Российской Федерации в настоящее время присущ третий тип воспроизводства населения. Начиная с 1992 г. в России, резко ухудшились демографические показатели. Так, впервые в истории государства смертность превысила рождаемость на 1,5 промилле, а естественный рост населения сменился его абсолютным сокращением. В настоящее время картина изменилась в лучшую сторону за счет переселения эмигрантов из стран ближнего зарубежья. Ухудшение демографической ситуации, сопровождающееся сокращением рождаемости, естественного прироста населения, обусловливает необходимость разработки активной демографической политики, подготовки и осуществления мероприятий в отношении:
стимулирования рождаемости, естественного прироста, увеличения численности семьи, ее сохранения;
планирования численности семьи, регулирования рождаемости, занятости женщин в общественном производстве, ускорения миграционных процессов.
2. В современной России демографическая политика еще не сформировалась в относительно самостоятельную подотрасль социальной политики государства. Вместе с тем в программе социальных реформ на 2001–2013 гг. в Российской Федерации содержится ряд целевых установок, относящихся к сфере демографической политики. Так, в качестве приоритетных задач реформирования системы социальной поддержки семьи, женщин и молодежи в программе социальных реформ сформулированы направления:
сокращение масштабов бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семей;
создание работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
кардинальное улучшение охраны здоровья семей, усиление помощи семьям в воспитании детей;
укрепление правовой защиты детства как естественной среды жизнеобеспечения детей, обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей, улучшение питания, воспитания, образования и развития, поддержка детей и молодежи, находящихся в особо трудных обстоятельствах и др.
Решению указанных задач призваны способствовать специально разработанные меры по каждому из четырех направлений рассматриваемого аспекта социальной политики.
В области поддержки семьи это:
совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;
государственное стимулирование семейного предпринимательства, развитие различных форм промысла;
введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей, семей, имеющих несовершеннолетних детей;
развитие инновационных социальных технологий поддержки семей;
стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи.
Улучшению положения женщин должны способствовать:
создание условий для обеспечения безопасного материнства, родов, сохранения здоровья матери и ребенка, репродуктивного здоровья женщин;
планирование семьи;
недопущение занятости женщин на работах с вредными и опасными условиями труда;
усиление государственного контроля за соблюдением законодательства о правах и гарантиях работающих женщин, обеспечение конкурентоспособности и стабилизации занятости женщин;
совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки женщин;
создание условий совмещения профессиональных и семейных обязанностей работающим женщинам, имеющим детей и т.д.
В области улучшения положения детей:
обеспечение детям бесплатной и всесторонней медицинской помощи, охраны здоровья, социальной поддержки и защиты, бесплатного образования, а также общедоступного дополнительного обучения;
совершенствование системы пособий на детей, усиление адресности их предоставления в зависимости от уровня доходов семьи. Приближение размеров пособий к прожиточному минимуму;
расширение доступности круглосуточного отдыха и оздоровления детей, включая восстановление санаторно-курортного лечения подростков и др;
В сфере поддержки молодежи:
внедрение различных форм долгосрочного кредитования молодежи и молодых семей;
формирование правовых основ и системы государственной поддержки и стимулирования строительства экономичного жилья для молодежи и молодых семей путем предоставления субсидий, ссуд, долгосрочных кредитов, привлечения внебюджетных источников финансирования, содействие деятельности общества взаимного кредитования застройщиков;
совершенствование системы профориентации и профессиональной начальной подготовки молодежи, содействие ее трудоустройству и занятости, поддержка молодежного предпринимательства и самозанятости.
3. Для обоснования демографической политики и регулирования процессов воспроизводства населения большое значение имеет разработка демографических прогнозов. С их помощью:
определяют возможные изменения в численности и составе на-селения;
оценивают демографическую ситуацию (т.е. совокупность показа-телей естественного и механического движения населения, а также их изменения), складывающуюся как в отдельных регионах, так и в целом по стране;
выявляют направления миграционных потоков населения и распределение их по сферам и отраслям национальной экономики.
Разработка демографического прогноза численности населения и трудовых ресурсов осуществляется в несколько этапов.
Определяется возможный прирост численности населения в прогнозируемом периоде. Для этой цели используются в основном два метода: ретроспективной экстраполяции и передвижки возрастов.
Метод ретроспективной экстраполяции опирается на сведения о динамике общей численности населения за предшествующие годы. На основе расчета показателей среднегодового темпа изменения численности населения в эти годы и при условии существования реальных возможностей распространения выявленной динамики на прогнозируемый период перспективная численность населения каждого последующего года Нt+n определяется как произведение численности за предыдущий год Нt и среднегодового темпа изменения общей численности населения (k), т.е.: Нt+n = Нt × k.
Если численность населения изменяется неравномерно, тогда выделяют различные этапы, отличающиеся друг от друга типом динамики и ее темпами. В пределах каждого этапа рассчитывается среднегодовой темп. И в зависимости от принятой гипотезы дальнейшего изменения демографической ситуации используют показатели того периода, который наиболее однотипен с условиями основной гипотезы. В таком случае формула расчетов примет следующий вид:
(7.4)
где – среднегодовые темпы роста численности населения в структуре анализируемого периода. Возможная в прогнозируемом периоде численность населения может быть определена на основе использования локальных коэффициентов, характеризующих различные элементы его воспроизводства. В этом случае разработка демографического прогноза начинается с определения возможного прироста населения в прогнозируемом периоде:
, (7.5)
где Нt+n – число рождений – смертность ± миграция.
Для экономически стабильного государства в целом последний фактор, как правило, не имеет большого значения, однако для отдельных его территорий он может быть довольно существенным. Таким образом, прирост населения включает в себя суммарную характеристику трех самостоятельных показателей: коэффициентов рождаемости Кр, смертности Ксм и миграции Км, т.е.: ∆Н = (Кр – Ксм + Км). Может быть использован и коэффициент естественного прироста:
К∆Н = Кр – Ксм. (7.6)
Коэффициент рождаемости характеризует число рождений в среднем на 1 000 женщин в фертильном (родовозможном) возрасте. Он зависит от численности женщин в фертильном возрасте (с 15 до 50 лет), среднего коэф-фициента плодовитости и коэффициента брачности:
коэффициент плодовитости позволяет судить о способности женского организма к деторождению и исчисляется также в расчете на 1 000 женщин в детородном возрасте. Его расчеты ведутся по пятилетним возрастным группам (15–19, 20–24 и т. д., до 50 лет). Кроме того, большое значение имеют расчеты показателей реального воспроизводства – это частное от деления женской молодежи, вступившей в детородный возраст, на численность женщин, находящихся в этом возрасте;
коэффициенты брачности рассчитываются раздельно для мужчин и женщин, начиная с возраста 16 лет. Они представляют собой число браков, заключенных мужчинами и женщинами на 1 000 чел. соответствующего пола.
Определение численности населения в прогнозируемом периоде предполагает также исчисление коэффициента смертности:
(7.7)
и коэффициента миграции:
. (7.8)
В практике стратегического планирования при определении перспективной численности населения широкое распространение получил метод передвижения возрастов. Этот метод позволяет учесть изменения возрастной структуры различных групп населения и места их жительства (город, село). Большое значение при решении указанной задачи имеют таблицы доживаемости, показывающие количество людей, доживающих до следующей возрастной группы. С помощью коэффициентов дожития можно спрогнозировать на будущий период сдвиг возрастов.
Определяется структура населения, а именно:
возрастная структура населения. Все население страны делится на три большие группы: а) население в дорабочем возрасте (в интервале от 0 до 15 лет включительно); б) население в рабочем возрасте; в) население в послерабочем возрасте;
профессиональная группировка по специальностям в разрезе важнейших отраслей реального сектора экономики. Одновременно выделяют численность занятых в национальной экономике в разрезе ее важнейших отраслей и сфер деятельности.
Определяется размещение населения по территории страны. При этом особое значение имеют:
группировки размещения населения между городом и селом и перемещение его из села в город (и наоборот), т.е. миграция;
распределение по субъектам Российской Федерации.
Такого рода расчеты необходимы для определения величины и структуры так называемых «демографических инвестиций» (в жилье, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство). Одновременно подобные расчеты позволяют:
выявить излишек или недостаток населения в определенных регионах;
иметь представление о возможном положении рабочей силы на региональных рынках труда;
судить о реальном соотношении различных групп населения в отдельных регионах страны и получить необходимую информацию о реальных и возможных направлениях демографических процессов.
С группировкой населения по территории страны связана территориальная структура инвестиций в национальную экономическую систему государства.
Определяются показатели эффективности использования населения как производительной силы общества. При этом исчисляются:
фактический уровень производительности труда в масштабах всей экономики и в разрезе ее важнейших отраслей;
прогнозируемый уровень производительности труда. Прогноз динамики производительности труда имеет своей целью выявить объективные тенденции изменения уровня и темпов его роста, определить факторы производительности труда и их влияние на трудоемкость, капиталоемкость и фондоемкость национальной экономики.
Результаты демографических прогнозов широко используются как в процессе формирования социальной политики государства, в том числе и такого ее аспекта, как политика в сфере занятости, так и при прогнозировании состояния рынка труда, разработке федеральных и региональных программ занятости, программ создания и сохранения рабочих мест.
7.3. Регулирование и стратегическое планирование занятости
Формы стратегического планирования и прогнозирования занятости населения в Российской Федерации
Методика расчета спроса на рабочую силу (по А. Семенову)
1. Регулирование и стратегическое планирование занятости осуществляется на основе концепции и политики государства в области занятости населения и развития кадрового потенциала. Основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются:
прогнозы состояния рынка труда;
федеральные целевые программы содействия занятости населения;
комплексные программы создания и сохранения рабочих мест, генеральные схемы развития рабочих мест.
Подготовка перечисленных плановых документов осуществляется на основе использования системы показателей комплексного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации:
к показателям объемов производства относятся ВВП, ВНП, НД, а также эти показатели в расчете на душу населения;
основные показатели рынка труда: занятость, безработица, свободные рабочие места, совместители, спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы;
показатели доходов и потребления: номинальная заработная плата, реальная, социальные пособия, пенсии и стипендии;
важнейшие показатели фондов и материальных ресурсов: объем фондов, ввод и выбытие фондов, фондовооруженность, другие материальные ресурсы;
в группу финансовых показателей входят: уровень инфляции, уровень потребительских цен, кредитные вложения, в том числе кратко- и долгосрочные, объем эмиссии, курс доллара (обменный и реальный), текущий размер ставки рефинансирования ЦБ РФ, ставка по межбанковскому кредиту, доходы и расходы федерального бюджета, объемы неплатежей.
Прогнозирование состояния рынка труда имеет особое значение в системе стратегического планирования занятости населения. Оно определяется ролью прогнозов состояния рынка труда для федеральных и региональных органов власти как важнейшей предпосылки формирования ими правильной стратегии и тактики социально-экономического развития, совершенствования рыночных отношений, разработки бюджетов, мер по социальной защите граждан, эффективной демографической политики и т.д.
Теоретической основой прогнозирования рынка труда являются равновесная и неравновесная модели описания функций спроса и предложения рабочей силы. Обе модели исходят из того, что под спросом на рабочую силу понимается количественное выражение потребностей (в том числе и неудовлетворенных) предприятий и организаций в работниках. В таком случае спрос Ls может быть представлен следующей формулой:
Ls = L +V, (7.9)
где L – реально существующая занятость; V – вакансии, или свободные рабочие места. Предложение рабочей силы Lp может быть выражено таким образом:
Lp = L + N × Kp, (7.10)
где N – численность незанятых по биржевой статистике; Kp – коэффициент досчета, изменяющийся по логарифмической кривой в определенном интервале (количество обращающихся в службу занятости от общего числа незанятых; например, каждый восьмой, шестой, третий).
В равновесной модели главным регулирующим фактором считается заработная плата, а уравнение спроса и предложения рабочей силы записывается в линейной форме как:
Ls = a1 (w / p) + a2 × Fs,
Lp = b1 (w / p) + b2 × Fp, (7.11)
где Ls – спрос на рабочую силу; Lp – предложение рабочей силы; w – номинальная заработная плата; р – уровень цен; Fs и Fp – вектор экзогенных (внешних по отношению к моделируемой системе) переменных, определяющих спрос и предложение рабочей силы; a и b – векторы неизвестных параметров.
В данной модели заработная плата приводит рынок к равновесию, т.е. Ls = Lp, а из системы уравнений однозначно определяется выравнивающий уровень заработной платы w / p и равновесный уровень занятости L.
В неравновесной модели предполагается, что спрос и предложение не равны в любой момент времени, а занятость, реально наблюдаемая в данный момент, представляет собой величину, минимальную среди величин спроса и предложения: L = min { Ls, Lp }. Это означает, что реально занято в любой момент времени может быть не больше, чем предъявляется спрос на рабочую силу со стороны предприятий, и не больше, чем количество предлагающих ее. Согласно классическому условию равновесия рынка dQ/dL = w/p (т.е. дополнительные ресурсы труда используются, пока их предельная производительность dQ/dL эквивалентна реальной заработной плате), уравнение спроса на рабочую силу может принять следующий вид:
Ls = Ls × (w / p;Q), (7.12)
где w / p – уровень реальной заработной платы; Q – объем производимой продукции, причем d(Ls) / d (w/p) < 0; d(Ls) / dQ > 0. Прогнозы занятости разрабатываются в такой последовательности:
поскольку главным источником рабочей силы является население страны, а именно – его трудоспособная часть, в первую очередь определяется численность и половозрастной состав населения в прогнозируемом периоде. При этом должны учитываться демографическое и миграционное поведение людей;
затем выясняется количество трудовых ресурсов (экономически активного населения) в прогнозируемом периоде. Для этого делают выборку существующих возрастов из общей численности населения (мужчины 16–59 лет, женщины 16–54 года);
полученный результат корректируется на численность неработающих инвалидов и работающих подростков и пенсионеров. Результат будет характеризовать предложение рабочей силы на рынке труда. Разработанный прогноз предложения рабочей силы дополняется следующими качественными параметрами: распределением по полу, возрасту, городу и селу, уровню образования и т.д. Значительно более сложной задачей является оценка ожидаемого спроса на рабочую силу. На этом этапе акцент делается на динамику изменения состава и структуры рабочих мест в прогнозируемом периоде, которая определяется исходя из следующего баланса рабочих мест:
ФРМ t+n = ФРМ t – ВФРМ t+n + ∆ФРМ t+n, (7.13)
где ФРМ t+n– количество рабочих мест на конец прогнозируемого периода; ФРМ t – количество рабочих мест на начало прогнозируемого периода; ввод новых рабочих ∆ФРМ t+n – ввод новых рабочих в прогнозируемом периоде; ВФРМ t+n – выбытие рабочих мест в прогнозируемом периоде в связи с износом, банкротством предприятий по экономическим причинам.
Выбытие рабочих мест прогнозируется достаточно точно, поскольку существуют отраслевые коэффициенты сокращения активной части основных производственных фондов. Количество вводимых в прогнозируемом периоде новых рабочих мест является функцией объема капитальных вложений по всем формам собственности и стоимости новых рабочих мест. Объем капитальных вложений по отраслям рассчитывается по макромодели экономической динамики, а стоимость нового рабочего места определяется с учетом его усложнения и темпов инфляции.
2. В теории и практике предмета существуют различные методики и правила расчета показателя спроса на рабочую силу, одно из них рассмотрим на примере алгоритма разработанного российским ученым А. Семеновым. Он основывается на предположении, что число рабочих мест в определенный момент будущего принимается равным сумме занятых и вакансий.
Первый этап. Рассчитывается выбытие рабочих мест (сокращение занятости) в связи с износом основных производственных фондов ВФ. Оно определяется как произведение числа рабочих мест в прогнозируемом году и коэффициента выбытия основных фондов отрасли, т. е.:
ВФt = (ЧЗt + ЧВt) × К, (7.14)
где ЧЗt – численность занятых в году t; ЧВt – число вакансий в год t; К – постоянный коэффициент выбытия активной части основных производственных фондов.
Второй этап. Определяется возможное в прогнозируемом периоде выбытие рабочих мест в связи с банкротством предприятий ВБ. Расчет ведется по формуле:
ВБt = (ЧЗt – Чtиз) × Jtуб / Тtин, (7.15)
где Чtиз – накопленный в году t потенциал изменения численности; Jtуб –доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий отрасли в году t; Тtин – темп инфляции в году t. В качестве условия на этом этапе принимается равенство численности работников на убыточных предприятиях и средней численности работников на предприятии отрасли. Динамика доли убыточных предприятий определяется следующим образом:
Кtуб = Кt - 1уб × (1 – 1 / Тtин). (7.18)
Третий этап. Рассчитывается оптимальный уровень на предприя-тиях отрасли накопленного потенциала излишней численности работников Вtиз. Расчет осуществляется по формуле:
Вtиз = Чtиз × (1 – Кtуб / Тtин) × 100 × (100 – Тtоп / Тtин), (7.19)
где Чtиз – накопленный потенциал излишней численности работников в отрасли в году t; Тtоп – динамика объема производства в году t. Из данной формулы следует, что чем больше спад производства, тем быстрее предприятия
отрасли избавляются от излишней численности работников. Для того чтобы избежать двойного счета, рекомендуется из общей излишней численности работников вычесть ту часть, которая обусловлена банкротством.
Четвертый этап. Определяется возможное выбытие рабочих мест по экономическим причинам ВЭ. С этой целью применяется формула:
ВЭt = ВБt + Вtиз. (7.20)
Пятый этап. Рассчитывается показатель прироста потенциала излишней численности работников в прогнозируемом году Чtиз, используемый для характеристики изменения уровня скрытой безработицы в зависимости от темпов роста (спада) производства, темпов инфляции и выбытия излишней численности. Расчет ведется по формуле:
∆Чtиз = ЧЗt – Чtиз – ВБt × Тtоп × Кэл – Вtиз – ВФt, (7.21)
тогда:
Чtиз = ЧЗt – tиз + ∆Чtиз, (7.22)
где Кэл – коэффициент эластичности роста скрытой безработицы в зависимости от динамики объемов производства.
Шестой этап. Рассчитывается величина ввода в действие новых рабочих мест. Он строится при возможном условии, согласно которому число вновь вводимых рабочих мест ВИ есть функция их стоимости, дифференцированная по отраслям национальной экономики и объемам капиталовложений:
ВИt = (Ktв / Сtрм + ВИt2 / Тtин) × Кtсм, (7.23)
где Ktв – капитальные вложения в отрасль в году t; Тtин – коэффициент сменности в отрасли в году t; Сtрм – стоимость ввода нового рабочего места в году t; ВИt2 / Тtин – ввод рабочих мест за счет частных инвесторов в году t.
Седьмой (заключительный) этап. В расчетах используется следующее балансовое соотношение между числом рабочих мест и числом вакансий:
ЧЗt = ЧЗt-1 – ВФt – ВЭt + ВИt – ЧВt. (7.24)
Если к полученным данным о численности рабочей силы добавить численность высвобождаемых из Вооруженных Сил, а также занятых на учебе с отрывом от производства и профессиональной подготовки, в домашнем хозяйстве, то в совокупности получим вариант прогноза занятости и потенциал рабочей силы. Разность между их общей численностью и занятыми в основных сферах и отраслях национальной экономики и на учебе с отрывом от производства будет характеризовать численность безработных.
Вопросы для самопроверки
1.В какой форме осуществляется стратегическое планирование уровня жизни в РФ?
2. Субъектом какой системы стратегического планирования является минимальная потребительская корзина?
3. Источники регулирования государственной политики воспроизводства населения.
4. Учитываются ли в составе экономически активного населения безработные?
5. Как определяется показатель уровня безработицы?
6. Что является теоретической основой прогнозирования рынка труда?
7. Из расчета какой численности населения определяется расчетное количество мест обучаемых студентов?
8. Что преследует стратегическое планирование развития культуры?
9. Основные показатели стратегического планирования жилищно-комму-нального хозяйства.
10. Показатели стратегического планирования развития сетей городского муниципального транспорта.
Контрольные вопросы
1. Характеристика показателей стратегического планирования уровня жизни населения.
2. Структура и состав экономической категории «народное благосостояние».
3. Состав и структура логики прогнозирования роста доходов населения.
4. Классификация экономических методов социально-экономического прогнозирования.
5. Организационно-экономические основы стратегического планирования и регулирования демографических процессов в развитии государства.
6. Типы экономической классификации государственной программы воспроизводства населения.
7. Основные направления развития демографической политики государства.
8. Методы и показатели стратегического прогнозирования демографической численности населения.
9. Критерии нормативной оценки трудового потенциала государства.
10.Состав и структура экономически активного и неактивного населения.
11.Формы и показатели стратегического планирования занятости населения в национальной экономической системе.
12.Моделирование процессов стратегического планирования занятости населения.
13.Особенности стратегического планирования развития системы образования и культуры в РФ.
14.Макроэкономическая оценка эффективности использования социально активной части населения.
15.Сущность стратегического планирования системы социального медицинского страхования.
16.Показатели прогнозирования социально-медицинского обслуживания населения.
Глава 8. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНО─ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ
8.1. Стратегическое планирование научно-технических