Инновационные ресурсы и инновационный потенциал

Ресурсное обеспечение, составляющее важное условие осуществления любого вида хозяйственной деятельности, приобретает новое содержание в инновационном процессе. Инновационная деятельность, по сравнению с другими видами бизнеса, требует сложного набора ресурсов, инвестируемых при повышенном риске и на более длительный срок. Это предъявляет особые требования к организации ресурсного обеспечения.

Под инновационными ресурсами понимаются ресурсы, обеспечивающие возможность инновационной деятельности. К этим ресурсам относятся: материально-технические, трудовые, финансовые, интеллектуальные, информационные ресурсы.

Внедрение научно-технического нововведения обычно сопряжено с мобилизацией ресурсов, в объемах и по составу превышающих возможности ресурсной базы одного хозяйствующего субъекта.

Инновационные ресурсы включают в себя:

• персонал организации, который с интересующей нас стороны ха­рактеризуется уровнем профессиональной подготовки + обучаемостью + инновационностью;

• достигнутый технологический и организационный уровень основ­ных продуктовых линий предприятия;

• соответствие организационных структур и систем управления задачам развития инновационного процесса;

• кодифицированное знание, которым располагает предприятие, в части нематериальных активов представленное патентами, ноу-хау, прототипами, компьютерными программами и т.д.;

• научно-технический задел в виде незавершенных инновационных проектов;

• финансовое обеспечение инновационной деятельности.

Инновационный потенциал организации– совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. К элементам инновационного потенциалафирмы относятся: 1)материально-технические ресурсы; 2)финансовые ресурсы; 3)организационные ресурсы; 4)кадровые ресурсы; 5)социально-психологические факторы. Для проведения инновационных процессов компания должна располагать: свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок; соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта; сотрудниками, способными генерировать неординарные решения. Интеллектуальные ресурсы компании обеспечивают возможность выработки оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость «портфеля инновационных идей».Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностьюподразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии. Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяет организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компании. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности. Главным фактором, отражающим инновационную активность фирмы и влияющим на интенсивность инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей внедрению нововведений, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.

Восприимчивость организации к нововведениямзависит от масштабов компании. Она падает по мере увеличения предприятия, усложнения организационной структуры управления и рутинизации деятельности. Для оценки инновационного потенциалакомпании могут быть использованы следующие показатели: 1)научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих ученую степень; количество рациональных предложений на одного сотрудника; количество патентов и пр.); 2)показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции; количество лицензионных договоров и пр.); 3)продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага); 4)характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии; участие в реализации инновационных проектов высшего руководства; уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).

Наши рекомендации