Инновационный проект. Сущность, виды и особенности инновационного проектирования

Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Инновационные проекты бывают:

1. Исследовательские инновационные проекты – разработанный план исследований и разработок направляется на решение актуальных теорий и практических задач, имеющий социально-культурное, народно-хозяйственное или политическое значение.

В исследовательских проектах излагаются научно-обоснованные технические, экономические, технологические решения.

Исследовательские инновационные проекты делятся на:

- инициативные научные проекты

- проекты материально-технической базы научного исследования

- проекты создания информационных систем и баз данных

- издательские проекты

- проекты проведения экспедиционных работ

2. Венчурные инновационные проекты – обладают высокой степенью неопределенности относительного экономического эффекта, и характеризуется высоким риском, связанные с созданием новых предприятий, изготовлением опытных образцов или партий продукции, приобретением оборудования и другими крупными дорогостоящими работами. Они являются коммерческими и финансируются коммерческими организациями на возвратной основе.

В зависимости от уровня научно – технической значимости различают следующие венчурные проекты:

- модернизационный – конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяется.

- новаторство – конструкция нового изделия существенно отличается от старой.

- опережающий – основано на опережающих технологических решениях.

- планомерный – появляются раннее не существующие материалы конструкции технологические выполнения остаются прежними плюс новые функции.

В зависимости от масштабов решенных задач инновационные проекты делятся на

1. Монопроекты – выполняются первой организацией или одним подразделением. Они имеют жесткие временные и финансовые рамки, и управление ведется руководителем или координатором проекта.

2. Мультипроекты – направлены на достижение сложной инновационной цели (например, на создание научно-технического комплекса или на решение крупных технологических проблем). Они объединяют большое количество монопроектов. Для управления создаются координированные подразделения.

3. Мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, требующие целевого финансирования и единого руководства из координационного центра (технологическое перевооружение отраслей и т.д.).

Все проекты проходят процедуру - экспертизу, на ее основании принимается решение по объемам финансирования и целесообразности.

Экспертиза состоит из этапов:

1) Предварительная оценка проектов.

Отбираются проекты и программы, которые практически реализуемые и имеют экономический эффект, при этом учитываются:

а) соответствие проекта целям инвестора.

б) принадлежность новой получаемой собственности, привлекаемой при выполнении проекта ресурсы.

в) связь с другими научно-техническими программа.

2) Комплексная экспертиза.

Она содержит:

а) оценку участников проекта (практический опыт руководителей, деловой опыт предприятия, наличие производственной базы и квалифицированного персонала);

б) оценку текущего и перспективного рынка товаров и услуг (положение на рынке, выявление потенциальной емкости рынка, вероятностный объем продаж, ценообразование);

в) оценку использованных научно-технических и технологических разработок;

г) оценку использованных научно-технических и технологических разработок;

д) оценку экологических и социальных последствий.

3) Подготовка заключения – содержание о целесообразности его выполнения и финансирования.

2. Цели и этапы инновационных проектов

Включают комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и работ по производству и эксплуатации новшеств и нововведений, обеспечивают создание новой технической или социально-экономической системы.

Инновационный проект имеет следующие основные этапы:

1. прединвестиционный:

а) поиск рыночно-ориентировочных идей, разработок проектов;

б) оценка инвестиционных возможностей – инновационные маркетинговые исследования – цель – сегментирование рынка и учет требований потенциальных потребителей.

в) исследование инновационных возможностей и подготовка документации – цель – подготовка инновационных предприятий для привлечения инвесторов;

г) технико-экономическое обоснование проекта – оценка эффективности проекта.

На данном этапе осуществляется разработка проекта, дается технико-экономическое обоснование, проводиться инновационное маркетинговое исследование, проводятся переговоры с потенциальными инвесторами и участниками проекта. По завершению этапа – разрабатывается развернутый бизнес-план и уточняется время реализации проекта и затрат.

2. Инвестиционный – разработка НИР, ОКР, ПП – цель – разработка опытного или промышленного образца продукции.

На данном этапе осуществляется проведение НИОКР, постановка нового продукта на производство, проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Требует больших затрат, как правило за счет привлечения средств.

3. Эксплуатационный:

а) подготовка производства и эксплуатации объекта – цель – доработка промышленного производства;

б) рыночная реализация инновационного продукта – цель возврат вложенных средств и получение прибыли.

На данном этапе ведется производство и реализация инновационной продукции.

При принятии решения о финансировании учитываются возможности предприятия нескольких проектов, из которых необходимо выбрать один наиболее эффективный.

Наши рекомендации