Тема 1. Развитие теории и практики менеджмента
Основные этапы развития менеджмента. Основные школы управления, Развитие менеджмента в России.
Тема 2. Элементы организации и процесса управления
Понятие организация. Формальная и неформальная организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Сущность управленческой деятельности. Уровни управления. Объект и субъект управления.
Тема 3. Организационные формы и структура управления организацией
Структура и формы организацией. Типы организационных структур. Проектирование организационных структур.
Тема 4. Функции и принципы менеджмента
Сущность и взаимосвязь функций менеджмента. Характеристика основных функций менеджмента. Принципы менеджмента.
Тема 5. Методы менеджмента
Понятие и классификация методов менеджмента. Организационно – административные методы управления. Экономические методы управления, Социально – психологические методы управления. Самоуправление.
Тема 6. Управление персоналом
Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента. Организация деятельности кадровых служб. Отбор персонала. Оценка сотрудников и прием на работу. Повышение квалификации персонала.
Тема 7. Управление трудовыми процессами
Содержание и особенности управленческого труда. Основные направления рациональной организации труда. Культура управленческого труда.
Тема 8. Управленческие решения
Содержание и виды управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений. Методы принятия управленческих решений Индивидуальные стили принятия управленческих решений. Условия эффективности управленческих решений. Организация и контроль выполнения решений.
Тема 9. Личность, власть и авторитет менеджера
Требования к менеджеру. Власть и личное влияние. Авторитет менеджера.
Тема 10. Стиль руководства
Понятие и характеристика стилей руководства. Управленческая решетка ГРИД. Элементы управления. Характеристика поведенческих действий менеджера. Дополнительные стили руководства.
Тема 11. Управление конфликтами и стрессами
Природа конфликтов. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Природа и причина стрессов.
Тема 12. Искусство общения
Значение делового общения. Формы организационного общения
Тема 13. Организация проведения деловых совещаний и переговоров
Деловое совещание. Деловые переговоры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. с.225.
2. Балабанов И.Г. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.
3. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.
4. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
7. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
8. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.
9. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.
10. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
11. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.
12. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.
13. Менеджмент /Под ред М.М. Максимцова, - М.:. ЮНИТИ, 2001.
14. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1996. с.117.
15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. с.567.
Дополнительная литература
1. . Реклама в системе маркетинга / Под ред. Г.Г. Амбрамишвили. – М.: Изд. ТПП СССР. Выпуск № 5. 1992г., 203 с.
2. Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг.- М.: Дело. 2000г., 224 с.
3. . Антипов К. Теория рекламного менеджмента: Как подчинить рекламу здравому смыслу.// Маркетолог. 2002., № 3, с.31-35.
4. . Аристархова М., Матягина Т. Маркетинговые исследования рекламной деятельности.// Маркетинг. 2002г., № 1, с.52-57.
5. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Никифорова С.В. Международный маркетинг. Учебник для вузов. – СПб: Питер. 2001г., 512 с.
Рабочая программа
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ | Содержание | Всего часов | Лекции | Сем.- Практ. | СРС |
Основные этапы развития менеджмента. | |||||
Основные школы управления, Развитие менеджмента в России. | |||||
Понятие организация | |||||
Горизонтальное и вертикальное разделение труда | |||||
Формальная и неформальная организации | |||||
Структура и формы организацией. Типы организационных структур. | |||||
Проектирование организационных структур | |||||
Сущность и взаимосвязь функций менеджмента. | |||||
Характеристика основных функций менеджмента. | |||||
Принципы менеджмента. | |||||
Понятие и классификация методов менеджмента. | |||||
Организационно – административные методы управления. | |||||
Экономические методы управления, | |||||
Социально – психологические методы управления. | |||||
Самоуправление. | |||||
Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента. | |||||
Организация деятельности кадровых служб. | |||||
Отбор персонала. | |||||
Оценка сотрудников и прием на работу. | |||||
Повышение квалификации персонала. | |||||
Содержание и особенности управленческого труда. | |||||
Основные направления рациональной организации труда. | |||||
Культура управленческого труда. | |||||
Содержание и виды управленческих решений. | |||||
Процесс принятия управленческих решений. | |||||
Методы принятия управленческих решений | |||||
Индивидуальные стили принятия управленческих решений. | |||||
Условия эффективности управленческих решений. | |||||
Организация и контроль выполнения решений. | |||||
Требования к менеджеру. | |||||
Власть и личное влияние. | |||||
Авторитет менеджера. | |||||
Сущность управленческой деятельности. | |||||
Уровни управления. | |||||
Объект и субъект управления. | |||||
Понятие и характеристика стилей руководства. | |||||
Управленческая решетка ГРИД. | |||||
Элементы управления. | |||||
Характеристика поведенческих действий менеджера. | |||||
Дополнительные стили руководства. | |||||
Природа конфликтов. | |||||
Типы конфликтов. | |||||
Причины конфликтов. | |||||
Методы разрешения конфликтов. | |||||
Природа и причина стрессов. | |||||
Значение делового общения. | |||||
Формы организационного общения | |||||
Деловое совещание. | |||||
Деловые переговоры. | |||||
ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
ТЕМА 1. Основные этапы развития менеджмента (2 часа)
План:
1. Древний период
2. Индустриальный период
3. Период систематизации
Основные понятия:менеджмент, школы менеджмента,
Литература
1. Максимцова М.М. Менеджмент. – М.:ЮНИТИ, 2001.
2. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989.
3. Балабанов И.Т. Риск – менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1995.
Контрольные вопросы:
1. Назовите три фундаментальные задачи любой экономики и раскройте, как они решаются при управлении предприятиями.
2.Приведите примеры сфер деятельности, в которых наиболее эффективны различные формы собственности.
3.Покажите, как современные концепции постиндустриального и устойчивого развития экономики отражаются в экономической политике государства.
Межпредметные связи: экономика, психология.
Формы контроля: конспект
ТЕМА 2. Понятие организация (2 часа)
План:
1. Понятие организация
2. Концепция жизненного цикла организации
3. Общие характеристики организаций
4. Цели организаций
Основные понятия:организация, жизненный цикл, цели, миссия, дерево целей, типы организаций.
Литература
1. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. – М.: Машиностроение, 1993.
2. Весенин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триад, Лтд», 1997.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1995.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные категории теории управления и раскройте их взаимосвязь.
2. Пусть одной из целей управления являются модернизация выпускаемой продукции и расширение для нее рынка сбыта. Постройте дерево целей и сформулируйте для одной их подцелей задачи управления.
Межпредметные связи: экономика, психология.
Формы контроля: таблица
ТЕМА 3. Формальная и неформальная организации (2 часа)
План:
1. Характеристика формальных организаций
2. Характеристика неформальных организаций
Основные понятия:организация, виды организаций.
Литература
1. Абрамова Г.П. Маркетинг: Вопросы и ответы. – М.: Агропромиздат. 1991г., 200 с.
2. Амбранишвили Г.Г., Война В.А., Трусов Ю.Ф. Операция « Маркетинг». - М.: Международные отношения. 1992г., 256 с.
3. Амблер Т. Практический маркетинг. – СПб: Питер. 1999г., 400 с.
4. Реклама в системе маркетинга / Под ред. Г.Г. Амбрамишвили. – М.: Изд. ТПП СССР. Выпуск № 5. 1992г., 203 с.
Контрольные вопросы:
1. Что такое миссия организации?
2. В чем различие между глобальной целью и целями функционирования?
3. Что такое качественные и количественные цели?
4. Раскройте содержание этапов целевого управления.
5. Раскройте содержание этапов целевого управления.
Межпредметные связи: экономика
Формы контроля:схема
ТЕМА 4. Структура и формы организаций (2 часа)
1. Понятие организационная структура
2. Типы организационных структур
Основные понятия:организационная структура, линейная структура, функциональная, линейно – функциональная, дивизиональная, матричная, матрично-штабная.
Литература
1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.
3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.
Формы контроля: схема
ТЕМА 5. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента (2 часа)
План:
1. Понятие функции менеджмента
2. Классические функции менеджмента
3. Современные функции менеджмента
Основные понятия:функции менеджмента, мотивация, контроль, планирование, мотивация, организация.
Литература
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
3. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
4. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.
5. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.
6. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
Формы контроля: таблица
ТЕМА 6. Принципы менеджмента (2 часа)
План:
1. Понятие принцип менеджмента
2. Характеристика принципов менеджмента
Основные понятия: принципы, факторы.
Литература
1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.
3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.
4. Менеджмент /Под ред М.М. Максимцова, - М.:. ЮНИТИ, 2001.
5. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1996. с.117.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите этапы анализа целостности системы и приведите примеры, характеризующие целостность отдельных подсистем системы управления.
2. Сформулируйте задачи управления маркетингом по составляющим маркетингового комплекса.
3. Выделите связующие элементы во внутренней и внешней среде организации.
Межпредметные связи: экономика
Формы контроля: конспект
ТЕМА 7. Понятие и классификация методов менеджмента (2 часа)
План:
1. Понятие метод управления
2. Факторы выбора методов менеджмента
3. Классификация методов менеджмента
Основные понятия:метод, экономические методы, социально – психологические методы, административно – правовые методы.
Литература
1. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.
2. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
5. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
Формы контроля: конспект
ТЕМА 8. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента(2 часа)
План:
1. Сущность процесса управления персоналом организации
2. Условия эффективности менеджмента
3. Роль руководителя в процессе управления персоналом
Основные понятия:трудовые ресурсы, трудовые ресурсы, руководитель.
Литература
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
3. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
4. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.
5. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.
Формы контроля: схема
ТЕМА 9. Организация деятельности кадровых служб (2 часа)
План:
1. Сущность деятельности кадровых служб
2. Параметры диагностики деятельности персонала
Основные понятия:кадровое планирование, кадровая служба.
Литература
1. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.
2. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.
3. Менеджмент /Под ред М.М. Максимцова, - М.:. ЮНИТИ, 2001.
4. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1996. с.117.
Формы контроля: реферат
ТЕМА 10. Содержание и особенности управленческого труда (2 часа)
План:
1. Понятие управленческий труд
2. Критерии эффективности управленческого труда
Основные понятия:труд, управленческий труд.
Литература
1. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.
2. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
5. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
Формы контроля: конспект
ТЕМА 11. Культура управленческого труда (2 часа)
План:
1. Сущность понятия управленческий труд
2. Понятие культура управленческого труда
3. Факторы, влияющие на процесс формирования культуры труда
Основные понятия:культура, организационная культура, управленческая культура, имидж.
Литература
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
3. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
4. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.
5. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.
Контрольные вопросы:
1. Поясните значение функций контроля и регулирование в менеджменте.
2.Какие формы контроля вы знаете:
3.Назовите и охарактеризуйте стадии контроля.
4. Что является объектами контроля.
Формы контроля: таблица
ТЕМА 12. Процесс принятия управленческих решений (2 часа)
План:
1. Понятие управленческое решение
2. Этапы принятия управленческого решения
3. Значение управленческих решений
Основные понятия: метод, управленческое решение, индивидуальные методы, коллегиальные методы.
Литература
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
3. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
4. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.
5. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.
6. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
Формы контроля: таблица
ТЕМА 13. Методы принятия управленческих решений (2 часа)
План:
1. Индивидуальные методы принятия управленческих решений
2. Коллективные методы принятия управленческих решений
3. Критерии эффективности управленческих решений
Основные понятия:метод, управленческое решение, индивидуальные методы, коллегиальные методы.
Литература
1. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.
2. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
5. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
Формы контроля: конспект
ТЕМА 14. Организация и контроль выполнения решений (2 часа)
План:
1. Этапы принятия управленческих решений
2. Коррекция управленческих решений
3. Диагностика эффективности управленческих решений
Основные понятия:управленческие решения, этапы принятия управленческих решений, эффективность УР.
Литература
1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.
3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.
4. Менеджмент /Под ред М.М. Максимцова, - М.:. ЮНИТИ, 2001.
5. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1996. с.117.
Формы контроля: конспект
ТЕМА 15. Власть и личное влияние (2 часа)
План:
1. Понятие власть
2. Понятие харизма
3. Взаимодействие влияния и власти на эффективность функционирования социально – экономической системы
Основные понятия:власть, харизма.
Литература
1. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.
2. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
5. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
Формы контроля: таблица
ТЕМА 16. Авторитет менеджера (2 часа)
План:
1. Понятие авторитет
2. Составляющие авторитета.
3. Факторы, влияющие на формирование авторитета.
Основные понятия:авторитет, имидж, руководитель.
Литература
1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.
3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.
Формы контроля: конспект
ТЕМА 17. Уровни управления (2 часа)
План:
1. Характеристика уровней управления
2. Управление высшего звена
3. Управление среднего звена
4. Управление высшего звена
Основные понятия:скалярная цепь, иерархия организации, управленческое звено.
Литература
1. Кохно П.А., Микрюков В.А. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика. 1993г., 435 с.
2. Маркетинг./ Под ред. Д.И. Костюхина. – М.: Прогресс. 1990г., 305 с.
3. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии.- М.: АСТ. 2000г.,272 с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Ростинтэр. 1996г.,704 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. 10-е издание. – СПб.: Питер 2000г., 752 с.
Формы контроля:конспект
ТЕМА 18. Элементы управления (2 часа)
План:
1. Характеристика процесса управления.
2. Технологии управления.
Основные понятия:управление, инструментарий управления.
Литература
1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.
3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.
4. Менеджмент /Под ред М.М. Максимцова, - М.:. ЮНИТИ, 2001.
5. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1996. с.117.
Формы контроля: схема
ТЕМА 19. Характеристика поведенческих действий руководителя (2 часа)
План:
1. Сущность поведения руководителя.
2. Значение поведения руководителя.
3. Формирование поведения руководителя.
Основные понятия:поведение руководителя.
Литература
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
3. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
4. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.
5. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.
6. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
Формы контроля: конспект
ТЕМА 20. Природа конфликтов (2 часа)
План:
1. Сущность конфликта.
2. Виды конфликта.
3. Значение конфликта.
4. Разрешение конфликтов.
Основные понятия:конфликт.
Литература
1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.
3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.
Формы контроля: таблица
ТЕМА 21. Методы разрешения конфликтов (2 часа)
План:
1. Технология разрешения конфликтов.
2. Методы разрешения конфликтов.
Основные понятия:методы разрешения конфликтов.
Литература
1. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
2. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.
3. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.
4. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
Контрольные вопросы:
1. Чем вызывается необходимость делегирования в организации задач и полномочий?
2. Какие требования могут возникать в процессе делегирования полномочий и какими причинами они вызываются?
3. Есть ли различия в ответственности руководителя и исполнителя?
4. Справедливо ли утверждение, что полномочия в организации делегируются конкретному лицу?
Формы контроля: конспект
ТЕМА 22. Природа и причина стрессов (2 часа)
План:
1. Понятие стресс.
2. Значение стресса.
3. Профилактика стрессовых ситуаций.
Основные понятия:стресс.
Литература
1. Балабанов И.Г. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.
2. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.
3. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.
4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
6. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
Формы контроля: схема
ТЕМА 23. Значение делового общения (2 часа)
План:
1. Понятие делового общения.
2. Формы делового общения.
Основные понятия:общение, коммуникации, деловое общение.
Литература
1. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
4. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
5. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.
6. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.
7. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
Формы контроля: таблица
ТЕМА 24. Деловые переговоры (2 часа)
План:
1. Понятие деловые переговоры.
2. Структура деловых переговоров.
3. Технология деловых переговоров.
Основные понятия:деловые переговоры.
Литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. с.225.
2. Балабанов И.Г. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.
3. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.
4. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой организация в менеджменте?
2. Назовите принципы построения организаций?
3. Какие типовые схемы управления вы знаете?
4. Перечислите требования к структурам управления.
Формы контроля: конспект.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1: Основные школы управления (2 часа)
План:
1. Предпосылки формирования современных школ управления.
2. Классификация школ управления.
3. Сравнительная характеристика школ управления.
Литература:
1. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.
2. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
5. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
Контрольные вопросы:
1. Когда возник менеджмент, и каковы были его экономические предпосылки.
2. Какие черты характеризуют современный менеджмент.
Тема 2: Горизонтальное и вертикальное разделение труда (2 часа)
План:
1. Понятие разделение труда.
2. Горизонтальное разделение труда.
3. Вертикальное разделение труда.
Литература:
1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.
3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.
4. Менеджмент /Под ред М.М. Максимцова, - М.:. ЮНИТИ, 2001.
5. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1996. с.117.
Контрольные вопросы:
1. Исследуйте группу факторов мотивации, используемых руководителями для повышения эффективности вашей работы.
2. Исследуйте группу факторов мотивации, используемых вашими руководителями для повышения эффективности организации.
3. Оцените работу ваших руководителей в направлении удовлетворения ваших потребностей.
Тема 3: Проектирование организационных структур (2 часа)
План:
1. Понятие организационная структура.
2. Виды организационных структур.
3. Этапы проектирования организационных структур.
Литература:
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
3. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
4. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.
5. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.
6. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
Тема 4: Организационно – административные методы управления (2 часа)
План:
1. Характеристика административно – правовых методов управления.
2. Классификация.
Литература:
1. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. с.225.
2. Балабанов И.Г. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.
3. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.
4. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
Тема 5: Экономические методы управления (2 часа)
План:
1. Понятие экономические методы управления.
2. Классификация.
Литература:
1. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. – М.: Машиностроение, 1993.
2. Весенин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триад, Лтд», 1997.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1995.
Тема 6: Социально – психологические методы управления (2 часа)
План:
1. Сущность социально – психологических методов управления.
2. Классификация.
Литература:
1. Абрамова Г.П. Маркетинг: Вопросы и ответы. – М.: Агропромиздат.
2. 1991г., 200 с.
3. 2 Амбранишвили Г.Г., Война В.А., Трусов Ю.Ф. Операция « Маркетинг». - М.: Международные отношения. 1992г., 256 с.
4. Амблер Т. Практический маркетинг. – СПб: Питер. 1999г., 400 с.
5. Реклама в системе маркетинга / Под ред. Г.Г. Амбрамишвили. – М.: Изд. ТПП СССР. Выпуск № 5. 1992г., 203 с.
Тема 7: Самоуправление (2 часа)
План:
1. Сущность процесса самоуправления.
2. Этапы самоуправления.
Литература:
1. Абрамова Г.П. Маркетинг: Вопросы и ответы. – М.: Агропромиздат.
2. 1991г., 200 с.
3. Амбранишвили Г.Г., Война В.А., Трусов Ю.Ф. Операция « Маркетинг». - М.: Международные отношения. 1992г., 256 с.
4. Амблер Т. Практический маркетинг. – СПб: Питер. 1999г., 400 с.
5. Реклама в системе маркетинга / Под ред. Г.Г. Амбрамишвили. – М.: Изд. ТПП СССР. Выпуск № 5. 1992г., 203 с.
Тема 8: Отбор персонала (2 часа)
План:
1. Сущность процесса отбора персонала.
2. Этапы отбора персонала.
Литература:
1. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.
2. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
5. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
Тема 9: Повышение квалификации персонала (2 часа)
План:
1. Сущность процесса повышения квалификации персонала.
2. Виды повышения квалификации персонала.
3. Условия повышения квалификации персонала.
Литература:
1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.
3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.
Тема 10: Содержание и виды управленческих решений (2 часа)
План:
1. Управленческие решения.
2. Виды управленческих решений.
3. Этапы принятия управленческих решений.
Литература:
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
3. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.
4. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.
5. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.
6. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
Тема 11: Индивидуальные стили принятия управленческих решений (2 часа)
План:
1. Понятие управленческое решение.
2. Виды управленческих решений.
3. Способы принятия управленческих решений.
Литература:
1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.
2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Мене