Мониторинг и измерения в процессе управления качеством.

В процессе управления всем предприятием или отдельным структурным подразделением возникает множество непредусмотренных процедурой управления ситуаций и неопределенностей. Принятие решения в возникающих ситуациях во многом зависит от системы мониторинга процесса. Именно она дает основание судить о правильности принятого решения руководством по конкретной проблеме.

Мониторинг представляет собой непрерывный процесс сбора, обработки, оценки и подготовки решений, направленных на достижение целей и задач организации.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001—2001 требует, чтобы организация применяла подходящие методы мониторинга и, где это целесообразно, измерения процессов.

В организации должна существовать четкая процедура ведения постоянной отчетности о проведении мониторинга и измерений, которая необходима для того, чтобы оценить уровень развития системы и ее влияние на экономические показатели предприятия.

Процессы мониторинга зависят от потребностей и условий конкретной организации. Общие принципы формирования:

• всесторонность — мониторинг должен быть всесторонним, основываться на простых и сводных измерениях, фокусируясь на исключениях;

• соответствие — мониторинг должен соответствовать миссии, видению, целям и стратегии предприятия;

• приемлемость — эффективный метод мониторинга должен быть приемлем для его объектов, необходимо уважать их личное пространство и не вторгаться в повседневные обязанности;

• своевременность — данные мониторинга должны быть доступны, позволяя выявлять отклонения, о которых надо немедленно сообщить для принятия верных и оперативных решений;

• доказательность — информация, полученная в ходе мониторинга, должна поддаваться проверке другими средствами, то есть быть точной и, по возможности, основанной на фактах;

• динамичность —любая форма мониторинга должна допускать оперативные корректирующие меры;

• гибкость (адаптируемость) — система мониторинга должна легко адаптироваться, обеспечивая точную, значимую и своевременную информацию в изменяющихся обстоятельствах.

Задача мониторинга — применение всех методов оценки качества (как комплексных, так и дифференциальных). В настоящее время комплексные количественные оценки качества все больше и больше внедряются в различные сферы человеческой деятельности.

Существующие сейчас методики оценки качества могут быть описаны одним алгоритмом. Таким образом, принято считать, что:

• методы комплексной количественной оценки качества захватывают все новые области, зачастую далеко отстоящие от первоначальной сферы их приложения — только к продуктам труда;

• алгоритм этих методов и принципы, на которых они базируются, практически не отличаются от тех, которые приняты в теоретической квалиметрии;

• сферы приложения многих из этих методов, например оценка качества менеджмента, чрезвычайно важны.

К наиболее распространенным методам мониторинга процессов следует отнести проведение внутренних и внешних аудитов (проверок) и анализ запланированных и выполненных мероприятий.

Проверка — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельства аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. Проведение аудитов позволяет определить:

• подтверждение соответствия функционирования процесса установленным требованиям;

• причины возникающих несоответствий;

• подтверждение выполнения корректирующих действий;

• степень понимания персоналом целей, задач и требований, установленных при выполнении данного процесса;

• пути дальнейшего совершенствования процесса.

По результатам проверки определяются несоответствия и разрабатываются корректирующие действия, направленные на дальнейшее улучшение результативности и эффективности процесса.

Взаимосвязь мониторинга процессов и измерений неразрывна, но ведущим является мониторинг, именно для его обеспечения требуются измерения. Изменения в подходах к обеспечению качества, к управлению качеством и к менеджменту качества в значительной степени влияют на метрологическую деятельность на предприятии.

Петля качества

Мониторинг и измерения в процессе управления качеством. - student2.ru

Под петлей качествапонимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы:

•маркетинг;

•проектирование и разработку технических требований, разработку продукции;

•материально-техническое снабжение;

•подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов;

•производство;

•контроль, испытания и обследования;

•упаковку и хранение;

•реализацию и распределение продукцию;

•монтаж; эксплуатацию;

•техническую помощь и обслуживание;

•утилизация.

Наши рекомендации