Стресс и пути выхода из него

Стресс (от англ. stress – напряжение) – состояние напряжения у человека, возникающее под влиянием сильных воздействий. Принято считать, что понятие “стресс” введено в научный оборот канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году. Вначале стресс рассматривался только как негативное явление, но вскоре выяснилось, что в условиях стресса разные люди ведут себя по разному. У одних он порождает реакцию негативную, раздражительную, а других мобилизует, возбуждает, заставляет проявлять повышенную деловую активность. Однако сильный стресс может оказаться разрушительным для работника.

Перечислим основные причины, способствующие возникновению стрессовых ситуаций:

а) все виды конфликтов;

б) критика, особенно, необоснованная, высказанная в оскорбительной, грубой форме;

в) различного роды ошибки, просчеты, нарушения;

г) возникновение неожиданных трудностей или непреодолимых барьеров для профессионального роста;

д) клевета, ложь, нравственный дискомфорт, ссоры;

е) необоснованное понижение в должности, в заработной плате, лишение премий, поощрений, наград;

ж) нагромождение всевозможных дел и дефицит времени на их выполнение;

з) личные неблаговидные поступки, которые становятся достоянием широкой гласности;

и) длительные дискуссии, переходящие в споры, которые к тому же заканчиваются не в вашу пользу;

к) разочарование, особенно в близких людях, которые вам изменили, предали, либо в ранее принятой собственной точке зрения, позиции;

л) длительные ожидания, связанные с какими-то чрезвычайно важными событиями, которые, однако, не принесли ожидаемого результата.

Как видим, причин стрессов достаточно много. Поведение конкретного человека, естественно, зависит от склада его характера, психологического типа и других причин личного характера.

Естественно, возникает вопрос: а нельзя ли избежать стрессовых ситуаций? Оказывается – нет, так как жизнь современного человека настолько сложна, полна напряжений, переживаний, неожиданностей, риска, успеха и неудач, что все это с неизбежностью приводит к нервно-психическим и физическим перегрузкам и стрессу. В связи с этим необходимо проанализировать вашу собственную подверженность стрессу с помощью имеющихся в достаточном количестве различных тестов и уяснить, что делать, если вы чувствуете на себе стрессовое влияние.

Нужно научиться выходить из стрессовой ситуации с меньшими потерями, а еще лучше знать и предвидеть все то, что способствует и приводит к стрессовой ситуации. Руководителям целесообразно придерживаться определенных рекомендаций по предупреждению стресса:

– подбирать задания для подчиненного с учетом не только его должности, но и его склонностей и потребностей;

– допускать отказ работника от выполнения задания, если у него есть достаточные основания;

– полномочия, ответственность и ожидаемые результаты действий работника должны заранее быть ему известны;

– развивать способности работника для получения им большей уверенности в себе.

Коммуникации в управлении

15.1. Понятие о коммуникациях и процессе обмена информацией

Коммуникации– обмен информацией, на основе которого руководитель получает сведения, необходимые для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников организации. В свою очередь от подчиненных поступает информация об успешном выполнении принятых решений либо встречающихся при этом затруднениях. Иногда коммуникации называют связующими процессами, однако в последнее время их причисляют к функции координации менеджмента. К ней же, как отмечалось ранее, относятся и процессы разработки управленческого решения, которое представляет в свою очередь тоже разновидность информации.

О важности процессов обмена информацией говорит тот факт, что на различные коммуникации руководители затрачивают от 50 до 90 % рабочего времени. Опросы показали, что 73 % американских, 63 % английских и 85 % японских менеджеров считают плохие коммуникации главным препятствием к эффективной деятельности фирм.

Читателю полезно еще раз обратиться к структуре распределения рабочего времени у российских и американских управленцев в вопросе "Самоменеджмент" главы "Руководство: власть и партнерство".

Коммуникации можно разделить на несколько групп:

1) между организацией и внешней средой; наиболее часто здесь встречаются переговоры, деловая переписка с поставщиками и потребителями, государственными и муниципальными организациями;

2) между подразделениями организации; здесь преобладает устное ведение различных бесед, переговоров;

3) коммуникации по восходящей от подчиненных к их руководителям; они несут информацию о положении дел, ходе выполнения различных поручений, решений; по различным причинам здесь происходят потери информации на каждом уровне до 30 %;

4) коммуникации по нисходящей от руководителей к подчиненным (потери на том же уровне); в этом случае преобладают различные указания, распоряжения;

5) неформальные коммуникации не предусмотрены структурами управления, однако люди, находящиеся на одной ступени в иерархии управления всегда общаются между собой и передают информацию как по служебным, так и по чисто человеческим проблемам; потери здесь ниже (около 10 %). Особое место в неформальных коммуникациях занимают слухи. Они всегда появляются при недостатке информации, а различные категории людей могут использовать их для самых разнообразных целей: показать собственную значимость вследствие доступности к важной информации, спровоцировать конфликт на основе недостоверных сведений и т.д.

При обмене информацией можно выделить два канала – отправителя и получателя. Передаваемая информация проходит несколько этапов (рис. 22):

 
  Стресс и пути выхода из него - student2.ru

Рис. 22. Этапы обмена информацией

Одним из важных требований к информации является ее лаконичность, поэтому отправитель всегда должен на этапе отбора выделить получателю только необходимый для него объем сведений, избавив его от второстепенного, малозначимого материала. Сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Далее информация проходит процесс кодировки (буквами, символами, колебаниями воздуха, электронными импульсами и т.д.). Способов передачи информации достаточно много – почта, телефон, Интернет. Но при любом способе доставки возможно появление «шумов», это могут быть технические помехи (плохая слышимость, потеря страницы письма) или более сложные их виды – пониженное внимание в конце работы, двусмысленность текста и др. Именно из-за шумов происходят потери информации.

После приема происходит раскодировка информации, ее восприятие получателем. Важно обратить внимание на установление обратной связи: отправитель, как минимум, должен удостовериться в получении информации, а в лучшем случае – и в правильном ее восприятии.

Наши рекомендации