В рамках практических занятий используются презентации, групповая работа и проектная деятельность, обсуждение, разбор кейсов и деловых ситуаций.

Основные интерактивные форматы, которые используются в курсе:

- проблемно-ориентированная лекция;

- кейсовые задания.

9.1 Методические рекомендации преподавателю

Рекомендуется использовать кейсовые материалы в качестве иллюстраций для лекционных форматов, максимально сокращая формат «начитки» лекций в пользу обсуждения проблем стратегического менеджмента с аудиторией.

Для закрепления материала имеет смысл чередовать лекционное изложение тем курса с практическими занятиями. При подготовке к данному курсу необходимо четко определить предметную специфику данного курса, в связи с чем обращать особое внимание на организацию как объект управления.

9.2 Методические указания студентам

Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке домашних заданий в форме устных выступлений по темам, выбираемым из предложенного преподавателем списка с помощью рекомендуемой литературы и других источников, реферирование статьи по утвержденной преподавателем теме, подготовка группового проекта.

Студент может сам предложить тему самостоятельной работы по интересующей его проблеме, но должен согласовать ее с преподавателем. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия.

Студенты, не посещающие практические занятия, не работающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий считаются неуспевающими.

9.2.1. Цель самостоятельной работы студентов – это развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня в области проектного и операционного управления.

9.2.2. Вес самостоятельной работы в накопленной оценке знаний студентов

Самостоятельная работа заключается в решении задач на практических занятиях и выполнении домашней работы вне аудитории, самостоятельном изучении учебной литературы, реферировании статьи, разработке группового проекта.

9.2.3. Формы самостоятельной работы студентов по дисциплине

- самостоятельное изучение учебной литературы по темам, выведенным на самостоятельное изучение (см. п.10.2 выделенное курсивом);

- реферирование статьи;

- микроконтроли в начале занятия;

- подготовка к выполнению задания в рамках группового проекта

9.2.4.Формы отчетности, требования к выполнению, график предоставления результатов по самостоятельной работе студентов

Результаты самостоятельной работы студент представляет преподавателю в письменном виде на практическом занятии или индивидуально в течение двух недель, следующих за изученной темой. Позже указанного времени без уважительной причины (болезнь студента, участие в научных мероприятиях) работы не принимаются. В случае не предоставления результатов самостоятельной работы в указанные сроки, студент получает 0 баллов.

9.2.5. Критерии оценки самостоятельной работы

Результаты самостоятельной работы оцениваются по 10-ти баллной шкале.

- самостоятельное изучение учебной литературы по темам, выведенным на самостоятельное изучение оценивается микроконтролем, проводимым в начале практического занятия;

- микроконтроль по теме практического занятия состоит из 10 вопросов (каждый правильный ответ – 1 балл);

- решение кейсов оценивается по следующим критериям:

Критерий оценки Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Формулирование проблемы, заложенной в кейсе Верно Имеются несущественные погрешности по обозначенным критериям Имеются существенные погрешности двум из пяти критериев Имеются существенные погрешности по трем и более критериям
Предложение возможных вариантов решения проблемы Верно
Обоснование выбранного решения Есть
Уверенность подачи материала Есть
Презентация материала Есть

- реферирование статьи оценивается по следующим критериям:

Критерий оценки Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Реферирование статьи Раскрыты все десять пунктов схемы реферирования Раскрыто 80% пунктов схемы реферирования Раскрыто 60% пунктов схемы реферирования Раскрыто менее 60% пунктов схемы реферирования

- групповой проект:

Студенты в микрогруппах по 4 человека выполняют оценку конкурентной позиции организации, выбранной самостоятельно, но согласованной с преподавателем. Оценка проводится в сравнении с конкурентами по параметрам, определенным самостоятельно и обоснованным при защите результатов. Результаты определения конкурентной позиции оформляются в виде отчета и презентации и защищаются на практическом занятии.

Порядок представления результатов группового проекта:

  1. Полное название и краткая история развития исследуемой организации (историю развития можно представить в таблице или через жизненный цикл организации);

2. Проведение оценки конкурентной позиции организации в сравнении с конкурентами на основе экспертного анализа[2]:

· определение списка конкурентов для сравнения, ранжирование списка конкурентов (результаты представляются в таблице). Выбор конкурентов должен быть обоснован;

· определение списка параметров для сравнения, ранжирование списка параметров. Выбор параметров (КФУ) должен быть обоснован;

· выставление оценок экспертами (в качестве экспертов выступают члены рабочей группы и клиенты организации, по возможности сотрудники организации). Шкала оценок используется 10-ти балльная;

· расчет оценок по исследуемой организации и конкурентам, построение многоугольника конкурентоспособности;

· анализ таблицы, выводы и рекомендации.

10. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

10.1 Оценочные средства для оценки качества освоения дисциплины в ходе текущего контроля

Примерный перечень журналов для выбора статей для реферирования (домашнее задание):

  1. Менеджмент в России и за рубежом
  2. Стратегический менеджмент
  3. Российский журнал менеджмента
  4. Harvard Business Review и др.

Пример кейсового задания (практическое занятие):

Наши рекомендации