Инновационный проект. Сущность, виды и особенности инновационного проектирования
Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Инновационные проекты бывают:
1. Исследовательские инновационные проекты – разработанный план исследований и разработок направляется на решение актуальных теорий и практических задач, имеющий социально-культурное, народно-хозяйственное или политическое значение.
В исследовательских проектах излагаются научно-обоснованные технические, экономические, технологические решения.
Исследовательские инновационные проекты делятся на:
- инициативные научные проекты
- проекты материально-технической базы научного исследования
- проекты создания информационных систем и баз данных
- издательские проекты
- проекты проведения экспедиционных работ
2. Венчурные инновационные проекты – обладают высокой степенью неопределенности относительного экономического эффекта, и характеризуется высоким риском, связанные с созданием новых предприятий, изготовлением опытных образцов или партий продукции, приобретением оборудования и другими крупными дорогостоящими работами. Они являются коммерческими и финансируются коммерческими организациями на возвратной основе.
В зависимости от уровня научно – технической значимости различают следующие венчурные проекты:
- модернизационный – конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяется.
- новаторство – конструкция нового изделия существенно отличается от старой.
- опережающий – основано на опережающих технологических решениях.
- планомерный – появляются раннее не существующие материалы конструкции технологические выполнения остаются прежними плюс новые функции.
В зависимости от масштабов решенных задач инновационные проекты делятся на
1. Монопроекты – выполняются первой организацией или одним подразделением. Они имеют жесткие временные и финансовые рамки, и управление ведется руководителем или координатором проекта.
2. Мультипроекты – направлены на достижение сложной инновационной цели (например, на создание научно-технического комплекса или на решение крупных технологических проблем). Они объединяют большое количество монопроектов. Для управления создаются координированные подразделения.
3. Мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, требующие целевого финансирования и единого руководства из координационного центра (технологическое перевооружение отраслей и т.д.).
Все проекты проходят процедуру - экспертизу, на ее основании принимается решение по объемам финансирования и целесообразности.
Экспертиза состоит из этапов:
1) Предварительная оценка проектов.
Отбираются проекты и программы, которые практически реализуемые и имеют экономический эффект, при этом учитываются:
а) соответствие проекта целям инвестора.
б) принадлежность новой получаемой собственности, привлекаемой при выполнении проекта ресурсы.
в) связь с другими научно-техническими программа.
2) Комплексная экспертиза.
Она содержит:
а) оценку участников проекта (практический опыт руководителей, деловой опыт предприятия, наличие производственной базы и квалифицированного персонала);
б) оценку текущего и перспективного рынка товаров и услуг (положение на рынке, выявление потенциальной емкости рынка, вероятностный объем продаж, ценообразование);
в) оценку использованных научно-технических и технологических разработок;
г) оценку использованных научно-технических и технологических разработок;
д) оценку экологических и социальных последствий.
3) Подготовка заключения – содержание о целесообразности его выполнения и финансирования.
2. Цели и этапы инновационных проектов
Включают комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и работ по производству и эксплуатации новшеств и нововведений, обеспечивают создание новой технической или социально-экономической системы.
Инновационный проект имеет следующие основные этапы:
1. прединвестиционный:
а) поиск рыночно-ориентировочных идей, разработок проектов;
б) оценка инвестиционных возможностей – инновационные маркетинговые исследования – цель – сегментирование рынка и учет требований потенциальных потребителей.
в) исследование инновационных возможностей и подготовка документации – цель – подготовка инновационных предприятий для привлечения инвесторов;
г) технико-экономическое обоснование проекта – оценка эффективности проекта.
На данном этапе осуществляется разработка проекта, дается технико-экономическое обоснование, проводиться инновационное маркетинговое исследование, проводятся переговоры с потенциальными инвесторами и участниками проекта. По завершению этапа – разрабатывается развернутый бизнес-план и уточняется время реализации проекта и затрат.
2. Инвестиционный – разработка НИР, ОКР, ПП – цель – разработка опытного или промышленного образца продукции.
На данном этапе осуществляется проведение НИОКР, постановка нового продукта на производство, проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Требует больших затрат, как правило за счет привлечения средств.
3. Эксплуатационный:
а) подготовка производства и эксплуатации объекта – цель – доработка промышленного производства;
б) рыночная реализация инновационного продукта – цель возврат вложенных средств и получение прибыли.
На данном этапе ведется производство и реализация инновационной продукции.
При принятии решения о финансировании учитываются возможности предприятия нескольких проектов, из которых необходимо выбрать один наиболее эффективный.