Мониторинг и измерения в процессе управления качеством.
В процессе управления всем предприятием или отдельным структурным подразделением возникает множество непредусмотренных процедурой управления ситуаций и неопределенностей. Принятие решения в возникающих ситуациях во многом зависит от системы мониторинга процесса. Именно она дает основание судить о правильности принятого решения руководством по конкретной проблеме.
Мониторинг представляет собой непрерывный процесс сбора, обработки, оценки и подготовки решений, направленных на достижение целей и задач организации.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001—2001 требует, чтобы организация применяла подходящие методы мониторинга и, где это целесообразно, измерения процессов.
В организации должна существовать четкая процедура ведения постоянной отчетности о проведении мониторинга и измерений, которая необходима для того, чтобы оценить уровень развития системы и ее влияние на экономические показатели предприятия.
Процессы мониторинга зависят от потребностей и условий конкретной организации. Общие принципы формирования:
• всесторонность — мониторинг должен быть всесторонним, основываться на простых и сводных измерениях, фокусируясь на исключениях;
• соответствие — мониторинг должен соответствовать миссии, видению, целям и стратегии предприятия;
• приемлемость — эффективный метод мониторинга должен быть приемлем для его объектов, необходимо уважать их личное пространство и не вторгаться в повседневные обязанности;
• своевременность — данные мониторинга должны быть доступны, позволяя выявлять отклонения, о которых надо немедленно сообщить для принятия верных и оперативных решений;
• доказательность — информация, полученная в ходе мониторинга, должна поддаваться проверке другими средствами, то есть быть точной и, по возможности, основанной на фактах;
• динамичность —любая форма мониторинга должна допускать оперативные корректирующие меры;
• гибкость (адаптируемость) — система мониторинга должна легко адаптироваться, обеспечивая точную, значимую и своевременную информацию в изменяющихся обстоятельствах.
Задача мониторинга — применение всех методов оценки качества (как комплексных, так и дифференциальных). В настоящее время комплексные количественные оценки качества все больше и больше внедряются в различные сферы человеческой деятельности.
Существующие сейчас методики оценки качества могут быть описаны одним алгоритмом. Таким образом, принято считать, что:
• методы комплексной количественной оценки качества захватывают все новые области, зачастую далеко отстоящие от первоначальной сферы их приложения — только к продуктам труда;
• алгоритм этих методов и принципы, на которых они базируются, практически не отличаются от тех, которые приняты в теоретической квалиметрии;
• сферы приложения многих из этих методов, например оценка качества менеджмента, чрезвычайно важны.
К наиболее распространенным методам мониторинга процессов следует отнести проведение внутренних и внешних аудитов (проверок) и анализ запланированных и выполненных мероприятий.
Проверка — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельства аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. Проведение аудитов позволяет определить:
• подтверждение соответствия функционирования процесса установленным требованиям;
• причины возникающих несоответствий;
• подтверждение выполнения корректирующих действий;
• степень понимания персоналом целей, задач и требований, установленных при выполнении данного процесса;
• пути дальнейшего совершенствования процесса.
По результатам проверки определяются несоответствия и разрабатываются корректирующие действия, направленные на дальнейшее улучшение результативности и эффективности процесса.
Взаимосвязь мониторинга процессов и измерений неразрывна, но ведущим является мониторинг, именно для его обеспечения требуются измерения. Изменения в подходах к обеспечению качества, к управлению качеством и к менеджменту качества в значительной степени влияют на метрологическую деятельность на предприятии.
Петля качества
Под петлей качествапонимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы:
•маркетинг;
•проектирование и разработку технических требований, разработку продукции;
•материально-техническое снабжение;
•подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов;
•производство;
•контроль, испытания и обследования;
•упаковку и хранение;
•реализацию и распределение продукцию;
•монтаж; эксплуатацию;
•техническую помощь и обслуживание;
•утилизация.