Стратегия развития деловой единицы

Понятие «деловая единица». Аспекты стратегии деловой единицы

Подходы к разработке деловой стратегии

Децентрализация внутрифирменного планирования. Стратегические хозяйственные центры, их достоинства и недостатки

1. Отдельная деловая единица может представлять собой самостоятельную хозяйственную организацию или быть составной частью крупной компании, корпорации. В любом случае суть понятия «отдельная деловая единица»в том, что она осуществляет самостоятельный, специфический бизнес (вид деловой деятельности).

Стратегия деловой единицы включает в себя следующие аспекты:

степень ее соответствия общефирменной стратегии;

планирование в рамках стратегических подразделений или стратегических хозяйственных центров;

стратегию развития новых видов бизнеса (новых деловых единиц) или новых сфер деятельности для существующих деловых единиц (этим занимается бизнес-планирование);

стратегию полной перестройки деловых процессов данной хозяйственной единицы, осуществляемой в рамках реинжениринга (перестройки деловых процессов для достижения значительного, скачкообразного улучшения деятельности фирмы).

2. Подходы к разработке деловой стратегии по своему основному содержанию не отличаются от разработки общефирменной стратегии. Специфика деловой стратегии заключается в:

подчиненности основных элементов деловой стратегии ведущим стратегическим направлениям компании в целом;

особом акценте на разработке конкурентной и функциональной стратегии деловой единицы.

Важный параметр деловой стратегии – степень ее относительной самостоятельности по сравнению с основными положениями общефирменной стратегии, если для компании характерен высокий уровень централизации, предполагающий:

сильно развитые вертикальные связи и значительно менее развитые горизонтальные;

централизацию принятия наиболее значимых решений на высших уровнях управления;

сосредоточение информации также преимущественно на высоких уровнях и распространение ее по типу «звезда» (т.е. от центра к периферии);

упрощенные, унифицированные методы управления, в том числе персоналом.

В таких условиях планирование в деловых единицах почти полностью подчиняется общефирменным принципам и правилам, его результаты не являются оригинальными и самостоятельными.

Напротив, децентрализация организационных процессов пред-полагает:

относительную автономию деловых единиц (так называемая ситуация «управляемой автономии» и «плоскостного менеджмента») и сильно развитые горизонтальные связи;

перераспределение полномочий и принятие решений в пользу деловых единиц;

циркулирование информационных потоков по вертикальным и горизонтальным потокам по типу «сеть»;

наличие субкультур управления в рамках каждой деловой единицы.

Аналогичные процессы автономизации происходят также и в области планирования.

3. В последние годы во многих крупных компаниях функции стратегического планирования передаются в подразделения, т.е. происходит децентрализация внутрифирменного планирования. Этот процесс осуществляется следующим образом:

весь круг деятельности организации делится на основные сегменты – происходит «стратегическая сегментация». Термин предложен известной фирмой, специализирующейся на анализе и разработке стратегии, Бостонской, – консультационной группой;

происходит перераспределение стратегических полномочий в пользу руководителей сегментов. Высшая администрация остается ответственной за общее направление развития компании: размещение и структуру капиталовложений, общий объем производства и прибыли. Кроме того, высшее руководство определяет ресурсные (в основном финансовые) ограничения в деятельности низших уровней;

осуществляется децентрализация плановой службы – численность плановых служб управляющей компании сокращается, создаются плановые отделы на местах.

После этого формируются стратегические хозяйственные центры (СХЦ) на уровне отдельных подразделений. Они занимаются разработкой и реализацией собственных стратегических планов.

Достоинства СХЦ:

позволяют наиболее точно учесть условия хозяйствования на уровне отдельных крупных подразделений, создают возможность для более гибкого приспособления подразделений к потребителям, к внешней среде в целом;

сокращается время прохождения основной информации, ускоряется процесс принятие решений;

возможно более широкое участие работников в планировании своей деятельности.

Недостатки СХЦ:

информационная перегруженность высшего руководства компании резко возрастает, так как информация теперь формируется одновременно в нескольких местах;

возникает вероятность угрозы того, что сама стратегия и тактика действия компании окажутся погребенными под лавиной плановой деятельности в СХЦ и центральных службах компании (переизбыток планирования);

появляется опасность размывания общефирменных целей и замены их множеством несогласованных целей подразделений. Если для крупных фирм ярко выражена тенденция децентрализации плановой деятельности, то небольшие компании, напротив, стремятся к большей централизации планирования, созданию и расширению центральной плановой службы.

Вопросы для самопроверки

1. В каких координатах осуществляется планирование в графическом анализе разрыва?

2. Что не рассматривает анализ графика «Кривая опыта»?

3. Этапы реализации жизненного цикла товара.

4. Чем характеризуется анализ матрицы «рынок–продукт»?

5. Какие позиции фирмы рассматриваются анализом портфельной модели?

6. Какие две основные характеристики используются анализом многофакторной матрицы «Мак-Кинси»?

7. Что было предложено А. Юдановым?

8. Если фирма реализует инновации, то она является .....?

9. Какие виды стратегии рассматривал М. Портер?

10. Что рассматривает децентрализация внутрифирменного плани-рования?

Контрольные вопросы

1. Что рассматривает анализ разрыва в системе планирования?

2. В чем реализуется эффект экономии с использованием графического анализа «Кривая опыта»?

3. Сущность анализа модели жизненного цикла товарного производства.

4. Структура анализа матрицы «рынок–продукт».

5. Особенности применения анализа портфельной модели БКГ.

6. Классификация анализируемых факторов многофакторной матрицы «Мак-Кинси».

7. Сущность делового комплексного анализа ПИМС.

8. Чем определяется сущность противодействия в конкурентном анализе предприятия?

9. Какими видами конкурентных стратегий мотивировал А. Юданов?

10. Чем определяются силы: поставщиков и воздействия покупателей?

11. Сущность стратегии деловой единицы.

12. Условия формирования стратегических хозяйственных центров.

ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МИКРОЭКОНОМИКЕ

5.1. Технологии планирования производственной программы и финансовых результатов деятельности организации

Технология планирования производственной программы

Анализ выполнения плана производства

Планирование выпуска продукции

 

1. План производства и реализации продукции состоит из двух разделов: плана производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении (производственная программа); план производства в стоимостном выражении. Выбор тех или иных показателей зависит от специфики предприятия и отрасли.

Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся у предприятия производственных возможностей, а также является основой для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий) помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным ценам. На небольших предприятиях производственная программа цехов рассчитывается в натуральных или условно-натуральных показателях, на средних и крупных предприятиях, у которых имеется внутрипроизводственный хозрасчет, – в стоимостных и натуральных показателях.

Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных – по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам.

2. Основными задачами анализа выполнения плана в отчетном и предшествующем плановому периодах являются следующие:

проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям;

изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей;

выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства;

разработка мероприятий по использованию резервов, увеличению объема выпуска продукции и повышению ее качества, выявленных в ходе анализа;

установление календарных сроков внедрения отдельных мероприятий, назначение подразделений и должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.

Анализ выполнения плана по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям. Особое внимание должно уделяться изделиям, включенным в государственный заказ. Неравномерность выполнения плана по отдельным номенклатурным позициям приводит к изменению структуры производственной программы, т.е. соотношению отдельных видов продукции в их общем выпуске. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостном измерении, материалоемкость, себестоимость товарного выпуска, прибыль, рентабельность и др.

Влияние структуры производства на изменение стоимости выпущенной продукции можно оценить с помощью метода средневзвешенной цены. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой. Разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в натуральном выражении. Тот же результат можно получить более простым способом: взять разность между уровнями выполнения плана производства продукции в стоимостном и натуральном выражении и умножить ее на запланированный выпуск товарной продукции в стоимостном выражении.

В завершении анализа плана производства осуществляется оценка качества выпуска товарной продукции на предприятии, которая может проводится по следующим показателям:

обобщающие показатели (удельный вес новой продукции в общем, выпуске; удельный вес сертифицированной продукции; удельный вес конкурентоспособной продукции);

единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность);

косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций).

В процессе анализа необходимо изучить динамику перечисленных показателей, оценить выполнение плана по их уровню, выявить причины их изменения и влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия (выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль). Для обобщения оценки качества продукции применяются различные способы. Наиболее часто используются следующие:

бальный метод, сущность которого состоит в расчете средневзвешенного балла качества продукции. Процент выполнения плана по качеству определяется путем сравнения фактического и планового его уровня. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства; средний коэффициент сортности; средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

отношением количества продукции первого сорта к общему выпуску;

отношением стоимости продукции всех сортов к этому же объему продукции по цене первого сорта:

Стратегия развития деловой единицы - student2.ru , (5.1)

где Аi – товарная продукция i-госорта (i = 1,2,3..., п) в натуральном выражении; Цi – цена единицы продукции i-госорта; А – общий товарный выпуск продукции в натуральном выражении; Ц1c – цена единицы продукции первого сорта; n – количество сортов продукции.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу аттестованной (сертифицированной) продукции, удельному весу забракованной и прорекламированной продукции. Влияние качества продукции на стоимостные показатели предприятия – выпуск товарной продукции ∆Пт, выручку от реализации продукции ∆Пр и прибыль ∆Пб – определяется по следующим формулам:

Стратегия развития деловой единицы - student2.ru , (5.2)

Стратегия развития деловой единицы - student2.ru , (5.3)

Стратегия развития деловой единицы - student2.ru , (5.4)

где Ц0i, Ц1i – соответственно цена i-го изделия до и после изменения качества, р.; С0i, С1i – себестоимость единицы i-го изделия до и после изменения качества, р.; Aki – количество выпущенной i-й продукции повышенного качества в натуральном выражении; Api – количество реализованной i-й продукции повышенного качества; n – количество наименований изделий.

При изменении сортового состава продукции расчет влияния ведется по вышеприведенным формулам c использованием средневзвешенной цены и средневзвешенной себестоимости. Всесторонний анализ выполнения плана производства продукции позволяет выявить резервы роста объемов производства и наметить мероприятия по их реализации.

3. Установленное в производственной программе задание по объему производства продукции может быть выполнено при условии обеспечения необходимым количеством ресурсов. Алгоритм расчета производственной программы (плана выпуска продукции) в упрощенном виде может быть сведен к следующим процедурам.

1) Анализируется портфель заказов. Выбираются представители продукции, занимающие наибольший удельный вес в портфеле заказов. Для этого ассортимент продукции классифицируется по типоразмерам и в каждом параметрическом ряду выбирается модель, имеющая наибольший объем продаж (изделие-представитель).

2) Анализируется применение среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде. В процессе анализа определяются: текущий уровень использования производственной мощности; степень прогрессивности применяемой техники и технологий; степень использования оборудования и производственных площадей; уровень организации производства и труда на предприятии.

Коэффициент использования среднегодовой производственной мощности определяется отношением фактического или планового годового вы-

пуска продукции соответственно к фактической или плановой среднегодовой мощности данного года, включая мощность, занимаемую в период подготовки производства новой техники. При анализе достигнутого уровня освоенных мощностей определяют коэффициенты сменности работы оборудования, степень использования внутрисменного фонда времени, наличие излишнего и неустановленного оборудования, причины недоиспользования оборудования. Среднегодовая мощность предприятия, рассчитывается по формуле и в последующем служит основой для расчета плана производства продукции

Стратегия развития деловой единицы - student2.ru , (5.5)

где Мн –производственная мощность на начало планируемого периода (года); Му –увеличение мощности за счет организационных и других мероприятий, не требующих капитальных вложений; Ч1234 – соответственно число работы мощности; Мр –прирост мощности за счет технического перевооружения, расширения и реконструкции предприятия; Мун – увеличение (+), уменьшение (–)мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции, поступления промышленно-производственных фондов от других предприятий и передачи их другим организациям, включая лизинг; Мв –уменьшение мощности за счет ее выбытия вследствие ветхости.

Одновременно с расчетом производственной мощности в натуральном выражении она определяется и в стоимостном выражении как по видам продукции, так и по товарной (валовой) продукции в сопоставленных ценах по предприятию в целом.

3) После достижения баланса между производственной мощностью и проектом программы дается экономическая оценка проекта плана производства. Известно, что с изменением объема производства и реализации продукции изменяются совокупные издержки предприятия, доход и прибыль. При небольших объемах выпуска издержки превышают величину дохода и предприятие, как правило, несет убытки. По мере увеличения объемов производства рост совокупных издержек начинает отставать от роста совокупного дохода и разность между доходом и издержками (прибыль) становится положительной величиной. Затем тенденция изменяется: рост издержек начинает опережать рост совокупного дохода. Нулевое значение прибыли достигается при двух объемах производства, в которых совокупные издержки и совокупный доход от реализации продукции равны. Эти объемы производства называются критическими. Любой объем выпуска продукции, находящийся между ними, позволяет предприятию получить прибыль от реализации продукции, а находящийся за их пределами – приносит убытки. В практике планирования эти объемы производства получили название «точки безубыточности».

В процессе обоснования производственной программы необходимо проверить, находится ли планируемый объем производства в пределах точек безубыточности. Для этого делается укрупненный расчет постоянных и переменных издержек, совокупного дохода от реализации продукции и прибыли для различных объемов производства, и по ним рассчитываются критические объемы, с которыми сравнивается планируемый объем производства.

Эффективность принимаемого плана оценивается также путем определения фондоотдачи (отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи), рентабельности (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств), удельных капитальных вложений на один рубль прироста продукции. Кроме того, рассчитывается относительная экономия основных фондов Эоф по формуле:

±Эоф = ОПФпл –ОПФо × Iпт , (5.6)

где ОПФпл; ОПФо – среднегодовая стоимость основных производственных фондов соответственно в отчетном (предплановом) и плановом году; Iпт – индекс расчета объема товарной продукции в плановом году.

На изменение уровня фондоотдачи оказывает влияние ряд факторов. Анализу подвергаются наиболее важные из них: изменение фондоотдачи активной части фондов; изменение доли активной части фондов в общей их сумме. Общая величина изменения фондоотдачи ∆ФО за счет указанных факторов определяется по формуле:

∆ФО = ∆ФОуд + ∆ФОакт. , (5.7)

где ∆ФОуд – изменение фондоотдачи за счет изменения удельного веса активной части основных производственных фондов планового периода по сравнению с отчетным, р.; ∆ФОакт. - изменение фондоотдачи активной части, р.:

∆ФОуд = (Уапл. - Уао) × ФОао , (5.8)

где Уапл, Уао – удельный вес (коэффициент) активной части фондов соответственно в отчетном и плановом периодах; ФОао – фондоотдача активной части основных производственных фондов в отчетном периоде, р.:

∆ФОакт. = (ФОапл. - ФОао) × Уапл. , (5.9)

где ФОапл. – фондоотдача активной части основных производственных фондов в плановом периоде, р.; Уапл. – удельный вес (коэффициент) активной части основных производственных фондов в плановом периоде.

Чтобы рассчитать, как повлияло изменение фондоотдачи на увели-

чение выпуска продукции, необходимо изменение фондоотдачи ОПФ за счет каждого фактора умножить на фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов.

С целью более глубокой оценки производственной программы может анализироваться изменение фондоотдачи активной части фондов в зависимости от следующих факторов: изменения структуры оборудования; изменения времени работы оборудования; изменения производительности и интенсивности работы оборудования в планируемом периоде.

Эффективность производственной программы характеризуют рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность капитала.

Рентабельность продукции (окупаемость издержек) рассчитывается путем отношения валовой ВП или чистой прибыли ЧП к сумме затрат по произведенной или реализованной товарной продукции С:

Стратегия развития деловой единицы - student2.ru , (5.10)

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки (Вр):

Стратегия развития деловой единицы - student2.ru . (5.11)

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением прибыли к среднегодовой стоимости основного и оборотного производственного капитала.

Уровень рентабельности производственной деятельности зависит от трех основных факторов: изменения структуры производственной программы планового года по сравнению с отчетным; изменения себестоимости и цен реализации. В процессе анализа необходимо выявить влияние на уровень рентабельности названных факторов. После всестороннего анализа проект производственной программы утверждают и доводят до структурных подразделений предприятия. Структурные подразделения на основе производственной программы предприятия разрабатывают планы производства цехов, корпусов, участков и других функциональных подразделений, после чего оценивают свою готовность к выполнению производственной программы. С этой целью по каждому рабочему месту проводится расчет загрузки оборудования.

5.2. Сметно-бюджетное планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Издержки производства и себестоимость

Финансы

Финансовые расходы и отчисления

1. Предприятие в процессе производственно-хозяйственной деятельности использует различные ресурсы. Затраты (расходы) в планировании принято делить на единовременные и текущие.

Единовременные затраты (производственные затраты и капитальные вложения) осуществляются в форме инвестиций на различные мероприятия, связанные с расширением и обновлением производства.

Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и принимают форму издержек. Составной частью издержек является себестоимость продукции.

Целью планирования издержек (себестоимости) является оптимизация текущих затрат предприятия. В процессе планирования выполняют следующие расчеты:

определяются состав затрат, включаемых в себестоимость продукции;

формируют плановые калькуляции себестоимости отдельных видов продукции;

составляют плановые сметы затрат на производство и реализацию продукции;

рассчитывают плановую себестоимость товарной и реализуемой продукции.

Плановая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы соответствующего вида продукции или услуг в планируемом периоде. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям, элементам и другим признакам группировок, а также калькуляционная единица продукции или работ определяются в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, утвержденными Федеральным законодательством, постановлениями Правительства РФ, приказами министерств, а также отраслевыми инструкциями и правилами.

Обоснованность плановой калькуляции во многом зависит от объекта калькулирования,который соответствует, как правило, единицам измерения конкретных видов продукции, принятым на предприятии. Теория предмета рассматривает следующие виды калькуляций: сметные, плановые и отчетные. Сметные рассчитываются на новые виды продукции; плановые (годовые, квартальные, месячные) учитывают условия производства конкретного планового периода (действующие в нем плановые нормы затрат); отчетные отражают фактические затраты на выпуск и реализацию продукции.

Структура плановой калькуляции зависит от отраслевых особенностей. Плановая себестоимость продукции может, например, включать следующие калькуляционные статьи расходов:

1 – сырье и материалы;

2 – возвратные отходы (вычитаются);

3 – топливо для технических целей;

4 – энергия для технических целей;

5 – основная заработная плата производственных рабочих;

6 – дополнительная заработная плата производственных рабочих;

7 – отчисления на социальные нужды;

8 – расходы на подготовку и освоение производства;

9 – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (амортизация);

10 – общепроизводственные расходы;

11 – общехозяйственные расходы;

12 – потери от брака (в пределах норм);

13 – прочие производственные расходы;

14 – внепроизводственные расходы.

Кроме того, в зависимости от отраслевых особенностей производства в установленном порядке могут предусматриваться дополнительные статьи, например, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, услуги сторонних организаций, транспортно-заготовительные расходы и др. Из выше приведенного перечня расходов с 1 по 10 позицию образуют цеховую себестоимость изделия. Прибавив к ним три последующие позиции, получим производственную себестоимость, а прибавив к ним последнюю – полную себестоимость готовой продукции.

Для сопоставления плановых калькуляций себестоимости единицы изделия необходимо предварительно подготовить спецификацию на сырье, материалы, покупные изделия (полуфабрикаты), энергетические, топливные источники и др. Стоимостная оценка разработанных спецификаций осуществляется на основе утвержденных в установленном порядке норм расхода на единицу продукции, действующих на текущий момент оптовых цен и та-

рифов на перевозку с учетом всех расходов по заготовке и доставке их на склад предприятия. Из затрат на сырье и материалы исключается стоимость возвратных отходов по цене их возможной реализации.

В состав основной заработной платы производственных рабочих входит оплата за выполнение операций и работ по сдельным нормам и расценкам, оплата труда рабочих повременщиков, ИТР, занятых непосредственно в производственном процессе и выполнением отдельных технологических операций изготовляемой продукции. Сюда же относят доплаты по сдельно-премиальным системам оплаты труда и премии рабочим-повременщикам, выделяемые в том числе как доплаты по прогрессивно-премиальным системам. Основная заработная плата производственных рабочих и ИТР относится на себестоимость отдельных изделий и заказов прямым путем, либо пропорционально сметным ставкам, которые устанавливаются в плане на основании расчетов за изделие, заказ, машинокомплект.

К дополнительной заработной плате производственных рабочих относят выплаты, предусмотренные законодательством о труде или коллективными договорами за время, не связанное с производством (неявочное время): оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсации за неиспользованные отпуска, оплата льготных часов: подросткам, перерывов в работе кормящих матерей, времени, связанного с выполнением государственных и общественных обязанностей, а также выплаты вознаграждений за выслугу лет и пр.

Отчисления на социальные нужды определяются в соответствии с установленной нормой в процентах к расходам на заработную плату.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают затраты, связанные с содержанием средств труда, участвующих в производственном процессе, и расходы по их восстановлению в связи с износом. Примерная номенклатура статей этой сметы следующая: амортизация зданий и сооружений, амортизация оборудования и транспортных средств, текущие восстановительные ремонты, износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений, прочие расходы.

В практике планирования существует несколько подходов к отнесению их на себестоимость конкретных изделий. Эти расходы в большинстве отраслей промышленности распределяются на себестоимость конкретных изделий пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Однако они находятся не в прямой, а скорее в обратной зависимости по отношению к основной зарплате рабочих. Так, при низком уровне механизации процесса производства затраты по заработной плате будут значительно большими по сравнению с высокомеханизированными производственными процессами. При существующем же методе распределения последних эта зависимость нарушается, создается их уравнительное распределение и тем самым искажается фактическая себестоимость отдельных видов продукции. Суть другого метода состоит в том, что общая их сумма распределяется на себестоимость конкретных видов продукции с помощью сметных ставок, рассчитанных на основе коэффициентов (машино-часов, нормо-часов, чел.-часов) работы оборудования по изготовлению соответствующих изделий и плановых расходов по содержанию и эксплуатации оборудования за один приведенный машино-час, нормо-час, чел.-час.

«Общепроизводственные расходы» представляют сумму цеховых расходов предприятия, в состав которых, кроме основных, включаются затраты непроизводительного характера: потери от простоев, порчи материальных ценностей, неиспользованных деталей, узлов и технологической оснастки (по вине цеха), потери от недостаточности материальных ценностей и незавершенного производства (за вычетом излишек), прочие непроизводительные расходы. Смета общепроизводственных расходов составляется на основе: прогрессивных норм расхода и лимитов потребления вспомогательных материалов, топлива и энергии, а также норм износа быстроизнашивающихся и малоценных инструментов, приспособлений и инвентаря; прогрессивных нормативов трудоемкости отдельных видов работ или утвержденных штатных расписаний по отдельным категориям работников для расчета затрат по заработной плате.

В «Общехозяйственные (общезаводские) расходы» входят расходы по управлению предприятием, т.е. расходы с заработной платы аппарата управления предприятием; затраты по командировкам и перемещениям персонала; содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны; отчисления на содержание вышестоящих организаций; прочие налоговые расходы и обязательные отчисления. При планировании общехозяйственные расходы целесообразно распределять на себестоимость конкретных видов продукции аналогично цеховым, т.е. пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.

Смета «Прочие производственные расходы» составляется на основе расчетов отчислений на научно-исследовательские работы и расходов на стандартизацию и сертификацию товарной продукции, расходов на гарантийный ремонт изделий в пределах установленных норм и других видов затрат, не относящихся ни к одной из указанных выше статей.

Смета « Внепроизводственные расходы» отражает затраты на сбыт продукции. Исходными данными для составления сметы являются: план поставки товарной продукции потребителям и условия ее реализации, нормативы материальных, трудовых и денежных затрат на изготовление тары и упаковки, нормы и нормативы затрат на доставку продукции до станции отправления и назначения. Внепроизводственные расходы относят на изделия прямым путем исходя из их веса, объема или производственной себестоимости. В состав статей этой сметы включаются: затраты на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции; расходы на транспортировку продукции; комиссионные сборы, прочие расходы по сбыту.

Плановые калькуляции составляются на все виды продукции, предусмотренные в плане. Если номенклатура выпускаемой продукции велика, плановые калькуляции могут составляться по группам однородных изделий и отдельным типовым представителям этих групп. Себестоимость изделий, производимых впервые, определяется на основе сметных калькуляций.

При планировании издержек по плановым калькуляциям себестоимости единицы всех видов продукции и их планируемого выпуска исчисляется полная себестоимость товарной продукции.

Существенные особенности калькулирования себестоимости продукции имеют производства с комплексным использованием сырья (в нефтеперерабатывающей промышленности, мясожировой, спиртовом, лесоперерабатывающем и других производствах). Здесь одно исходное сырье обеспечивает выход нескольких разнородных продуктов. Затраты на эти продукты общие и часто не могут быть отнесены непосредственно на себестоимость отдельного из них. При этом на отдельных переделах технологического процесса могут выходить как конечные продукты, так и полуфабрикаты, перерабатываемые на последующих переделах. В этих условиях для калькулирования себестоимости продукции используются основные методы: исключения затрат; распределения затрат; комбинированный метод.

Метод исключения затрат состоит в следующем. Все продукты и полуфабрикаты, получаемые на соответствующем переделе, кроме основного, считаются попутными. Себестоимость их изготовления принимается на уровне, заложенном в оптовой цене или себестоимости аналогичных продуктов, вырабатываемых в условиях раздельного производства, и исключается из общих расходов. Например, цветные металлы, получаемые в черной металлургии в качестве побочных продуктов, оцениваются по среднеотраслевой себестоимости этих продуктов, вырабатываемых в цветной металлургии.

Метод распределения затрат в тех производствах, где из одного исходного сырья получается два и более основных продукта при отсутствии попутных. Здесь все затраты распределяются по конкретным продуктам пропорционально научно обоснованным коэффициентам. В тех производствах, где одновременно получается несколько основных и попутных продуктов и полуфабрикатов, применяется комбинированный метод, т.е. последовательное использование двух предыдущих.

Планирование себестоимости товарной и реализуемой продукции по каждому виду изделий осуществляется путем умножения плановой себестоимости изделий на количество таких изделий. Затраты на 1 р. продукции определяют путем деления себестоимости всей товарной продукции на тот же объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия и сопоставляют с затратами на 1 р., рассчитанными укрупненным методом по факторам. Снижение себестоимости сравнимой товарной продукции определяется сопоставлением ее со среднегодовой себестоимостью этой же продукции за предыдущий год. Она оценивается по плановой и по среднегодовой себестоимости соо

Наши рекомендации