Психологии и социальной работы»

Психологии и Социальной Работы»

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол № от «___»_______2012 г.

зав.кафедрой _________________

Учебно-методическОЕ пособие

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»

для направления подготовки 030301.65 «Психология»

квалификация (степень) «бакалавр»

Санкт-Петербург

2013 г.

Разработчики:

д.пс.н., профессор   Белов В.В.    

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

к.пед.н., доцент   Кошелев М.Б.    

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

к.пед.н., доцент   Агафонова В.В.    

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация  
Методические указания для студентов  
Модуль1 Теоретико-методологические основы психологии менеджмента  
1.1. Психология менеджмента – междисциплинарное, научно-практическое направление  
1.1.1. Объект психологии менеджмента  
1.1.2. Предмет психологии менеджмента  
1.1.3. Задачи психологии менеджмента  
1.2. История возникновения и развития психологии менеджмента  
1.2.1. Этапы развития психологи менеджмента  
1.2.2. Развитие психологии менеджмента за рубежом  
1.2.3. Психология менеджмента в России  
1.3. Научные основы психологии менеджмента  
1.3.1. Теория информации  
1.3.2. Теория систем  
1.3.3. Теория управления  
     
     
Модуль 2 Управленческая деятельность  
2.1. Проблема управленческой деятельности в психологии менеджмента  
2.1.1. Понятие «управленческая деятельность» и ее психологические особенности  
2.1.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности  
2.2. Личность и группа как объекты управления  
2.2.1. Личность как объект управления  
2.2.2. Группа как объект управления  
2.3. Функциональный подход к управленческой деятельности  
2.3.1. Система управленческих функций  
2.3.2. Функция целеполагания  
2.3.3. Функция прогнозирования  
2..3.4. Функция планирования  
2.3.5. Функция организации  
2.3.6. Функция принятия решений  
2..3.7. Функция мотивирования  
2.3.8. Функция контроля и коррекции  
2.3.9. Коммуникативная функция  
2.3.10. Кадровые функции руководителя  
2.3.11. Производственно-технологические функции  
2.3.12. Производные (комплексные) функции управления  
     
     
Модуль 3 Психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера  
3.1. Профориентация, профессиональная подготовка менеджеров в учебных заведениях  
3.1.1. Профориентация  
3.1.2. Профессиональное обучение менеджеров  
3.2. Профессиональный отбор, профессиональная адаптация, профессиональное мастерство менеджеров  
3.2.1. Профессиональный отбор менеджеров  
3.2.2. Профессиональная адаптация менеджеров  
3.2.3. Профессиональное мастерство менеджеров  
3.3. Профессиональное долголетие и здоровье менеджера  
3.3.1. Профессиональное долголетие  
3.3.2. Профессиональная деятельность менеджеров как фактор, влияющий на их профессиональное долголетие и здоровье  
3.3.3. Концепция управления здоровьем менеджеров  
     
  Литература………………………………………………………94  
Глоссарий………………………………………………………………………95  

АННОТАЦИЯ

В современных условиях остается нерешенной проблема эффективной профессиональной деятельности менеджеров. Эта проблема хорошо известна, её озвучил новый Президент РФ. Речь идёт о «кадровом голоде» управленческого персонала.

Психология менеджмента является той отраслью психологической науки, которая исследует и решает проблему эффективного управления организациями, функционирующими в условиях рыночных отношений.

Говоря о практической значимости психологии менеджмента, необходимо отметить, что существует точка зрения, сформулированная топ-менеджерами, которые стали уже легендой менеджмента. Ли Якокка прошёл обучение по психологии личности. Для него психология – это не хобби, он был профессионалом в области психологии. Он считал, что успешное руководство фирмой – это результат активности личности. Конечно, экономические и правовые знания необходимы для топ-менеджера. Но эти знания будут бесполезными без способности творчески применить эти знания на практике. Топ-менеджер – это не функционер, который правильно использует наставления, инструкции. Топ-менеджер – это «творец» успеха организации, так как победить в жесткой, изощренной конкурентной борьбе может тот, кто творит, создаёт и внедряет новое, кто изыскивает резервы там, где, казалось бы, их не должно быть, кто трезво оценивать ситуацию, кого не остановить никакая преграда, возникающая на пути к цели. Для таких менеджеров психологии – это орудие, с помощью которого топ-менеджеры делают сами из себя «непобедимого бойца экономического фронта».

Психология менеджмента начала изучаться студентами в отечественных высших учебных заведениях только в последние годы. В настоящее время существует ограниченное количество учебных пособий по психологии менеджмента, которые раскрывают различные психологические аспекты такого сложного явления как менеджмент. При этом содержание этих учебных различаются. Важно отметить, что эти учебные пособия друг друга не исключают, а дополняют.

В связи с этим для повышения качества подготовки студентов по психологии менеджмента, возникла необходимость разработки учебного пособия, в котором были бы интегрированы знания, содержащиеся в изданных учебных пособиях по психологии менеджмента и родственных этому направлению отраслях психологии: организационная психология, психология управления.

По содержанию учебное пособие представляет собой завершенный курс лекций и методических разработок по психологическим аспектам управления в коммерческих организациях. Данный текст разработан как основа для овладения теоретическими положениями и практическими навыками в области психологии менеджмента.

Психология менеджмента относится к числу тех дисциплин, которые преподаются в высшей школе относительно недавно. Это обуславливает высокую потребность в учебных пособиях, особенно – электронных. В тексте пособия представлены сведения о предмете, объекте, исследовательских, прикладных и практических задачах, научных основах, этапах становления и развития психологии менеджмента, разнообразных точках зрения на психологические проблемы коммерческих организаций, подходах к изучению управленческой деятельности, соотношение психологии менеджмента и психологии управления, организационной психологии, социальной психологии управления. В этом курсе рассматриваются психологические аспекты управленческих функций, теории личности менеджера, содержание и методическое обеспечение профориентации, профессионального отбора, профессиональной подготовки в учебных заведениях, профессионального отбора на должностную позицию, профессиональной адаптации, профессионального мастерства менеджеров, профессиональное долголетия и здоровья менеджера.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Психология».


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Учебно-методическое пособие «Психология менеджмента» разработано, прежде всего, для повышения качества самостоятельной работы студентов, которая является важным компонентом обучения, приобретения культурных, личностных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины.

Материалы, изложенные в пособии, помогут студентам в написании небольших тематических эссе, докладов, подготовке выступлений на семинарах, составлении плана выступления; оформлении презентации, обсуждении и отработке методов публичного представления результатов самостоятельной творческой деятельности студента в рамках тематики курса; составлении библиографии по темам курса.

Студент должен изучить материал курса по модулям. После каждой главы учебно-методического пособия содержится блок самопроверки и литература, которую следует внимательно проработать. После изучения материала модуля студент обязан ответить на вопросы для самопроверки.

В целом, изучив учебный материал данного учебно-методического пособия, студент должен знать и уметь использовать в своей практической деятельности знания в области психологии менеджмента.

МОДУЛЬ 1

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Психология менеджмента – междисциплинарное, научно практическое направление

Менеджмент как практика

Можно выделить три этапа развития психологии менеджмента: менеджмент как практика, менеджмент как наука, возникновение и развитие психологии менеджмента.

Первый этап самый длительный. Его характеристика дана в «Управленческом континууме Джорджа», который приведён в работе А.В. Карпова.

Наука об управлении

Научный этап возник с появлением научных школ. М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури выделяет пять школ: научного управления, административная, человеческих отношений, поведенческая, количественная.

Научное управление (1885-1920): создатели – Тейлор (scientific management) рабочий-инженер - директор Бетлихемской сталелитейной компании, Френк и Лилиан Гилберт, Эмерсон. Тейлор проводил наблюдение, замеры, анализ, которые были направлены на совершенствование операций ручного труда, определение его основных компонентов. По полученной информации он изменял операции, устраняя лишние, непродуктивные движения. При этом использовались стандартные процедуры и оборудование. По сравнению с более ранней системой управления новый подход дал феноменальный выигрыш. Тейлор ввел понятие человеческий фактор. При этом он, игнорируя социальную природу индивида, был сторонником механического подхода к роли человека в организации (человек как фактор - элемент процесса, придаток машины). С целью заинтересовать работников ввел сдельную заработную плату. Новая система управления позволяла обеспечить возможность небольшого отдыха, неизбежных перерывов в производстве. Время, выделенное на определенное задание, определялось более реалистичным и справедливо установленным способом. Им были выделены управленческие функции обдумывания и планирования, которые дифференцировались от фактического выполнения работы. Он считал, что организация выиграет, если каждая группа сотрудников сосредотачивается на том, что она делает лучше всего. Тейлор разработал три принципа:

· принцип функциональной дифференциации (группировка задач для формирования индивидуальных рабочих мест, письменные инструкции, то есть задания со способами их выполнения);

· специализации (работа каждого по возможности ограничена выполнением одной ведущей функции);

· материальные заинтересованности.

Решающая роль в разработке Тейлором научного управления сыграла концепция «экономического человека». Он также предлагал проводить профессиональный отбор и обучение.

Супруги Френк и Лилиан Гилбертизучали профессиональные приемы, определяли с помощью изучения движений наилучший способ работы для каждого рабочего и для каждого вида труда. Они интересовались проблемой трудоспособности инвалидов войны. Критикуя метод хронометража Тейлора, они разработали метод анализа движения с помощью киносъемки.

Эмерсон – организатор и рационализатор промышленности, инженер. Поставил вопрос в более широком аспекте, то есть об организации рабочего места. Занимался проблемой повышения эффективности отдельного работника. Предложил 12 принципов производительности труда:

· четко поставленные цели производства и четко обозначенные задачи персонала;

· здравый смысл;

· компетентная консультация, то есть привлечение специалистов для постоянного совершенствования системы управления;

· дисциплина – четкое распределение функций, обязанностей, поощрений и наказаний;

· справедливое отношение к персоналу, лучше работаешь, лучше живешь, произвол исключен;

· обратная связь – быстро, надежно, полноценно учитывать и контролировать действия и продукцию, нарушения ведут к сбою в системе управления;

· порядок и планирование работы;

· нормы и расписания - знание и учет резервов. Умение реализовать их на деле. Избегание неоправданных затрат, потерь времени, материалов, энергии ведет к сокращению усилий, которые ведут к минимальному результату;

· нормализация условий. Нужно создавать машины и технологии, дающие человеку возможность создавать больше и лучше;

· нормирование операций в соответствии с состоянием и заработком;

· письменные, стандартные инструкции освобождают мозг для инициативы, изобретений и творчества;

· вознаграждение за производительность. Ввод системы оплаты труда с учетом времени и умения выражаемого в качестве.

Классическая или административная школа (20-е - 50-е годы XX века). Основоположник Анри Файоль. Если Тейлор и Гильберт начинали как простые рабочие, то Файоль имел непосредственный опыт работы в качестве руководителя высшего звена управления в большом бизнесе. Поэтому Анри Файоля считают отцом менеджмента. Файоль разработал рациональную систему управления организацией, определив основные функции менеджеров. Главный вклад Файоля - рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций. Второе значение работ Файоля касалось построения структуры организации и разработки 14 принципов управления работниками. Принципы управления:

· разделение труда;

· полномочия и ответственность;

· дисциплина;

· единоначалие;

· единство направления (каждая группа действующая в рамках одной цели должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя);

· подчиненность личных интересов общим;

· вознаграждение персонала;

· централизация;

· скалярная цепь (это ряд лиц стоящих на руководящих должностях);

· порядок;

· справедливость;

· стабильность рабочего места для персонала;

· инициатива;

· корпоративный дух.

Школа науки управления (количественный подход). Психология менеджмента до Второй мировой войны была недостаточно связана с математикой, статистикой, инженерными науками. Однако во время второй мировой войны для эффективного использования истребителей в Англии при массированных ударах немцев, максимально эффективной высадки союзников в Европе начали применяться математические методы, в частности метод исследования операции. В дальнейшем исследование операций начало широко применятся и в менеджменте. Позднее появляется метод математического моделирования, который широко используется при решении сложных управленческих задач. Наибольший вклад в развитие науки управления сыграла кибернетика.

Психология менеджмента за рубежом.

За рубежом психология менеджмента возникла в рамках менеджмента с появлением двух школ: школы человеческих отношений и поведенческой школы.

Школа человеческих отношений (1930-1950). С появлением этой школы, собственно говоря, возникает психология менеджмента за рубежом, так как начинают принимать участие психологи в решении проблем менеджмента. Эта школа возникла как критика на механистический подход. Основоположником этой школы является Элтон Мейо – специалист по индустриальной социологии и социальной психологии. Он говорил, что «обесчеловеченный» труд перестал доставлять людям радость. Мейо проводил знаменитые эксперименты на заводе Вестерн электрик в Хотторне (хотторнские эксперименты). Он один из предвестников гуманистической психологии. Сформировал доктрину человеческих отношений, Он считал, что если руководство проявляет заботу о работнике, то и уровень удовлетворенности трудом возрастает, а это и влечет повышение производительности труда. Разработал базовые положения своей доктрины:

1. Человек существо социальное и ему нужно работать в группе. Поведение можно понять и предсказать на основе анализа групповых взаимоотношений. Группа существует при взаимном общении в процессе достижения цели, без чувства общей цели и интереса в качестве связей, группа не существует.

2. Все члены группы придерживаются в своем поведении групповых норм. Принятие решения осуществляется человеком как членом группы, а не как индивидом. Групповые нормы – это идеи, сформировавшиеся в умах членов группы, определяющие что делать и что ожидает в данных сложившихся обстоятельствах. Идеи являются нормами, если они подкрепляются групповыми санкциям.

3. Выполнение задания скорее определяется групповыми нормами, чем физическими возможностями.

4. Руководители производства должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.

Мейо предложил понятие неформальной группы (симпатия/антипатия), сплоченности группы, благоприятной атмосферы, удовлетворенности своим трудом. Он анализировал влияние группы на поведение, мотивацию и ценности индивида, средства общения и способы передачи информации, специфику речи.

Поведенческая школа– одна из ранних психологических школ наряду с психоанализом. Ее основоположниками в области психологии менеджмента являются Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак Грегор, Фредерик Герцберг. Они изучали аспекты социального взаимодействия, профессиональной мотивации, характера власти и авторитета, оптимальной организационной структуры, коммуникации, лидерства. Ими предложены методы налаживания межличностных отношений, оказания помощи работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепции поведенческих наук, построения и управления организациями, повышения успешности функционирования организации за счет эффективного использования человеческих ресурсов. Этот подход стал настолько популярен, что почти полностью в 60-е годы XX века распространился на все области управления, организации. Однако в дальнейшем, как и большинство ранних школ, перестал существовать как единственно наилучший путь. Идеи этого подхода в дальнейшем были конкретизированы в 80-ые годы XX века в концепции человеческих ресурсов в США Уотерманом и Питерсом.

Менеджмента

Японская модель Американская модель
Управленческое решение принимается коллективно на основе единогласия Индивидуально
Коллективная ответственность Индивидуальная
Нестандартная, гибкая структура управления (проектная) Строго формализованная, иерархическая структура управления
Неформальная организация контроля Четко формализованная
Коллективный контроль Индивидуальный контроль руководителя
Замедленная оценка работы сотрудника и карьерный рост Быстрая оценка и ускоренное продвижение по службе
Ориентация управления на группу На отдельную личность
Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и коллективному результату По индивидуальному результату
Преобладание личных неформальных отношений руководителя с подчиненным Формальных
Продвижение по службе по старшинству и стажу Деловая карьера - личные результаты
Подготовка руководителей универсального типа Узкоспециализированных
Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу По индивидуальным результатам, достижениям
Долгосрочная занятость, пожизненный найм Найм на короткий срок
Ориентация на качество образования и личностный потенциал работника Соответствие работника требованиям рабочего места, должностным обязанностям
Ориентация на длительную перспективу, исполнитель каждой операции должен рассматривать последующего как своего потребителя Решение текущих задач, каждый выполняет свою операцию независимо от того, как работа выполнена раньше

Теория информации

Информация – это многогранное понятие. В социологии информация – это вся совокупность данных, фактов, сведений о физическом мире и обществе, вся сумма знаний – результат познавательной деятельности человека, которая в том или ином виде используется обществом в различных целях. В PR информация – сообщение, ориентированное на целевую аудиторию. В философском смысле – это характеристика отражения, основанная на мере разнообразия, упорядоченности явлений. Информация является одним из основных понятий кибернетики, которая отвлекается от содержательной стороны, рассматривая количественный аспект. Информация определяется как величина обратно пропорциональная степени вероятности того события, о котором идёт речь.

Теория систем

В настоящее время понятие «система» применяется очень широко. В теории систем Л. Берталанфи определял систему как все состоящее из связанных друг с другом частей. Однако в этом определении не в полной мере отражается одно из главных признаков системы - её целостность. Поэтому более точное определение системы предложил В.Н. Садовский. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность, единство. Существуют атрибутивные свойства системы: целостность, взаимодействие со средой, упорядоченность, иерархичность, множественность описания.

Целостность предполагает, что система не сводима к сумме образующих её частей, а также невыводимость из какой либо части системы системного качества.

Взаимодействие системы со средой предполагает, что любая система всегда существует в определенной среде. Следовательно, при описании системы необходимо конкретизировать содержательную характеристику среды. Соответствие между системой и средой называется функцией системы.

Упорядоченность предполагает, что любая система обладает структурой, под которой понимается элементы и способ связи между ними.

Иерархичность предполагает, что каждый компонент может быть одновременно и системой и элементом другой системы или метасистемой, т.е. включать в себя другие системы.

Множественность описания предполагает, что любый объект, любое явление для его полного описания должен быть отображен с различных качественных точек зрения.

Теория управления

Понятие«управлении» широко используется в различных сферах жизнедеятельности человека, обозначая функцию, присущую всем организованным системам (техническим, биологическим, социальным и др.). Поэтому проблема управления изучается многими науками. Базовой, методологической для всех других наук об управлении является кибернетика.

Первоначально, как уже отмечалось, кибернетика» (kybernetika) – это искусство управления. В настоящее время кибернетика — это наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

Основная задача кибернетики — достижение на основе присущих ей методов и средств оптимального уровня управления, т. е. принятие наилучших управленческих решений.

В зависимости от области применения кибернетических методов и средств различают отрасли кибернетики: технические, биологические, экономические, медицинские и др.

Один из основателей этой науки Н.Винер в своей книге отмечает, что процессы управления и связи в машинах, живых организмах и обществах, будь то общества животных или человеческие, подобны, то есть существуют общие для всех функционирующих систем законы управления.

Управление – процесс перевода объекта (системы) из менее упорядоченного состояния в более упорядоченное, с точки зрения целей управления.

Кибернетическим называется такое управление, которое:

· рассматривает организацию как некоторую большую систему, каждый элемент которой берется не только сам по себе, но и как часть большой совокупности, в которую он входит;

· обеспечивает оптимальное решение многовариантных динамических задач организации;

· использует специфические методы, выдвинутые кибернетикой (обратную связь, саморегулирование и самоорганизацию и т. п.);

· широко применяет механизацию и автоматизацию управленческих работ на основе использования вычислительной и управляющей техники и компьютерных технологий.

Н. Винер выделяет следующие операции управления:

· мысленное рассечение исходного целого объекта на (две) части: управляемую и управляющую;

· установление между первой (управляющей) частью и второй (управляемой) связи управления;

· установление между этими частями обратной связи.

· объединение выделенных в ходе первой операции частей и заданных второй и третьей операцией связей в новое целое, которое полагается идентичным исходному.

Существует множество определений понятия «управление». Например, Л.Д. Кудряшева понимает под управлением процесс регулирования только вертикальных связей.

В социальной психологии – управление рассматривается как вид индивидуальной или групповой деятельности, представляющей собой воздействие субъекта управления на объект для достижения цели управления.

Наиболее полное определение понятия «управление» предложил В.Г. Афанасьев. Управление – функция систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

В теории управления выделяют ряд базовых положений или принципов управления.

Принципы управления - это основные положения, правила определяющие содержание, организационные формы и методы процесса управления персоналом в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Принцип необходимого разнообразия (У.Эшби). Субъект управления должен обладать не меньшей сложностью, чем объект управления.

Если по каким-то причинам происходит нарушение этого принципа, система приходит в состояние неустойчивого равновесия и неизбежно стремится к положению устойчивого равновесия. Какими же путями система приходит в положение равновесия? Можно выделить два основных пути выхода систем из состояния неустойчивого равновесия:

Первый путь – это увеличение сложности (разнообразия) субъекта управления до уровня соответствующего сложности самой управляемой системы (объекта). Заметим, что процесс усложнения системы приводит к уменьшению надежности системы. Поэтому управление такой системой так же должно усложняться, чтобы предохранить растущую систему от разрушения. Если субъект управления сложнее, многообразнее объекта он стремится, как правило, к усложнению управляемой им системы.

Второй путь предполагает, что субъект управления уменьшает разнообразие управляемой системы (объекта) до уровня собственной сложности (разнообразия). И создает условия, препятствующие усложнению (т.е. развитию) системы. В этом случае система имеет тенденцию к деградации, разрушению.

Принцип переходного периода. Перевод управляемой системы из одного состояния в другое должен иметь переходный период. Следовательно, процесс управления предполагает наличие переходной зоны или зоны перехода.

В российском энциклопедическом словаре зона (от греч. zōnē — пояс) это полоса, пространство между какими-либо границами; территория, участок чего-либо, характеризующийся определенными признаками. Переход – это место, пригодное или предназначенное и специально устроенное, чтобы переходить через что-либо, с одной стороны чего-либо; момент, место, с которого что-либо, постепенно изменяясь, становится другим, звено, связывающее постепенно превра­щающиеся одно в другое явления. Переходная зона – пространство между границами материальных и нематериальных объектов, процессов, состояний, явлений и т.д., в котором происходят процессы приспособления переходящих объектов к «требованиям» и условиям зоны, в которую осуществляется переход. Цель зоны перехода не допустить перехода объектов различного рода, свойства которых не отвечают «требованиям» и условиям принимающей зоны (системы). Все процедуры набора и отбора персонала, представляют собой систему фильтров пропускающих в организацию лишь претендентов, чьи профессиональные и психологические качества отвечают параметрам, установленным в данной организации.

Признаки зоны перехода: неустойчивые состояния находящихся в ней объектов, законы функционирования отличаются от законов функционирования разделяемых объектов.

Свойства зоны перехода : Функции зоны перехода - фильтрация и преобразование определяются её свойствами.

В структуру зоны перехода входят следующие основные элементы фильтры и преобразователи. Со стороны выпускающего объекта первым стоит преобразователь, следующим в структуре располагается фильтр. Со стороны принимающего объекта первым в структуре стоит фильтр, затем преобразователь. Между ними закрытая (нейтральная) зона перемещения переходящего объекта.

психологии и социальной работы» - student2.ru

Применительно к организационным процессам:

· преобразователь на входе: претендент на должность сам преобразует определённые свои параметры таким образом, чтобы они соответствовали формальным и не формальным требованиям данной организации.

· фильтры на входе: система отборочных тестов, заданий, собеседований и т.п.

· фильтры на выходе: заключение трудового договора, окончательное согласование требований работника к организации и требований организации к работнику.

· преобразователь на выходе: период адаптации нового сотрудника, испытательный срок.

· пространство и время перехода определяется свойствами двух пограничных объектов и сложностью переходящего объекта.

· ресурсы зоны перехода материальные и не материальные предоставляются объектами, между которыми осуществляется переход.

В социальной сфере – переход от жесткого, авторитарного стиля управления к демократическому без переходного периода приводит к анархии и дезорганизации системы.

Переход от демократического стиля управления к авторитарному управлению без переходного периода, приводит к стрессам, суицидам, конфликтам, снижению эффективности жизнедеятельности.

Принцип иерархичности. Любая функционирующая система имеет иерархическую структуру.

Иера́рхия (от греч. hierós — священный и archē — власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется:

· для характеристики организации христианской церкви;

· в социологии — для обозначения социальной структуры общества, бюрократии;

· в общей теории систем — для описания любых системных объектов;

· в теории организации — принцип управления;

· в лингвистике различают иерархию уровней (ярусов) языка;

· в теории графов — иерархических граф (так называемое «дерево»). (Российский Энциклопедический словарь).

психологии и социальной работы» - student2.ru

Основным назначением иерархической системы управления является согласование действий всех элементов системы относительно ее общих целей для обеспечения лучшего пути их достижения.

С помощью иерархической структуры организуют наиболее рациональное и желаемое управление системой и реализуются адаптивные свойства системы, т.е. способность своевременно реагировать на изменения условий функционирования.

Цели организации психологии и социальной работы» - student2.ru Изменяют или сохраняют ее ориентацию, определяют направленность процессов функционирования и развития.
психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru Руководитель иерархической структуры Руководители подструктур Рядовые сотрудники психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru психологии и социальной работы» - student2.ru Стремится сохранить за собой положение лидера, через своих подчиненных управляет организацией. Стремятся подняться на более высокую ступеньку иерархии, конкурируют между собой.   Стремятся повысить социальный престиж в своей среде.

Рис. 2 Иерархия в организации

Принцип централизации. Централизация – характеризуется степенью распределения полномочий по вертикали.

Степень централизации системы должна соответствовать уровню развития системы и условиям ее функционирования. Усиление централизации обусловливается:

· повышенной агрессивностью внешней среды функционирования системы;

· низким уровнем организованности системы;

· необходимостью решения однотипных задач, репродуктивного характера.

Уменьшение степени централизации целесообразно:

· при функционировании системы в благоприятных условиях;

· при высоком уровне организованности системы;

· при решении нестандартных задач творческого характера.

Принцип оптимального распределения ресурсов. Ресурсы (от франц. ressource — вспомогательное средство), ценности, запасы, возможности, денежные средства, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы). (РЭС)

Сущностное свойство любой системы - преобразование ресурсов (энергии) и ресурсный (энергетический) обмен.

В момент

Наши рекомендации