Вопрос 1. сущность, причины и этапы развития конфликтов
Конфликт – столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединениях, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.
Типы конфликтов:
1. Внутриличностный – противоречие человека с самим собой:
а) между внешними требованиями внутренними позициями;
б) между целями и средствами их достижения;
в) между потребностями и возможностями их удовлетворять;
г) между влечениями и обязанностями.
2. Межличностный – столкновения материальных интересов субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей.
3. Конфликты между личностью и группой чаще обусловлены несоответствием индивидуальных и групповых норм поведения.
4. Межгрупповые порождаются различиями в деловых интересах.
Виды конфликтов (классификация):
1. С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны:
а) Горизонтальные;
б) Вертикальные;
в) Смешанные.
2. По сфере возникновения и развития:
а) Деловые, связанные с выполнением человеком должностных обязанностей;
б) Личностные, затрагивающие его неофициальные отношения.
3. По распределению между сторонами потерь и выигрышей:
а) Симметричные;
б) Асимметричные.
4. С точки зрения внешнего проявления:
а) Открытые;
б) Скрытые(латентных) конфликты, что имеет место на ранних стадиях их развития.
5. По последствиям:
а) Конструктивные- предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется породившая их проблема.
б) Деструктивный- сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход управляемых ими процессов. Любой конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный.
Причины конфликтов:
1. Распределение ресурсов.
2. Взаимозависимость задач.
3. Различия в целях. Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации.
4. Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты потребностей. Различия в ценностях - весьма распространённая причина конфликта.
5. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово.
6. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта.
Этапы развития конфликтов
I. На первом этапе складывается конфликтная ситуация, то есть такое положение дел, при котором ценности, интересы, установки сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, хотя открытого столкновения еще нет. Элементами конфликтной ситуации являются:
1. Участники – это противоборствующие стороны (оппоненты):
а) Подстрекатель - лицо, подталкивающее оппонентов к противоборству;
б) Пособник содействует советами, технической поддержкой (в групповых конфликтах обычно все становятся пособниками лидера);
в) Организатор - планирует конфликт и также не обязательно участвует в прямом столкновении.
2. Объект- реально существующее нечто, порождающее конфликтную ситуацию. Чаще всего он бывает неделим в широком смысле. Это мешает нормальной ра6оте, поэтому стороны претендуют на решающее или единоличное манипулирование им.
3. Предмет- отражение различий взглядов сторон на проблему.
Со временем конфликтная ситуация может исчезнуть, если перестанет существовать объект, породивший ее; сохраниться в прежнем состоянии; трансформироваться в другую; обостриться.
II. Второй этап развития конфликта - инцидент, представляющий собой событие или обстоятельство, послужившее толчком или поводом к столкновению оппонентов.
III. Третий этап развития конфликта - кризис и разрыв отношении между оппонентами. Здесь происходит процесс открытого противоборства, которое может проявляться в таких формах:
1. захват и удержание спорного объекта (или даже оппонента), прямое насилие;
2. создание помех;
3. причинение косвенного вреда;
4. задевающие и оскорбляющие действия.
В рамках организации выделяют следующие формы конфликтной борьбы:
1) бойкот - полный или частичный отказ или уклонение от действий в интересах тех, кого считают противниками;
2) саботаж - сознательные действия с целью скрытого нанесения ущерба интересам других;
3) травля(преследование) - действия для ослабления или компрометации соперников путем замалчивания, отрицания, умаления их роли и достоинств;
4) словесная агрессия - обвинения, оскорбления; сплетни, неблаговидные оценки противников с целью их дискредитации;
5) физическое насилие;
6) массовые выступления (забастовки, митинги протеста).
IV. Четвертый этап - полное отрицание конфликта по любым причинам.
Объективный конфликт завершается прекращением существования его объекта вследствие ликвидации (самоликвидации), потери значения для сторон, оставления одной из них при устранении остальных.
Если этого не происходит и противостояние затягивается, начинают работать психологические механизмы, превращающие объективный конфликт в субъективный, с которым бороться гораздо сложнее.