Тема 1. Менеджмент как вид деятельности и система управления

Тема 1. Менеджмент как вид деятельности и система управления

1. Основные подходы к определению понятия «менеджмент»

В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка Менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и администра­тивные навыки, орган управления, административная единица.

В американском учебнике для студентов по курсу менеджмен­та дается следующее определение: «Менеджмент — это процесс оп­тимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей». Причем, под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для дости­жения наилучших долгосрочных результатов, а цели — это те ре­зультаты, которых добиваются основные акционеры компании.

Употребляются и более упрощенные определения «менеджмен­та».

Например: «Менеджмент — это искусство получения работы, сде­ланной посредством других».

Можно встретить и такое определение: «Менеджмент — это об­ласть деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонст­рирует растущий профессионализм».

Широко распространено мнение, чтоменеджмент — это искусство.Поскольку искусство требует личных способностей и таланта, менед­жеры, принимающие организационные решения о лучшем использова­нии ресурсов и освоении новых рынков, несомненно, включены в твор­ческий процесс. Многое из того, что менеджер знает о том, как управлять отдельным человеком или группой, выяснено из собственного опыта ра­боты или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью. По­нимать подчиненных, чтобы создавать атмосферу, способствующую до­стижению поставленных целей, несомненно является искусством.

Вместе с тем, многие осознают, чтоменеджмент — это и наука.Наука предполагает систематическое развитие и проверку теорий, ос­нованных на изучении практического поведения.

Уровни менеджмента

Любая организация представляет собой пирамиду, горизонталь­ный срез которой характеризует систему требований функционально­го разделения труда, а вертикальный — отношения власти и субор­динации. Иначе говоря, всякая организация строго иерархизирована.

Высшие менеджеры Председатель правления, члены Совета директоров, Президент, Глава исполнительной власти, Вице-президент
Менеджеры среднего уровня Руководитель подразделения, директор завода, функциональный Вице-президент, директор производства, коммерческий директор, главный бухгалтер
Менеджеры первого звена Инспектор, руководитель отдела, координатор, мастер,бригадир
Неуправленческие служащие Продавцы, квалифицированные и неквалифицированные рабочие, служащие секретариата, канцелярские служащие
         

Рис. 1.1. Уровни менеджмента в организационной иерархии

2. Функции менеджмента

1.Планирование

2.Организация

3.Мотивация

4.Контроль

5.Координация

Методы менеджмента

Для реализации основных задач менеджмента выработаны соответствующие методы. Методы менеджмента разбиты на четыре группы: организационные, административные, экономические и социально-психологические.

1.Организационные методы.

2.Административные методы (методы властной мотивации).

3.Экономические методы.

4.Социально-психологические методы.

4. Принципы менеджмента

Существует множество принципов, в соответствии с которыми осуществляется процесс управления предприятием. Далее приведены наиболее важные принципы, выделенные М.В. Макаренко и О.М. Махалиной.

1.Принцип научности.

2.Целенаправленность управления.

3.Функциональная специализация в сочетании с универсальностью.

4.Последовательность управленческого процесса.

5.Оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегулированием.

6.Учет личных особенностей работников и общественной психологии.

7.Обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности.

8.Обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой.

9.Всемерное обеспечение состязательности участников управления.

Фредерик У. Тейлор (1856-1915)

Основная работа - «Принципы научного управления» (1911)

• Создал первую систему научного управления.

• Цель системы Тейлора - обеспечить максимальную прибыль владельцу предприятия, заставляя рабочего трудиться с максимальным напряжением сил.

Основные положения системы Тейлора:

• разложение трудового процесса на элементарные «частицы»;

• хронометраж трудовых операций;

• эргономические орудия труда;

• нормализация приемов и условий труда;

• ориентация на лучшего рабочего;

• сдельная форма оплаты труда;

• точные инструкции каждому работнику;

• выполнение каждым работником только той работы, на которую он наиболее способен;

• отбор работников на основе научно определенных признаков, их обучение и тренировка;

• учет и контроль всех видов работ;

• отделение административной работы от исполнительской, введение института мастеров, осуществляющих руководство рабочими;

• попытка объединить сотрудничество администрации и работников.

Большим вкладом школы научного управления стала разработка новых прогрессивных систем оплаты труда работников, внедрение которых привело к существенному росту производительности труда.

Принципы организации производства Г. Форда:

• замена ручной работы машинной;

• максимум разделения труда;

• специализация;

• расстановка оборудования по ходу технологического процесса;

• механизация транспортных работ;

• регламентированный ритм производства.

Критика школы научного управления:

• механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга (Тейлор был промышленным инженером, для него было естественным смотреть на рабочего и управление как на машину);

• сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.

В СССР школа научного управления также нашла свое продолжение и развитие. В 20-е годы XX в. идеи научного управления развивали такие ученые, как А.А. Богданов, Н.А. Витке, О.А. Ерманский, А.К. Гастев. Были созданы научные организации и институты научной организации труда.

Миссия организации

Миссия (причина существования предприятия) – философия и смысл существования любого предприятия.

Миссия должна вырабатываться с учетом пяти факторов: 1) история организации; 2) выработанный стиль менеджмента; 3) среда обитания; 4) ресурсы; 5) уникальность собственных достижений, потенциала.

Миссия является фундаментом для установления общей цели организации, долгосрочных целей и всей последующей системы целей организации. Основой для формулирования миссии является информация, поступающая от обратной связи - в результате измерения и оценки прошлой деятельности, а также в результате проведения внешнего и внутреннего стратегического аудита

Тема 6. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

  1. Сущность стратегического управления и планирования

Главной составляющей стратегического управления организацией является стратегия.

Стратегия — это комплекс долгосрочных решений для осуществления миссии организации и достижения ее целей.Слово «стратегия» (от греч. strategos) означает «искусство генерала», «искусство развертывания войск в бою».

Стратегическое планирование представляет собой комплекс действий и решений руководства, определяющих требуемые ресурсы, средства и сроки для осуществления выбранной стратегии.

Разработка стратегии организации является составной частью общего процессастратегического управления, включающего в себя:

• определение миссии и постановку долгосрочных целей организации;

• стратегический анализ, т.е. анализ внутренней и внешней среды организации;

• разработку и выбор стратегии;

•разработку программ и планов реализации стратегии;

•управление реализацией стратегии;

• контроль, оценка и корректировка хода реализации стратегии.

Система планов предприятия состоит из стратегического плана, текущих планов организации, программ и проектов.Текущий план — развернутая программа каждодневной технической, производственно-хозяйственной, финансовой и социальной деятельности, направленная на достижение целей стратегического планирования предприятия, на повышение эффективности производства (получение максимальных результатов при минимальных затратах).

Основными областями проведения стратегических изменений являются организационная структура, организационная и технологическая культура. Стратегические изменения обязательно сталкиваются с внутриорганизационным сопротивлением этим изменениям. Задача руководства — провести изменения так, чтобы при этом были разрешены возникающие конфликты. Проведение изменений должно завершиться установлением режима устойчивого развития в организации.

  1. Стратегический анализ

Стратегический анализ - это анализ факторов внешней и внутренней среды организации, выявление потребностей и оценка ресурсов, сопоставление угроз и возможностей, которые несет внешняя среда с внутренним потенциалом организации.

SWОТ- анализ:

§ оперативный диагностический анализ фирмы и ее среды;

§ помогает оценить изменения во внешней и внутренней среде, которые необходимо учесть при разработке стратегии;

§ позволяет установить связи между возможностями иугрозами со стороны окружающей среды и потенциалом организации;

§ количественная оценка влияния этих факторов осуществляется на базе балльной экспертной оценки (обычно по пятибалльной шкале).

Анализ портфеля продукции позволяет проследить взамосвязи отдельных частей бизнеса и оценить синергический эффект (портфель продукции как целое существенно отличается от простой суммы его частей). Шаги (стадии) проведения анализа портфеля продукции: 1) выбор уровней организации для проведения анализа; 2) выделение стратегических единиц бизнеса, чтобы использовать их в дальнейшем при позиционировании в матрицах анализа портфеля продукции; 3) определение параметров матриц анализа портфеля продукции: 4) построение и анализ матриц портфеля продукции с целью получения представления о текущем состоянии портфеля продукции фирмы.

Важную роль в определении положения фирмы играет матрица «роста — рыночной доли», разработанная Бостонской консультационной группой (БКГ), которую часто называют«матрица БКГ».

Тема 7 - Организационные отношения в системе менеджмента

1. Понятие, роль и классификация организаций

Организация - сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основедля достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой.

Организация - совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ - ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА

Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое. Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой. Она получает из внешней среды ресурсы в виде сырья, энергии, капитала, рабочей силы, информации и т.д., которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть полученных ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукцию и услуги, которые передаются во внешнюю среду

Таким образом, в любой организации реализуются три ключевых процесса:

• получение ресурсов из внешней среды;

• производство продукта;

• передача произведенного продукта во внешнюю среду.

В процессе производства продукта образуется новая стоимость. т.е. происходит процесс добавления ценности к тому, что перерабатывается. Добавленная стоимость является источником жизнедеятельности и развития любой организации, ориентированной на прибыль.

Внешняя среда организации неопределенна и изменчива.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

В теории и практике менеджмента используются различные критерии, т.е. признаки, на основании которых производится классификация организаций.

Существуют разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации. Организации могут бытьхозяйственными и общественными, коммерческими и некоммерческими, бюджетными и небюджетными, но чаще всего для классификации организаций используются критерии формы собственности и организационно-правовой формы.

По формам собственности организации могут быть:

• частными;

• государственными;

• муниципальными;

• организациями со смешанной формой собственности.

По организационно-правовым формам организации объединяются в группы в соответствии с гражданским законодательством страны. В соответствии с Гражданским кодексом РФ в России существуют коммерческие и некоммерческие организации.Коммерческие организации, в качестве одной из целей, в уставе указывают извлечение прибыли,некоммерческие- создаются с другой целью (ст. 50 ГК РФ).

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1, ст. 56-123) предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации:

• потребительские кооперативы;

• общественные и религиозные объединения;

• фонды;

• учреждения;

Коммерческие организации:

• хозяйственные товарищества:

1) полное товарищество;

2) товарищество на вере;

• хозяйственные общества:

1) общество с ограниченной ответственностью;

2) общество с дополнительной ответственностью;

3) акционерное общество открытого типа;

4) акционерное общество закрытого типа;

5) дочерние и зависимые общества;

• производственные кооперативы;

• государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Хозяйственное товарищество в форме полного товарищества и товарищества на вере - объединение участников (полных товарищей и вкладчиков в товариществах на вере), которые на основании учредительного договора занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом; прибыль и убытки распределяются пропорционально долям в складочном капитале; в товариществе на вере (коммандитном некоторые участники-вкладчики (коммандитисты) несут риск убытков пределах сумм внесенных вкладов и не участвуют в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (66, 69, 82 ГК РФ).

Хозяйственное общество в форме акционерного (открытого и закрытого,. с ограниченной или дополнительной ответственностью – объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного минимума; участники несут риск утраты в сумме своих вкладов; участники передают имущество в собственность юридического лица (ст. 87 - ст. 104 ГК РФ, Федеральные законы "Об акционерных обществах, «Об обществах с ограниченной ответственностью").

Производственный кооператив - добровольное объединение граждан для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом иином участии и объединении его членами имущественных паевых взноносов (ст.1 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" в редакции от 14 мая 2001 года).

Государственное, муниципальное унитарное предприятие – организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое неделимо и не распределяется по вкладам; имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (федеральное казенное предприятие) (ст. 113 ГК РФ).

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов; доходы от предпринимательской деятельности распределяются между его членами (ст. 116 ГК РФ). Кредитный потребительский кооператив - потребительский кооператив, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан (Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан").

Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных а иных нематериальных потребностей; вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую их целям; участники не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество (ст. 117 ГК РФ).

Фонды - не имеющая членства организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно- полезные цели; вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан (ст. 118 ГК РФ).

Учреждение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ)

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – некоммерческие органиации, созданные коммерческими организациями в целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов (ст. 121 ГК РФ).

Основные понятия теории мотивации

Мотивация:

• совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий;

• совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей;

• процесс побуждения себя и других к деятельностидля достижения личных целей или целей организации.

Выделяют два основных типа мотивации:

1) внешней — путем внешних для человека действий, использования стимуляторов (стимулов), к которым относят объекты, способы, средства (деньги, материальные блага, похвала, премии, грамоты и т.п.); 2) внутренней мотивации человека - путем формирования его собственных мотиваторов к совершенствованию, самореализации. Принципиальное отличие двух типов мотивации состоит в том, что стимулы являются только средством формирования собственных мотиваторов индивида. Все виды потребностей человека разделяют на три категории: физиологические, психологические, социальные.

Понятие и процесс контроля

Контроль:

• процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных цепей, состоящий из установки показателей, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки в случае, если имеются отклонения от заданных или запланированных показателей;

• управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации;

• функция процесса управления, которая обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управления на новой основе.

Основными средствами контроля являются:

§ наблюдение;

§ измерение показателей деятельности;

§ проверка всех сторон деятельности;

§ учет и анализ.

Процесс контроля состоит из трех основных этапов:

1. Выработка стандартов, норм и критериев оценки – определение целей и периода времени, за который эти цели должны быть достигнуты.

2. Сопоставление реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе процесса контроля осуществляется измерение достигнутых показателей работы организации или подразделения и сравнение фактически достигнутых результатов с запланированными, что дает возможность установить наличие отклонений в ту или иную сторону.

3. Оценка результатов и принятие необходимых корректирующих действий.

По параметрам, оцениваемым в процессе контроля, могут быть получены результаты трех видов:

§ положительные, когда фактические результаты работы оказываются лучше запланированных;

• отрицательные, когда фактические результаты работы оказываются хуже запланированных:

§ нейтральные, когда контролируемые достигнутые показатели соответствуют плановым.

Виды контроля

Так же как и планирование, контроль в организации должен быть трех видов по периодам проведения:

1) стратегический;

2) тактический;

3) оперативный.

В повседневной практике управления менеджеры чаще всего имеют дело с оперативным контролем, который должен осуществляться ежедневно по периодам, характерным для оперативного планирования.

Оперативный контроль разделяется на три вида.

1. Предварительный контроль - осуществляется до фактического начала работ. Применяется по отношению к ключевым видам ресурсов: трудовым (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных работников), материальным (выработка и проверка качественных параметров поставляемых материалов) и финансовым (составление бюджета, текущий финансовый план). Формы осуществления - реализация определенных правил, процедур и линий поведения, которые вырабатываются для обеспечения выполнения планов.

2. Текущий контроль - осуществляется в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником, поэтому, по сути, он является производственным контролем. Текущий контроль позволяет своевременно выявлять проблемы, возникающие в производственной подсистеме, определять причины этих проблем, разрабатывать и реализовывать меры по их ликвидации.

3. Заключительный контроль – осуществляется после того, как работа закончена или истекло время, отведенное для нее. По сути, это контроль качества продукции и услуг, полученных по завершению производственного процесса. Он дает руководителю информацию, необходимую для аналогичных процессов в будущем.

Базой для текущего и заключительного контроля является система обратной связи в организации.

Технология осуществления контроля:

§ Выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);

§ Определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);

§ Установление норм контроля (этические, производственные, правовые);

§ Выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный);

§ Определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции)

Тема 1. Менеджмент как вид деятельности и система управления

1. Основные подходы к определению понятия «менеджмент»

В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка Менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и администра­тивные навыки, орган управления, административная единица.

В американском учебнике для студентов по курсу менеджмен­та дается следующее определение: «Менеджмент — это процесс оп­тимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей». Причем, под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для дости­жения наилучших долгосрочных результатов, а цели — это те ре­зультаты, которых добиваются основные акционеры компании.

Употребляются и более упрощенные определения «менеджмен­та».

Например: «Менеджмент — это искусство получения работы, сде­ланной посредством других».

Можно встретить и такое определение: «Менеджмент — это об­ласть деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонст­рирует растущий профессионализм».

Широко распространено мнение, чтоменеджмент — это искусство.Поскольку искусство требует личных способностей и таланта, менед­жеры, принимающие организационные решения о лучшем использова­нии ресурсов и освоении новых рынков, несомненно, включены в твор­ческий процесс. Многое из того, что менеджер знает о том, как управлять отдельным человеком или группой, выяснено из собственного опыта ра­боты или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью. По­нимать подчиненных, чтобы создавать атмосферу, способствующую до­стижению поставленных целей, несомненно является искусством.

Вместе с тем, многие осознают, чтоменеджмент — это и наука.Наука предполагает систематическое развитие и проверку теорий, ос­нованных на изучении практического поведения.

Уровни менеджмента

Любая организация представляет собой пирамиду, горизонталь­ный срез которой характеризует систему требований функционально­го разделения труда, а вертикальный — отношения власти и субор­динации. Иначе говоря, всякая организация строго иерархизирована.

Высшие менеджеры Председатель правления, члены Совета директоров, Президент, Глава исполнительной власти, Вице-президент
Менеджеры среднего уровня Руководитель подразделения, директор завода, функциональный Вице-президент, директор производства, коммерческий директор, главный бухгалтер
Менеджеры первого звена Инспектор, руководитель отдела, координатор, мастер,бригадир
Неуправленческие служащие Продавцы, квалифицированные и неквалифицированные рабочие, служащие секретариата, канцелярские служащие
         

Рис. 1.1. Уровни менеджмента в организационной иерархии

2. Функции менеджмента

1.Планирование

2.Организация

3.Мотивация

4.Контроль

5.Координация

Методы менеджмента

Для реализации основных задач менеджмента выработаны соответствующие методы. Методы менеджмента разбиты на четыре группы: организационные, административные, экономические и социально-психологические.

1.Организационные методы.

2.Административные методы (методы властной мотивации).

3.Экономические методы.

4.Социально-психологические методы.

4. Принципы менеджмента

Существует множество принципов, в соответствии с которыми осуществляется процесс управления предприятием. Далее приведены наиболее важные принципы, выделенные М.В. Макаренко и О.М. Махалиной.

1.Принцип научности.

2.Целенаправленность управления.

3.Функциональная специализация в сочетании с универсальностью.

4.Последовательность управленческого процесса.

5.Оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегулированием.

6.Учет личных особенностей работников и общественной психологии.

7.Обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности.

8.Обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой.

9.Всемерное обеспечение состязательности участников управления.

Наши рекомендации