Характерные черты менеджмента.

Содержание менеджмента и его характерные черты.

Менеджмент – это выбор целей и средств их достижения. Речь идет о рациональном выборе, требующем аргументации и количественной оценки решения. В результате такого выбора принимается решение, которое является продуктом работы менеджера.

Возникновение менеджмен­та — необходимость в разделении труда, вызванная ограниченностью способностей человека. Потребность в координации множества отдельных операций хозяйственной деятельности. Чем выше степень разде­ления труда, тем нужнее координация действий участников ради сохранения целостности разделенного целого. В резуль­тате происходит горизонтальное (технологическое) и верти­кальное (управленческое) разделение труда, которое в сово­купности представляет собой социотехническую структуру, единство которой обеспечивается целевой функцией, призна­ваемой всеми составными (структурными) элементами.

Скорость изменений — важнейшая переменная, ко­торая ограничивает запас времени на принятие решения и определяющим образом влияет на способность к адаптации. Именно поэтому скорость изменений является предметом науки управления. Практическим вкладом науки управле­ния в повышение эффективности менеджмента являются технические и программные средства: связь, переработка информации, автоматизация процесса принятия решений. Они влияют на скорость изменений.

Выбор целей и средств их достижения представляет собой предмет менеджмента предприятия. Менеджмент является инструментом рационального соединения производственных факторов в единую оптимальную организацию. Менеджмент призван ответить на следующие вопросы:

• кто и в какой форме участвует в предприятии;

• какие цели преследует предприятие как формальная организация;

• как закрепить экономические интересы членов пред­приятия в формальном договоре (уставе и договорах с наем­ным персоналом);

• как поддерживать жизнеспособность предприятия? Есть и другие, более частные, вопросы.

Менеджмент – процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей для координации их деятельности с целью максимизации прибыли.

Характерные черты менеджмента.

1. Особый вид управления, присущий хозяйственной, предпринимательской деятельности.

2. Основан на использовании экономических методов управления и сориентирован на прибыльность и доходность.

3. Предполагает использование рационального способа управления для достижения эффективной организации труда, задачей которой является конкурентоспособность, качество продукции, повышение производительности труда.

4. является профессиональным управлением, предполагающее постоянное обновление и пополнение знаний, опыта и проявление интеллектуальных способностей менеджера.

5. система гибкого предприимчивого управления, способного своевременно перестраиваться, четко реагировать на конъюнктуру рынка, на условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития общества.

6. наука и искусство подготовки, организации и координации человеческих усилий в совместной деятельности. Главным является умение работать с людьми.

Виды и модели менеджмента.

Сегодня в бизнесе используются многие виды менеджмента. Общий менеджмент- координация структурных подразделений по достижению основной цели организации. Инновационный менеджмент – призван управлять изобретением новых технологий, техники и внедрением их в бизнес. Стратегический менеджмент – координирующий цели и их реализацию в долгосрочном периоде. Практический менеджмент - координирующий цели в краткосрочном периоде. Финансовый менеджмент – управляет инвестициями, структурой капитала, финансовыми потоками в организации. Маркетинговый – управляет конъюнктурой рынка. Выделяют производственный, технологический, социальный, политический и др.

Выделяют следующие модели менеджмента: рациональных целей, внутренних процессов, человеческих отношений и открытых систем.

Модель рациональных целей связывают с Ф. Тейлором и Л. и Ф Гилбертами. В этой модели менеджер является руководителем и плановиком. Особое внимание уделяется в управлении рациональному анализу и измерению результатов. Четкое руководство позволит получить высокие результаты, которые характеризуются производительностью труда и ростом прибыли.

Модель внутренних процессов разработали А. Файоль, М. Вебер. Менеджер – наблюдатель и координатор хоз. деятельности. особое внимание обращается на определение ответственности и документированию. Главная задача в управлении обеспечение стабильности и постоянства в организации.

Модель человеческих отношений (Э. Мэйо, М. Фоллетт, К. Барнард). Менеджер- помощник и наставник. Особое внимание созданию обстановки взаимного доверия, сплоченности, единой команды. Вовлеченность их в производственный процесс предполагает обязательства и ответственность.

Модель открытых систем ( Э. Трист, Дж. Вудворд, П. Лоуренс и др.). Менеджер – новатор и посредник. Особое внимание уделяется решению творческих проблем, инновациям. Управление направлено на непрерывное обновление и адаптацию к внешней среде.

4.Власть: понятие и содержание. Преимущества и недостатки различных типов власти.

Власть – это возможность влиять на поведение других. Власть в организации – право и возможность распоряжаться; - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия людей в организации на выполнение задач.

Необходимость власти определяется: зависимостью от людей в пределах команды; формальными полномочиями; внешней средой; зависимостью от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую.

Выделяют власть, основанную на принуждении, на вознаграждении, экспертную и законную.

Власть, основанная на принуждении влияет на работников через страх (потерять работу, противопоставления одного работника другому). Слабые стороны: нельзя часто использовать страх, снижает доверие к менеджеру, высокие затраты использования этой власти.

Власть, основанная на вознаграждении, одна из старых и эффективных средств влияния. Недостатками является то, что нельзя постоянно повышать материальное вознаграждение, руководитель должен определить границы вознаграждения.

Экспертная власть. Исполнитель верит, что руководитель владеет специальными знаниями, которые позволяют достичь цель. Ограниченность данной власти состоит в том, что разумная вера неустойчива, и слабее чем другие веры, действует медленно.

Законная власть(традиционная). Исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказания, ее долг подчиняться ему. Недостатком является то, что традиции могут становится тормозом в достижении цели.

Этапы процесса контроля.

В процедуре контроля процесса производства обычно вы­деляют три этапа: выработку стандартов и критериев, сопостав­ление с ними результатов и утверждение некоторых корректи­рующих воздействий. Каждый этап заканчивается утверждени­ем определенных управленческих решений.

Установление стандартов. Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко, слиты функции контроля и планирования. Стандарты – это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерение. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.

Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. Менеджер определяет насколько результаты соответствуют его ожиданиям, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. Деятельность менеджера на этом этапе заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации, ее оценке. При этом важно определить масштаб отклонений. При большом масштабе, возникающие проблемы могут приобрести грозные очертания. При маленьком масштабе, организация будет реагировать на небольшие отклонения, что потребует дополнительное время.

Измерение результатов, позволяет определять, удалось ли соблюсти стандарты. Измерение должно соответствовать том виду деятельности, который подвергается контролю.

Заключительная стадия этапа сопоставления результатов заключается в оценке информации о полученных результатах. Менеджер принимает решение о важности той или иной информации.

При вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер выбирает одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонения или пересмотреть стандарт.

Ничего не предпринимать. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать.

Устранить отклонение. Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения, бессмысленна. Стадия измерения показывает масштаб отклонения от стандарта и точно указать его причину. Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий. Осуществление корректировки может быть достигнуто путем улучшения внутренних переменных факторов организации, усовершенствования функций управления или технологических процессов.

Пересмотр стандартов. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, так как они не основываются на планах, а планы – это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.

Конфликты и управление ими.

Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, наличие противоречий; - определяется как разнонаправленность действий людей не позволяющая реализовать цели.

Выделяют: функциональный и дисфункциональный. Функциональный ведет к повышению эффективности организации. Дисфункциональный приводит к падению эффективности организации, снижению удовлетворенности, группового сотрудничества.

Выделяют 4 типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой.

Чтобы управлять конфликтом необходимо понимать, причины его возникновения. Ими являются: ограниченность ресурсов, взаимозависимость задач; различия в целях.

В управлении конфликтной ситуацией применяются два подхода: структурный и межличностный. При структурном подходе используются: разъяснение требований к работе; координационные и интеграционные механизмы; общеорганизационные комплексные цели; изменение структуры вознаграждения. При межличностном – уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы.

Стресс, его причины. Рекомендации по снижению стресса.

Стресс определяется разнообразием состояний человека, возникающих в ответ на экстремальное воздействие факторов внутренней и внешней среды, т.е. стрессов. Различают – физиологические и психологические. Физиологические – это чрезмерная физическая нагрузка, отклонения температуры, болевые ощущения и т.п. Психологические – это отрицательные эмоции, раздражительность, депрессия и т.п.

Причинами стресса являются: 1.Чрезмерная загрузка работой или малая загруженность;2.Конфликт ролей, когда работнику предъявляют противоречивые требования; 3. Неопределенность ролей, когда работник не уверен в том, что от него требуют; 4. Неинтересная работа.

Менеджер должен знать особенности управления персоналом в стрессогенной деятельности. Можно выделить два направления по­вышения готовности персонала к действиям при стрессе: во-первых, это развитие мотивов к действиям в условиях стресса и, во-вторых, формирование положительных установок к подобного рода деятель­ности. На практике эти два направления четко не разграничиваются и используются в следующих основных формах:

• постановка перед персоналом далеко стоящих целей высокого порядка (карьера, высокие заработки или жизненный уровень);

• формирование мотива достижения успеха (слава, известность и т.п);

• постоянное и частое во времени поощрение деятельности в ус­ловиях стресса;

• развитие «традиций фирмы»;

• коллективная форма принятия решений

Для управления деятельностью в условиях стресса следует при­влекать только тех менеджеров, которых отличают следующие каче­ства: оптимизм, энтузиазм, гибкость (сочетание мягкости и жестко­сти в отношении с персоналом), умение использовать личный при­мер, умение скрывать личные симпатии и антипатии.

Для выполнения работ в условиях стресса необходимо отбирать пер­сонал, обладающий хладнокровием, высокой помехоустойчивостью, способностью произвольно управлять своими действиями, имеющий чувство уверенности в себе, нацеленность на положительный результат, стремление любым путем достигать поставленные цели. оптимальный уровень эмоционального возбуждения

Большое значение для успешных действий в условиях стресса имеет использованиеметодов психорегуляций поведения персонала до начала конкретной деятельности Подобные методы делятся на две группы гетерорегуляционные (использует сам менеджер) и ауторегуляционные (использует само­стоятельно работник).

Гетерорегуляционные методы:

• беседы с персоналом на отвлеченные темы (можно с дискуссией);

• убеждение, что нет иного выбора вида деятельности,

• приказ, отмечающий возможность отказа;

• гипносуггестия (в состоянии гипноза проигрывается успеш­ный исход действий);

• аппаратное создание гипноподобного состояния, которое до­полняется внушением менеджера (системы «Электросон», «Пэлана», •Аэнар» и др.).

Могут использоваться ауторегуционные методы, например аутогенная тренировка.

Содержание менеджмента и его характерные черты.

Менеджмент – это выбор целей и средств их достижения. Речь идет о рациональном выборе, требующем аргументации и количественной оценки решения. В результате такого выбора принимается решение, которое является продуктом работы менеджера.

Возникновение менеджмен­та — необходимость в разделении труда, вызванная ограниченностью способностей человека. Потребность в координации множества отдельных операций хозяйственной деятельности. Чем выше степень разде­ления труда, тем нужнее координация действий участников ради сохранения целостности разделенного целого. В резуль­тате происходит горизонтальное (технологическое) и верти­кальное (управленческое) разделение труда, которое в сово­купности представляет собой социотехническую структуру, единство которой обеспечивается целевой функцией, призна­ваемой всеми составными (структурными) элементами.

Скорость изменений — важнейшая переменная, ко­торая ограничивает запас времени на принятие решения и определяющим образом влияет на способность к адаптации. Именно поэтому скорость изменений является предметом науки управления. Практическим вкладом науки управле­ния в повышение эффективности менеджмента являются технические и программные средства: связь, переработка информации, автоматизация процесса принятия решений. Они влияют на скорость изменений.

Выбор целей и средств их достижения представляет собой предмет менеджмента предприятия. Менеджмент является инструментом рационального соединения производственных факторов в единую оптимальную организацию. Менеджмент призван ответить на следующие вопросы:

• кто и в какой форме участвует в предприятии;

• какие цели преследует предприятие как формальная организация;

• как закрепить экономические интересы членов пред­приятия в формальном договоре (уставе и договорах с наем­ным персоналом);

• как поддерживать жизнеспособность предприятия? Есть и другие, более частные, вопросы.

Менеджмент – процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей для координации их деятельности с целью максимизации прибыли.

Характерные черты менеджмента.

1. Особый вид управления, присущий хозяйственной, предпринимательской деятельности.

2. Основан на использовании экономических методов управления и сориентирован на прибыльность и доходность.

3. Предполагает использование рационального способа управления для достижения эффективной организации труда, задачей которой является конкурентоспособность, качество продукции, повышение производительности труда.

4. является профессиональным управлением, предполагающее постоянное обновление и пополнение знаний, опыта и проявление интеллектуальных способностей менеджера.

5. система гибкого предприимчивого управления, способного своевременно перестраиваться, четко реагировать на конъюнктуру рынка, на условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития общества.

6. наука и искусство подготовки, организации и координации человеческих усилий в совместной деятельности. Главным является умение работать с людьми.

Наши рекомендации