В рамках практических занятий используются презентации, групповая работа и проектная деятельность, обсуждение, разбор кейсов и деловых ситуаций.
Основные интерактивные форматы, которые используются в курсе:
- проблемно-ориентированная лекция;
- кейсовые задания.
9.1 Методические рекомендации преподавателю
Рекомендуется использовать кейсовые материалы в качестве иллюстраций для лекционных форматов, максимально сокращая формат «начитки» лекций в пользу обсуждения проблем стратегического менеджмента с аудиторией.
Для закрепления материала имеет смысл чередовать лекционное изложение тем курса с практическими занятиями. При подготовке к данному курсу необходимо четко определить предметную специфику данного курса, в связи с чем обращать особое внимание на организацию как объект управления.
9.2 Методические указания студентам
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке домашних заданий в форме устных выступлений по темам, выбираемым из предложенного преподавателем списка с помощью рекомендуемой литературы и других источников, реферирование статьи по утвержденной преподавателем теме, подготовка группового проекта.
Студент может сам предложить тему самостоятельной работы по интересующей его проблеме, но должен согласовать ее с преподавателем. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия.
Студенты, не посещающие практические занятия, не работающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий считаются неуспевающими.
9.2.1. Цель самостоятельной работы студентов – это развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня в области проектного и операционного управления.
9.2.2. Вес самостоятельной работы в накопленной оценке знаний студентов
Самостоятельная работа заключается в решении задач на практических занятиях и выполнении домашней работы вне аудитории, самостоятельном изучении учебной литературы, реферировании статьи, разработке группового проекта.
9.2.3. Формы самостоятельной работы студентов по дисциплине
- самостоятельное изучение учебной литературы по темам, выведенным на самостоятельное изучение (см. п.10.2 выделенное курсивом);
- реферирование статьи;
- микроконтроли в начале занятия;
- подготовка к выполнению задания в рамках группового проекта
9.2.4.Формы отчетности, требования к выполнению, график предоставления результатов по самостоятельной работе студентов
Результаты самостоятельной работы студент представляет преподавателю в письменном виде на практическом занятии или индивидуально в течение двух недель, следующих за изученной темой. Позже указанного времени без уважительной причины (болезнь студента, участие в научных мероприятиях) работы не принимаются. В случае не предоставления результатов самостоятельной работы в указанные сроки, студент получает 0 баллов.
9.2.5. Критерии оценки самостоятельной работы
Результаты самостоятельной работы оцениваются по 10-ти баллной шкале.
- самостоятельное изучение учебной литературы по темам, выведенным на самостоятельное изучение оценивается микроконтролем, проводимым в начале практического занятия;
- микроконтроль по теме практического занятия состоит из 10 вопросов (каждый правильный ответ – 1 балл);
- решение кейсов оценивается по следующим критериям:
Критерий оценки | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Формулирование проблемы, заложенной в кейсе | Верно | Имеются несущественные погрешности по обозначенным критериям | Имеются существенные погрешности двум из пяти критериев | Имеются существенные погрешности по трем и более критериям |
Предложение возможных вариантов решения проблемы | Верно | |||
Обоснование выбранного решения | Есть | |||
Уверенность подачи материала | Есть | |||
Презентация материала | Есть |
- реферирование статьи оценивается по следующим критериям:
Критерий оценки | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Реферирование статьи | Раскрыты все десять пунктов схемы реферирования | Раскрыто 80% пунктов схемы реферирования | Раскрыто 60% пунктов схемы реферирования | Раскрыто менее 60% пунктов схемы реферирования |
- групповой проект:
Студенты в микрогруппах по 4 человека выполняют оценку конкурентной позиции организации, выбранной самостоятельно, но согласованной с преподавателем. Оценка проводится в сравнении с конкурентами по параметрам, определенным самостоятельно и обоснованным при защите результатов. Результаты определения конкурентной позиции оформляются в виде отчета и презентации и защищаются на практическом занятии.
Порядок представления результатов группового проекта:
- Полное название и краткая история развития исследуемой организации (историю развития можно представить в таблице или через жизненный цикл организации);
2. Проведение оценки конкурентной позиции организации в сравнении с конкурентами на основе экспертного анализа[2]:
· определение списка конкурентов для сравнения, ранжирование списка конкурентов (результаты представляются в таблице). Выбор конкурентов должен быть обоснован;
· определение списка параметров для сравнения, ранжирование списка параметров. Выбор параметров (КФУ) должен быть обоснован;
· выставление оценок экспертами (в качестве экспертов выступают члены рабочей группы и клиенты организации, по возможности сотрудники организации). Шкала оценок используется 10-ти балльная;
· расчет оценок по исследуемой организации и конкурентам, построение многоугольника конкурентоспособности;
· анализ таблицы, выводы и рекомендации.
10. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
10.1 Оценочные средства для оценки качества освоения дисциплины в ходе текущего контроля
Примерный перечень журналов для выбора статей для реферирования (домашнее задание):
- Менеджмент в России и за рубежом
- Стратегический менеджмент
- Российский журнал менеджмента
- Harvard Business Review и др.
Пример кейсового задания (практическое занятие):