Экономико-организационные основы методологии

стратегического планирования

Состав методологии стратегического планирования

Принципы стартегического планирования

Системный подход в стратегическом планировании

1. Методология стратегического планирования- органическое единство следующих составляющих:

логики разработки стратегических прогнозов, проектов программ

и планов;

специфических методологических принципов и подходов;

системы показателей, используемых в процессе стратегического планирования;

системы методов составления и обоснования оптимальности прогнозных и плановых показателей, выражающих задания стратегических программ и планов.

2. Под принципом планированияследует понимать объективную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития, как объекта планирования, так и самой практики планирования, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения.

Поскольку стратегическое планирование - центральный элемент системы управления обществом, предприятием, для него также общезначимыми являются ряд общих принципов управления:

Принцип единства экономики и политики при приоритете политики,

в соответствии с которым разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной к реализации соответствующими субъектами управления:

на макроуровне - политики правящей партии (блока партий), реализуемой сформированным ею правительством. Она должна обеспечить сохранение экономических и социальных основ общества, выражать интересы определенной части общества;

на микроуровне- собственники коммерческих организаций формируют политику, определяющую направление их развития, распределение финансовых результатов деятельности в соответствии со своими интересами;

Принцип единства централизма и самостоятельности. Его сущность заключается в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов должны, с одной стороны, базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы, а с другой - обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении;

Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов, стратегических программ и планов, предполагает:

учет действия всей системы законов развития общества, определяющих содержание и направление движения его отдельных элементов и сфер деятельности;

глубокое изучение и практическое использование в плановой работе достижений современной отечественной и зарубежной науки и техники в целях своевременного осуществления структурной перестройки экономики, материализации в хозяйственной практике важнейших направлений научно- технического прогресса, экологизации производства, обеспечении его социальной направленности, а также высокий уровень интенсификации и эффективности;

ориентирование (на основе широкого использования экономических инструментов) хозяйствующих субъектов на своевременное техническое перевооружение, реконструкцию и обновление производства, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;

обеспечение в процессе стратегического планирования органического единства стратегических и тактических планов, программ и прогнозов;

повышение степени достоверности планово-учетной информации, являющейся информационной базой для расчета показателей прогнозов, стратегических программ и планов;

постоянное совершенствование технологии разработки всех плановых документов;

обеспечение комплексного использования всех других элементов методологии стратегического планирования;

Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование ли­чной и коллективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов.

Кроме охарактеризованных выше общих принципов управления, стратегическое планирование опирается на три специфических, или локальных,принципа:

принцип обеспечения оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев – планомерное, сознательное формирование соответствующими субъектами управления пропорций, соответствий между структурными элементами управляемой подсистемы исходя из определенного критерия оптимальности;

принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических программ и планов.Объективной основой данного принципа является единство воспроизводственного процесса в рамках предприятия, региона, страны в целом, существование единого экономического пространства, единого рынка с присущей ему инфраструктурой;

принцип единства процесса разработки, обеспечения реализации и проверки выполнения стратегических программ и планов. Его содержание состоит в том, что разработчики проектов программ и планов должны в процессе их составления стремиться обеспечить внутреннюю согласованность всех разделов и показателей этих плановых документов, точность плановых расчетов, а также возможность их последующей проверки.

3. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как самостоятельная и сложная система и одновременно как элемент в составе общей системы. Развернутое определение системного подхода включает изучение и практическое использование следующих восьми аспектов:

системно-элементного, или системно-комплексного, выявляющего элементы, составляющие данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства, предметы труда и потребления, социально-значимый продукт), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т.д.) и идеи - научно осознанные интересы людей и их общностей;

системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемого объекта;

системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие объекты;

системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой;

системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для решения той или иной проблемы;

системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность;

системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данного объекта с другими, т.е. его связей с окружающей средой;

системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемого объекта, пройденные им этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития. Конкретными проявлениями системного подхода выступают:

системно-комплексный - конкретизация и приложение системного подхода применительно к различным социальным системам (комплексам);

системно-программный (программно-целевой) - направлен на решение как крупных, так и локальных научных, технических, социальных, экономических, экологических и иных проблем, возникающих перед соответствующими объектами стратегического планирования;

системно-мультипликационный (в переводе с лат. мультипликация - умножение) - конкретизация и приложение системного подхода к исследованию процессов, связанных с возникновением и мультипликацией эффектов, образующихся в разных подсистемах общества;

системно-нормативный - конкретизация и приложение системного подхода применительно к стратегическому планированию требований субъектов планирования к его объектам по оптимальному использованию выделенных в их распоряжение различных ресурсов (трудовых, материальных, производственных, финансовых и т. д.);

системный подход режима экономии - ориентирован на исследование, разработку и обоснование мероприятий, обеспечивающих реализацию требований закона экономии времени во всех сферах жизнедеятельности общества, его отдельных подсистемах и элементах;

системно-динамический - направлен на исследование, разработку и обоснование мероприятий, ускоряющих развитие соответствующих объектов стратегического планирования, повышающих его качественные характеристики.

1.4. Система показателей и методы стратегического
планирования

Понятие «показатель» в стратегическом планировании

Классификация показателей

Методы стратегического планирования

1. Под показателемв современном учете и статистикепонимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе, причем: качественная сторона отображает сущность явлений или процесса в конкретных условиях места и времени; количественная - размер, абсолютную или относительную величину.

Применительно к стратегическому планированию под показателемследует понимать меру планового задания, придающую ему количественную или качественную определенность.

2. В зависимости от связи с объектами стратегического планирования и содержанием меры показатели могут быть классифицированы по следующим группам:

конечные и промежуточные, что связано с особенностями удовлетворения потребностей общества на различных уровнях управления и планирования;

натуральные и стоимостные:

натуральные показатели характеризуют вещественную сторону производства, дают возможность установить прямое соответствие между объемом производства продукции в ее конкретно-вещественной форме и объемом потребностей в этой продукции, направление движения товарных потоков;

стоимостные показатели выражают совокупные результаты воспроизводственного процесса, позволяют обеспечить взаимную увязку всех разделов прогнозов, стратегических программ и планов, определить направления в развитии различных отраслей, регионов, темпов их роста, структуру национальной экономики, важнейшие взаимосвязи и пропорции в ней, темпы экономического роста.

Стоимостные и натуральные показатели выступают в форме количественных и качественных: количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ, качественные – потребительную стоимость продукции (ее полезность), условия развития как общественного, так и индивидуального (уровень хозяйственных субъектов) производства, степень их эффективности, т.е. издержки производства, динамику его роста, технический уровень, степень использования материальных ресурсов и т.д.

Абсолютные и относительные показатели: первые выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явления; вторые характеризуют эти явления на основе удельной базы показателей. С помощью относительных показателей определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.

Утверждаемые, расчетные и информационные (справочные):

утверждаемые показатели являются обязательными для исполнения. Значительная их часть имеет адресный характер. Это показатели: государственного бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов, объема производства предприятия, важнейших видов его продукции, уровня издержек производства, производительности труда и т.д.;

к расчетным показателям относятся такие, с помощью которых обосновываются утверждаемые;

информационные (справочные) показатели – это различного рода аналитические показатели типа: «в расчете на душу населения», «на 100 000 населения», «доля» и т.д. Они позволяют сравнивать уровни развития отдельных субъектов РФ (республик, краев, областей, регионов), отраслей, предприятий, учреждений, организаций и т.д.

3. Важной составной частью методологии стратегического планирования выступают методыстратегического планирования – конкретные способы, технические приемы, с помощью которых решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, стратегических программ и планов.

В связи с различиями в структуре проблем стратегического планирования используются различные методы разработки прогнозов, программ и планов. К ним относятся:

экспертные (оценочные), или эвристические, методы. Они основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;

методы социально-экономического анализа. Социально-эконо-мический анализ представляет собой всестороннее изучение социально-эконо-мической деятельности, познания внутренних связей и зависимости явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития и возможностей совершенствования общественных отношений и производства;

балансовый метод, под которым в стратегическом планировании понимается совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов – добиться баланса (равновесия) между показателями;

экономико-математические методы представляют собой специфические приемы анализа социально-экономических систем, равновесие экономики, прогнозирование экономического роста. Большое значение для практики стратегического планирования имеют экономико-математические модели, важнейшие из которых: система национальных счетов, балансовая таблица «затраты - выпуск», межотраслевой баланс производства и распределения продукции и услуг, баланс финансовых ресурсов и затрат, матричные модели техпромфинплана, сетевые модели и т.д.;

метод системного анализа и синтеза. Специфика анализа и синтеза как метода стратегического планирования состоит в расчленении, разложении экономических систем и протекающих в них процессов на составные части и на этой основе определение ведущих звеньев, "узких мест", ключевых проблем перспективного развития.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под объектом стратегического планирования?

2. С какими науками тесно связан предмет стратегического планирования?

3. Процедуры логики стратегического планирования.

4. Что понимают под показателем стратегического планирования?

5. В чем выражены механизмы реализации методологии стратегического планирования?

6. Какими свойствами должны обладать показатели стратегического планирования?

7. Что выражают абсолютные показатели планирования?

8. Что определяют относительные показатели планирования?

9. Чем руководствуются проектировщики социально-экономического прогнозирования?

10. В чем состоит специфика системного анализа и синтеза?

Контрольные вопросы

1. Чем характеризуется предмет науки стратегического планирования?

2. Какие аспекты рассматривает теория стратегического планирования?

3. Сущность содержания макроэкономического стратегического планирования.

4. Методология и логика стратегического планирования.

5. Классификация и содержание принципов стратегического плани-рования.

6. Особенности локальных принципов.

7. Аспекты системного подхода стратегического планирования.

8. Классификация показателей стратегического планирования.

9. Какие методы используются системой стратегического плани- рования.

10. Особенности метода макроэкономического стратегического планирования.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВНУТРИФИРМЕННОГО КОРПОРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

2.1. Сущность процесса внутрифирменного корпоративного планирования деятельности фирмы

Характеристика этапов процесса

Система планов и ее элементы

1. Процесс внутрифирменного корпоративного планирования на предприятии можно разделить на две основные стадии:разработку стратегии деятельности корпоративной фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии по отдельным предприятиям (оперативное, или тактическое, планирование). Технологию внутрифирменного стратегического планирования можно разделить на несколько последовательных этапов(рис. 2.1):

процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, т.е. принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. В результате процесса планирования возникает система планов;

деятельность по осуществлению плановых решении. Ее результатом выступают реальные показатели работы организации;

контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль – последний этап плановой деятельности, его значение чрезвычайно велико, поскольку контроль определяет эффективность планового процесса в организации. Экономико-организационные основы методологии - student2.ru

Рис. 2.1 Технология внутрифирменного корпоративного стратегического планирования

Постоянство динамических воздействий внешней экономической среды на деятельность фирмы побуждает ее к систематическому изменению и корректировке первоначально заданных показателей планирования. Если в определенные моменты стратегия деятельности фирмы не соответствует поставленным целям, она может быть доработана или изменена. Это было бы невозможным, если рассматривать планирование как процедуру, включающую простую последовательность операций по составлению планов, смысл которых в том, что одно событие должно обязательно произойти вслед за другим. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого потребуют обстоятельства. Непосредственный процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом (рис. 2.2):

на первом этапе фирма:

проводит исследование внешней и внутренней среды;

определяет главные компоненты внутренней среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для фирмы;

проводит сбор и отслеживание информации об этих компо­нентах;

оценивает реальное положение фирмы;

составляет прогнозы будущего состояния среды;

на втором этапе фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: образ фирмы в будущем (видение), миссию, комплекс общих целей. Иногда этап формирования целей предшествует анализу среды;

третий этап. Проводится стратегический анализ: сравниваются цели фирмы (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничиваю­щих достижение желаемых показателей), определяется разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии;

четвертый этап. Производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка – пояснительная записка. Из всей совокупности факторов, характеризующих предстоящий успех применяемой стратегии, учитываются следующие:

преимущества фирмы и отрасли, в которой фирма осуществляет свою деятельность;

цели фирмы, интересы и отношение к стратегии собственника и высшего руководства;

анализ ассортимента продукции – дает наглядное представление о том, как отдельные части хозяйственной деятельности предприятия (объединения) связаны между собой.

Анализ продукции дополняет и детализирует сведения, полученные при оценке текущей стратегии. Выделяют несколько этапов алгоритма осуществляемого анализа:

выбор уровней анализа, выделение объектов анализа, определение показателей, применяемых при анализе ассортимента продукции, сбор, систематизация и анализ данных, комплексная оценка существующего ассортимента продукции предприятия;

оцениваются финансовые ресурсы, квалификация менеджерского персонала, обязательства фирмы, степень зависимости фирмы от внешней среды;

фактор времени и т.д.

Экономико-организационные основы методологии - student2.ru Экономико-организационные основы методологии - student2.ru

Анализ и оценка внутренней и внешней среды
Область стратегического планирования

Определение стратегических целей фирмы
Экономико-организационные основы методологии - student2.ru Экономико-организационные основы методологии - student2.ru

*Область тактического планирования

Рис. 2.2. Процесс внутрифирменного корпоративного стратегического планирования

пятый этап. Разрабатывается окончательный вариант стратегического плана деятельности фирмы – план социально-экономического развития и др. В зависимости от комбинаций выбранных стратегий стратегический план может быть наступательным или оборонительным. Наступательный план предполагает деловое развитие корпорации. Он создается крупными фирмами, обладающими высоким потенциалом, и предполагает освоение новой продукции, выход на новые рынки, значительные инвестиции в расширение хозяйственной деятельности и т.д. Оборонительный план нацелен на удержание дос-

тигнутых на рынке позиций и содержит меры, предупреждающие негативные последствия рынка, финансовой неустойчивости и банкротство отдельных предприятий.

В отличие от тактического и оперативного планов стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждая фирма подходит с собственных позиций. Тем не менее в последнее время наметилась общепринятая гипотетическая структура стратегического плана, позволяющая судить о том, как фирма и ее структурные подразделения распоряжаются своими ресурсами. Стратегический план может включать следующие разделы: корпоративная миссия; продукция (услуги, работы); конкуренция и рынки; ресурсы; «портфель заказов»; инновации и инвестиции; эффективность и рентабельность.

шестой этап. Готовятся среднесрочные планы и программы – план технического развития и реконструкции, системы бизнес-планов и др. Бизнес-план является составной частью стратегического плана. На практике часто бизнес-план заменяет собой стратегический план, различия между ними состоят в следующем. Во-первых, в отличие от стратегического плана бизнес-план содержит не весь комплекс общих целей фирмы, а только некоторые из них, реализация которых требует определенного объема инвестиций. Во-вторых, в отличие от стратегических планов бизнес-планы имеют четко очерченные временные границы, обусловленные сроками реализации планируемого мероприятия.

седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования разрабатываются годичные планы и проекты – номенклатурный план товарного производства и реализации и др.;

восьмой и девятый этапы не являются стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее, они определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать: что фирме удалось сделать, реализуя свои планы; каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением;

Экономико-организационные основы методологии - student2.ru В целом процесс непосредственного внутрифирменного корпоративного планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов, их реализации и контроля) и обратной (от учета выполнения результатов, их оценки и выработки оптимальных регулирующих решений) связью.

2. Результатом процесса планирования выступает система планов. Планвключает в себя основные показатели деятельности, они должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план– это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждое функциональное подразделение фирмы должно играть в процессе достижения ее целей. Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный, корпоративный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы:

стратегический план корпоративной фирмы, иначе называемый «генеральным планом» (часто составляется на 5 лет вперед) и тактические (функциональные) планы, составленные впродолжение стратегического плана;

стратегические планы отдельных предприятий, входящих в состав фирмы;

оперативные – текущие планы организации.

Стратегический план – ориентир для принятия решений на более низких уровнях; общие цели организации, определенные в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые "задачами". Кроме того, стратегиче­ский план выступает ограничителем для планов более низких уровней, поскольку фиксирует объем ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования.

Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные:

наступательные предполагают развитие организации: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычно готовят корпоративные фирмы, обладающие высоким экономическим потенциалом. Инвестиционный план развития организации,являясь выражением наступательных планов, включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы. План развитиядолжен определять пути выхода на новые конкурентные позиции. План развития для отдельной деловой единицы оформляется в виде бизнес-плана;

средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными планами, нацеленными на удержание существующих позиций на рынке и предупреждение своего банкротства. Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Он включает в себя рекомендации по избавлению от ненужных организации элементов, т.е. таких, которые создают препятствия на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных и неконкурентных товаров и услуг, не эффективно используемые основные фонды, внеоборотные активы и др.

Для организации характерна разработка программ и проектов:

программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни организации. Это могут быть программы по совершенствованию технологии, налаживанию контроля качества, автоматизированного учета движения запасов и др.;

проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на определенный аспект жизнедеятельности и развития организации, они имеют утвержденный бюджет расходов, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, т.е. отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием и продвижени­ем на рынок новых продуктов и услуг фирмы.

Кроме указанных планов организация должна иметь единую систему стандартов и положений, руководствуясь которыми специалисты разрабатывают единые по структуре, методике и регламентам формы координации хозяйственной деятельности предприятия, прогнозирования коммерческого риска, программирования обратной связи в воспроизводственном цикле, анализа и оценки выполнения плановых показателей.

Наши рекомендации