Процесс принятия управленческого решения.
Управление - это непрерывный процесс функционирования всей управляющей системы. Управляющие воздействия можно подразделить на постоянные и периодические.
Постоянные воздействия выступают как действующие функции, структура, распределение полномочий, нормативные акты, инструкции и др., а также в форме всей системы действующего хозяйственного механизма.
Периодически совершающееся воздействие, или ситуационное управление,- более активная форма. В этом случае руководитель принимает непосредственное участие в анализе информации, подготовке вариантов принимаемых решений и их осуществлении. В разные моменты времени предметом особого внимания руководителя могут быть различные аспекты управляемой системы, в том числе нормативные акты, закрепляющие или изменяющие процессы или функции управления. Но если рассматривать управление в целом как вид деятельности человека, можно утверждать, что оно обладает всеми чертами трудового процесса. Исходя из этого, можно дать следующее определение процесса управления: процесс управления -совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения определенных целей.
Этапы процесса управления определяются его содержанием, последовательным выполнением операций, присущих управленческой деятельности.
Исходя из сущности процесса управления, можно выделить следующие его этапы: определение цели, анализ ситуации, выявление проблемы и ее решение.
Процесс управления можно разделить также на следующие стадии:
целеполагание, информационная работа, аналитическая работа, выбор вариантов действия и стадия организационно-практической работы в управляемой системе. Эти стадии представляют собой более детальную группировку операций управления по их специфике и значимости при нормальном протекании процесса управления.
Операция управления - простейшие действия руководителя и аппарата управления, последовательность и сочетание которых составляет процесс управления.
Этап решения является переходом к практической организационной деятельности руководителя, знаменующей собой реальное его воздействие на коллектив, объект управления. Это - заключительный этап процесса управления, на котором он переходит в процесс производства.
В процессе достижения целей руководитель, так же как и организация, может сталкиваться с различными проблемами. При этом под целью понимается желаемое, необходимое и возможное состояние объекта управления или результата деятельности, а проблема может возникать в двух случаях:
- во-первых, при отклонении хода процесса достижения цели от запланированного, т. е, проблема рассматривается как отклонение от нормы;
- во-вторых, при возникновении не учтенных ранее возможностей достижения цели, т. е. проблема рассматривается как предоставляющаяся возможность.
Любая проблема может иметь несколько способов разрешения или альтернатив. Выбор единственной альтернативы из всего их множества и является принятием решения, т. е. управленческого решения. Управленческое решение - это мыслительный, эмоциональный и правовой акт по выбору одной из множества альтернатив, совершаемый руководителем в пределах своих полномочий.
Основными требованиями, предъявляемыми к управленческому решению, являются следующие:
1. Целевая направленность, т. е. решение должно преследовать достижение определенной цели.
2. Обоснованность, т. е. принимаемое решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им.
3. Исполнимость. Принимая управленческое решение, руководитель должен проверить, можно ли его воплотить в жизнь. Бессмысленно принимать нереализуемые решения.
4. Своевременность. Это означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до момента принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых изменений, делающих решение
ненужным.
5. Соответствие прав и ответственности ЛПР (лицо, принимающее решение), что является необходимым условием директивности принятого решения.
6. Непротиворечивость и согласованность с принципами управления и ранее принятыми решениями, поскольку ни одно решение не реализуется изолированно, а дополняет другие решения.
7. Качество, экономичность и эффективность. Требование эффективности заключается в обеспечении достижения намеченных целей. При этом важно, чтобы цель была достигнута при минимальных затратах и издержках, что делает решение экономичным.
Процесс принятия и реализации решений включает следующие этапы:
1) выявление сущности проблемы и определение цели решения;
2) формулирование критериев принятия решения;
3) определение перечня альтернатив и их сравнение;
4) принятие окончательного решения;
5) реализация принятого решения, контроль и проверка исполнения;
6) анализ полученных результатов.