Вопрос 2. классификация организаций
Классификация форм организаций по признакам.
1. Происхождение.
a) Естественные возникают сами по себе, и их деятельность обычно направлена на решение внутренних проблем. Исходя из этой задачи, формируется организационная структура и распределяются ресурсы. Такие организации всегда независимы от других, поэтому могут быстро менять своеповедение, приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды. Это различные ассоциации, партии, клубы, партнерства, общества.
b) Искусственныеорганизации создаются по определенному плану для достижения внешних целей и обладают лишь относительной самостоятельностью и обычно являются зависимыми от создателей.
2. Узаконенность.
a) Официальные организации. Деятельность искусственных организаций с самого начала узаконивается социальной системой более высокого порядка, например, государством, что придает ей официальный характер, возможность и необходимость осуществления деятельности в рамках правового пространства.
b) Неофициальные организации. Не зарегистрированные в установленном порядке организации (преступные сообщества) являются неофициальными. Их деятельность, даже если она не связана с нарушением существующих в обществе норм, не защищается законом.
3. Механизм функционирования.
a) Формальные организации. Их деятельность всесторонне регламентирована правилами, инструкциями и т. п. Здесь всесторонне распределены права, обязанности и ответственность между участниками; безличны отношения между ними; должностным функциям придан характер официальных полномочий; линии подчиненности, связывающие должности, предельно четки.
b) Неформальные организации - совокупность незапрограммированных контактов между людьми, основанных на личных предпочтениях, неписаных нормах и обычаях, добровольном выборе партнеров.
ü внеформальная - совокупность неформальных деловых связей, не предусмотренных, но и не запрещенных официальными регламентами. Используя их, можно гораздо быстрее и надежнее решить многие проблемы, натыкающиеся на бюрократические рогатки.
ü психологическая - в ее рамках люди удовлетворяют свою потребность в общении, помощи и поддержке, в которых зачастую отказывает формальная организация.
4. Характер взаимодействия с участниками.
a) Унитарная организацияпреследует цели, которые формально считаются обобщенным выражением интересов участников, объединенных не всегда на добровольной основе. Единство и направленность их деятельности обеспечивают жесткий контроль, ограничение свобод, идеологическая обработка. Люди рассматриваются как безликая масса, их личность полностью игнорируется.
b) Плюралистическая организацияпредставляет собой договорное объединение лиц, преследующих собственную выгоду, которая реально может достигаться лишь через общую. Для координации своей деятельности в этом направлении они и создают организацию, наделяют ее ресурсами и устанавливают правила игры, которым на определенных условиях готовы подчиняться.
ü Корпоративная организация - объединение с ограниченным доступом, обладающее временной властью (между очередными собраниями) над участниками. Это позволяет в общих интересах, совпадающих большей частью с интересами каждого в отдельности, осуществлять принудительную координацию их деятельности. Решения здесь принимаются большинством.
ü Ассоциативная (индивидуалистическая) организация - открытое объединение самостоятельных субъектов и не имеет собственных, отличных от их целей. Решения основываются на принципе общего согласия (то есть не принимаются, если против них выступает меньшинство). Деятельность организации подчинена исключительно задаче координации текущих интересов участников (в области их совпадения), полностью сохраняющих свой суверенитет. Поэтому принятие решений и распределение ресурсов происходит здесь с всеобщего согласия.
5. Особенности структуры.
a) Механистическиехарактеризуются узкой специализацией деятельности, незыблемостью границ, стабильностью структуры, централизацией власти с преимущественно вертикальными связями, четкой регламентацией прав и обязанностей, жесткими правилами и процедурами, изначальной запрограммированностью действий, оценкой результатов по точности выполнения заданий. Такие организации являются инструментом достижения заранее запланированных целей и решения простых повторяющихся задач в неизменных условиях. Это все государственные организации, а также крупные коммерческие фирмы, функционирующие в традиционных отраслях экономики, слабо подверженных воздействию НТР и конкуренции.
b) Органические организациихарактеризуются размытостью границ, самостоятельностью отдельных звеньев, их широкой специализацией, слабой иерархичностью управления, малым число правил и процедур, свободой выбора вариантов деятельности, оценкой ее результатов на основе реального рыночного эффекта, преобладанием неформальных отношений, внутренней конкуренцией, способностью к изменениям и развитию.
6. Преследуемые цели.
a) Деловые (инструментальные) организации(фирмы, учреждения, ассоциации и пр.), создаваемые для удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и имеющие:
ü индивидуальную ориентацию (завод),
ü общественную ориентацию (парламент),
ü смешанную ориентацию (учебное заведение);
b) Общественные организации, ориентированные на удовлетворение личных потребностей своих участников в общении, развитии, самовыражении (благотворительность, создание общественных ценностей).
7. Тип поведения.
a) Приростный -ориентируется на пассивное приспособление к ситуации; максимизацию текущего результата; опору на внутренние возможности и ресурсы, прошлый опыт; экономию; минимизацию риска.
b) Предпринимательский - предполагает оптимизацию прибыльности, стремление к изменению себя и среды, развитие творчества и инициативы, допущение сознательного риска, гибкость структуры, активный поиск возможностей и лучшей альтернативы.
8. Способ доведения результата до потребителя.
a) Аудиторный (телевидение);
b) Клиентский (нотариальная контора).