Процесс принятия управленческого решения.

Управление - это непрерывный процесс функционирования всей управляющей системы. Управляющие воздействия можно подразделить на постоянные и периодические.

Постоянные воздействия выступают как действующие функции, структура, распределение полномочий, нормативные акты, инструкции и др., а также в форме всей системы действующего хозяйственного меха­низма.

Периодически совершающееся воздействие, или ситуационное управ­ление,- более активная форма. В этом случае руководитель принимает не­посредственное участие в анализе информации, подготовке вариантов принимаемых решений и их осуществлении. В разные моменты времени предметом особого внимания руководителя могут быть различные аспекты управляемой системы, в том числе нормативные акты, закрепляющие или изменяющие процессы или функции управления. Но если рассматривать управление в целом как вид деятельности человека, можно утверждать, что оно обладает всеми чертами трудового процесса. Исходя из этого, можно дать следующее определение процесса управления: процесс управления -совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управ­ления по согласованию совместной деятельности людей для достижения определенных целей.

Этапы процесса управления определяются его содержанием, последова­тельным выполнением операций, присущих управленческой деятельности.

Исходя из сущности процесса управления, можно выделить следую­щие его этапы: определение цели, анализ ситуации, выявление проблемы и ее решение.

Процесс управления можно разделить также на следующие стадии:

целеполагание, информационная работа, аналитическая работа, выбор ва­риантов действия и стадия организационно-практической работы в управ­ляемой системе. Эти стадии представляют собой более детальную группи­ровку операций управления по их специфике и значимости при нормаль­ном протекании процесса управления.

Операция управления - простейшие действия руководителя и аппара­та управления, последовательность и сочетание которых составляет про­цесс управления.

Этап решения является переходом к практической организационной деятельности руководителя, знаменующей собой реальное его воздейст­вие на коллектив, объект управления. Это - заключительный этап про­цесса управления, на котором он переходит в процесс производства.

В процессе достижения целей руководитель, так же как и организа­ция, может сталкиваться с различными проблемами. При этом под це­лью понимается желаемое, необходимое и возможное состояние объекта управления или результата деятельности, а проблема может возникать в двух случаях:

- во-первых, при отклонении хода процесса достижения цели от за­планированного, т. е, проблема рассматривается как отклонение от нормы;

- во-вторых, при возникновении не учтенных ранее возможностей достижения цели, т. е. проблема рассматривается как предостав­ляющаяся возможность.

Любая проблема может иметь несколько способов разрешения или альтернатив. Выбор единственной альтернативы из всего их множества и является принятием решения, т. е. управленческого решения. Управ­ленческое решение - это мыслительный, эмоциональный и правовой акт по выбору одной из множества альтернатив, совершаемый руководите­лем в пределах своих полномочий.

Основными требованиями, предъявляемыми к управленческому ре­шению, являются следующие:

1. Целевая направленность, т. е. решение должно преследовать дос­тижение определенной цели.

2. Обоснованность, т. е. принимаемое решение должно отражать объ­ективные закономерности развития объекта и системы управления им.

3. Исполнимость. Принимая управленческое решение, руководи­тель должен проверить, можно ли его воплотить в жизнь. Бессмысленно принимать нереализуемые решения.

4. Своевременность. Это означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до момента принятия решения в объекте управле­ния не должно произойти необратимых изменений, делающих решение

ненужным.

5. Соответствие прав и ответственности ЛПР (лицо, принимающее решение), что является необходимым условием директивности приня­того решения.

6. Непротиворечивость и согласованность с принципами управле­ния и ранее принятыми решениями, поскольку ни одно решение не реа­лизуется изолированно, а дополняет другие решения.

7. Качество, экономичность и эффективность. Требование эффек­тивности заключается в обеспечении достижения намеченных целей. При этом важно, чтобы цель была достигнута при минимальных затра­тах и издержках, что делает решение экономичным.

Процесс принятия и реализации решений включает следующие этапы:

1) выявление сущности проблемы и определение цели решения;

2) формулирование критериев принятия решения;

3) определение перечня альтернатив и их сравнение;

4) принятие окончательного решения;

5) реализация принятого решения, контроль и проверка исполнения;

6) анализ полученных результатов.

Наши рекомендации