Социальная группа. Формальная и неформальная группа.
Социальная группа – относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.
Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, либо же групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.
Характерными особенностями группы являются следующие. Во-первых, члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения мы, у нас, наши, нам и т.п. Во-вторых, взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В группе люди непосредственно общаются друг с другом-3. В-третьих, в группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координациии усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца.
Существует два типа групп:формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера.
Конфликты и управление ими.
Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, наличие противоречий; - определяется как разнонаправленность действий людей не позволяющая реализовать цели.
Выделяют: функциональный и дисфункциональный. Функциональный ведет к повышению эффективности организации. Дисфункциональный приводит к падению эффективности организации, снижению удовлетворенности, группового сотрудничества.
Выделяют 4 типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой.
Чтобы управлять конфликтом необходимо понимать, причины его возникновения. Ими являются: ограниченность ресурсов, взаимозависимость задач; различия в целях.
В управлении конфликтной ситуацией применяются два подхода: структурный и межличностный. При структурном подходе используются: разъяснение требований к работе; координационные и интеграционные механизмы; общеорганизационные комплексные цели; изменение структуры вознаграждения. При межличностном – уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы.
Стресс, его причины. Рекомендации по снижению стресса.
Стресс определяется разнообразием состояний человека, возникающих в ответ на экстремальное воздействие факторов внутренней и внешней среды, т.е. стрессов. Различают – физиологические и психологические. Физиологические – это чрезмерная физическая нагрузка, отклонения температуры, болевые ощущения и т.п. Психологические – это отрицательные эмоции, раздражительность, депрессия и т.п.
Причинами стресса являются: 1.Чрезмерная загрузка работой или малая загруженность;2.Конфликт ролей, когда работнику предъявляют противоречивые требования; 3. Неопределенность ролей, когда работник не уверен в том, что от него требуют; 4. Неинтересная работа.
Менеджер должен знать особенности управления персоналом в стрессогенной деятельности. Можно выделить два направления повышения готовности персонала к действиям при стрессе: во-первых, это развитие мотивов к действиям в условиях стресса и, во-вторых, формирование положительных установок к подобного рода деятельности. На практике эти два направления четко не разграничиваются и используются в следующих основных формах:
• постановка перед персоналом далеко стоящих целей высокого порядка (карьера, высокие заработки или жизненный уровень);
• формирование мотива достижения успеха (слава, известность и т.п);
• постоянное и частое во времени поощрение деятельности в условиях стресса;
• развитие «традиций фирмы»;
• коллективная форма принятия решений
Для управления деятельностью в условиях стресса следует привлекать только тех менеджеров, которых отличают следующие качества: оптимизм, энтузиазм, гибкость (сочетание мягкости и жесткости в отношении с персоналом), умение использовать личный пример, умение скрывать личные симпатии и антипатии.
Для выполнения работ в условиях стресса необходимо отбирать персонал, обладающий хладнокровием, высокой помехоустойчивостью, способностью произвольно управлять своими действиями, имеющий чувство уверенности в себе, нацеленность на положительный результат, стремление любым путем достигать поставленные цели. оптимальный уровень эмоционального возбуждения
Большое значение для успешных действий в условиях стресса имеет использованиеметодов психорегуляций поведения персонала до начала конкретной деятельности Подобные методы делятся на две группы гетерорегуляционные (использует сам менеджер) и ауторегуляционные (использует самостоятельно работник).
Гетерорегуляционные методы:
• беседы с персоналом на отвлеченные темы (можно с дискуссией);
• убеждение, что нет иного выбора вида деятельности,
• приказ, отмечающий возможность отказа;
• гипносуггестия (в состоянии гипноза проигрывается успешный исход действий);
• аппаратное создание гипноподобного состояния, которое дополняется внушением менеджера (системы «Электросон», «Пэлана», •Аэнар» и др.).
Могут использоваться ауторегуционные методы, например аутогенная тренировка.