Анализ стратегических альтернатив
Ø Ограниченный рост
Ø Рост
Ø Сокращение (ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация)
Ø Сочетание
Выбор стратегии – выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным. На выбор стратегии влияют разнообразные факторы:
Ø Уровень риска;
Ø Знание прошлых стратегий;
Ø Реакция владельцев акций;
Ø Фактор времени.
Реализация стратегии
Ø создание организационных возможностей,
Ø управление бюджетом,
Ø определение политики предприятия,
Ø мотивация работников,
Ø вознаграждение за результат,
Ø благоприятная атмосфера,
Ø комфортные условия,
Ø использование передового опыта,
Ø обеспечение внутреннего руководства продвижения реализации стратегии, контроля за выполнением.
Оценка реализации стратегии:
Ø Определение показателей контроля;
Ø Оценка состояния контролируемого объекта;
Ø Выяснение причин отклонений;
Ø Осуществление корректировки.
Таким образом, подводя итоги можно констатировать, что стратегическое планирование позволяет организации:
Ø идентифицировать и анализировать среду принятия решений;
Ø позиционировать организацию в данной среде;
Ø выявить внешне угрозы и возможности для организации;
Ø определить сравнительные слабые и сильные стороны организации;
Ø прояснить и четко сформулировать миссию организации;
Ø обеспечить достаточную информацию для стратегических решений ресурсах.
Для успеха стратегического планирования необходимы:
Ø убедительное логическое обоснование его использования;
Ø постоянная и значительная поддержка лидера организации;
Ø организация, которая эффективно функционирует как единое целое;
Ø четкое понимание ролей и ответственности;
Ø достаточные ресурсы: финансовые, профессиональные и материальные;
Ø выборочное использование рационального, интуитивного принятия решений.
Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.
Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Под тактическим планированием понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Тактическое планирование – это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги по направлению к общей цели, предусмотренной стратегией.
Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие. Подготовка плана включает в себя сбор, систематизацию, уточнение различной информации о деятельности предприятия анализ полученной информации, уточнение целей и задач планирования, постановку менеджером задач отдельным структурным подразделениям и работникам на разработку плана, определение подлежащих включению в план мероприятий.
Кроме тактического планирования следует различать текущее, или оперативное, планирование.
Текущее, или оперативное, планирование – это то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии. К нему относится планирование предприятия на небольшой промежуток времени. Это может быть день, месяц, квартал, полугодие, год.
Процесс текущего, или оперативного, планирования состоит из нескольких стадий:
Ø выявление проблемы;
Ø определение возможных действий;
Ø предварительный выбор одного из определенных возможных действий;
Ø анализ возможных последствий;
Ø окончательный выбор действия.
Причем менеджер должен уметь видеть не только текущий момент, но и предвидеть влияние решения на будущий временной период.
Он должен уметь составлять стратегические планы, организовывать тактическое планирование и заниматься текущим планированием.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте кратко этапы стратегического планирования.
2. Что такое миссия предприятия?
3. Какие виды целей существуют на предприятии?
4. Какие стратегические альтернативы имеются в распоряжении предприятия?
5. Какие факторы, осуществляемые менеджментом предприятия, влияют на стратегический выбор?
6. Каковы основные этапы тактического планирования?
7. Что такое текущее планирование? Назовите стадии этого процесса.
8. Каковы различия между стратегическим и оперативным планированием.
Тема №6: Система мотивации труда
План лекции:
1. Мотивация. Определение понятий. Составные элементы мотивации
2.Содержательные теории мотивации
3. Процессуальные теории мотивации
4. Методы и способы мотивирования персонала
Определение понятий
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Составные элементы мотивации:
Мотив – то, что вызывает определенные действия человека.
Мотив всегда связан с определенной ситуацией. Исследования показывают, что соотношение деятельности (или активности) человека и результатов его работы характеризуется кривой линией. Вначале по мере роста активности результаты повышаются, позже на определенном уровне активности результаты сохраняются на одном уровне. После того как активность начинает превышать границу оптимального диапазона, итоги работы начинают ухудшаться. Отсюда следует, что менеджер призван добиваться не максимальной активности подчиненных, а наращивания их активности до оптимального уровня.
Следует учитывать, что активность не обеспечивает необходимой мотивации. Человек может работать старательно, быть активным, но положительных результатов может не быть, если он придает своей деятельности неправильное направление. Подобная ситуация возникает тогда, когда подчиненный не представляет конечных целей работы. Причиной может быть неосведомленность, недостаточный контроль, неудовлетворительное руководство его деятельностью. Из-за неверной направленности труда реально также возникновение конфликта между собственными потребностями человека и целями коллектива. [10]
Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию. Создание и поддержание мотивации является достаточно сложным делом, так как действующие мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Но все же имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию персонала в привлекательности труда, творческом ее характере.
Поведение человека, как правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий, причем структура мотивации характеризуется определенной стабильностью, но, в то же время, способна изменятся, в том числе сознательно, в зависимости от воспитания человека, образования и других факторов.
Мотивирование – это процесс воздействия на человека через пробуждение в нем определенных мотивов.
Существуют два типа мотивации:
Ø путем воспитания и образования человека;
Ø путем внешнего воздействия на человека.
В первом случае мотив именуют “внутренним”, ибо мотивы порождает непосредственно человек, сталкивающийся с задачей. Примером такой мотивации может быть стремление к конкретному достижению, завершению работы, познанию и т.д. В ином случае, мотивы деятельности, связанные с решением задачи, вызываются извне. Такой мотив можно назвать “внешним”. Здесь в этом качестве выступают процессом мотивирования оплата, распоряжение, правила поведения и другое.
Мотиватор – определенный прием или способ мотивирования: поощрения, наказания, принуждения.
Стимул – то, что может быть предложено в качестве вознаграждения за действия человека.
Стимулирование – процесс использования различных стимулов для мотивирования людей.
Потребности – то, что возникает и находится внутри человека и от чего человек стремится освободиться (удовлетворить, подавить, не реагировать).
Наиболее элементарная модель процесса мотивации имеет всего три элемента:
1. Потребности, которые представляют собой желания, стремления к определенным результатам. Люди испытывают потребность в таких вещах как одежда, дом, личная машина и т.д., а также в таких “неосязаемых” вещах как чувство уважения, возможность личного профессионального роста и т.д.
2. Целенаправленное поведение. Стремясь удовлетворить свои потребности, люди выбирают свою линию целенаправленного поведения. Работа в компании - один из способов целенаправленного поведения. Попытки продвинуться на руководящую должность - еще один тип целенаправленного поведения, устремленного на удовлетворение потребностей в признании.
3. Удовлетворение потребностей. Понятие “удовлетворение потребностей” отражает позитивное чувство облегчения и комфортного состояния, которое ощущает человек, когда его желание реализуется.
Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представит в виде ряда последовательных этапов.
Первый этап - возникновение потребностей.
Второй этап - поиск путей обеспечения потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать.
Третий этап - определение целей (направлений) действия. Определяется, что именно и какими средствами нужно обеспечить потребность. Здесь выявляется, что нужно получить, чтобы устранить потребность, чтобы получить то, что желательно, в какой мере можно добиться того, что необходимо и то, что реально получить, способно устранить потребность.
Четвертый этап - реализация действия. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которые, открывают ему возможность приобретения того необходимого, что нужно для устранения потребности. Поскольку процесс работы оказывает влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей.
Пятый этап - получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию.
Шестой этап - ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Все теории мотивации делятся на две группы:
Ø Содержательные теории мотивации,
Ø Процессуальные теории мотивации.