Понятие, виды и причины конфликтов.

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации в целом) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ответное противодействие.

Причина возникновения конфликтовкроется, прежде всего в том, что каждый сотрудник обладает собственными целями, стремлениями и интересами, так же как и организация. При этом достижение индивидуальных целей приходится увязывать и согласовывать с целями всей организации (особенно, если организация корпоративная). В процессе достижения целей организации и решения индивидуальных задач сотрудниками между ними могут возникать конфликты.

Расстройство интересов одной стороны часто вызывается применений власти другой стороной. Непризнание власти является одной из важнейших черт конфликта. Например, руководитель сообщает сотруднику о необходимости выйти на работув выходной день, чем нарушает его планы. Если подчиненный не выполнит данное ему распоряжение, может сложиться ситуация, негативно влияющая на эффективность совместной Деятельности, что и приведет к возникновению конфликта.

Сильный конфликт сопровождается, как правило, развитием стресса у его участников, снижением уровня сплоченности и единства в коллективе, разрушением коммуникационной сети и пр.

Причины возникновения конфликтов.В самом общем виде этипричины можно разделить на три группы:

возникающие и процессе труда;

вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений;

обусловленные личностными особенностями сотрудников организации.

Главным источником возникновения конфликтных ситуаций для многих организаций являются причины, порожденные трудовым процессом. Среди них следует назвать факторы, препятствующие выполнению людьми своих обязанностей. Например, непосредственная взаимосвязь работников, негативно влияющих друг на друга в технологической цепочке; невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель — подчиненный», которое не обеспечивает надлежащие условия для успешной деятельности подчиненных и др. Конфликты в процессе трудовой деятельности вызываются также факторами, препятствующими достижению таких целей, как высокий заработок, благоприятные условия труда и отдыха. Например, нерешенность организационных вопросов, при которой нарушается система распределения ресурсов; взаимосвязь людей, при которой заработок одних зависит от эффективной работы других.

Существуют следующие разновидности конфликтов:

1. по количеству участников конфликтного взаимодействия:

§ внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов. стремлений и могут вызвать аффекты;

§ межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;

§ межгрупповые - происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;

2. по направленности конфликтного взаимодействия:

§ горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой;

§ вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой;

§ смешанные - в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;

3. по источнику возникновения:

§ объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;

§ субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

4. по своим функциям:

§ созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;

§ разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие социальные системы;

5. по длительности протекания:

§ кратковременные - вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;

§ затяжные - связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;

6. по своему внутреннему содержанию:

§ рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;

§ эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни;

Последствия конфликтов.

Последствия конфликта могут быть:

1. позитивными:

§ разрешение накопившихся противоречий;

§ стимуляция процесса социальных изменений;

§ сближение конфликтующих групп;

§ усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей;

2. негативными:

§ напряженность;

§ дестабилизация;

§ дезинтеграция.

Разрешение конфликта может быть:

§ полным - конфликт завершается полностью;

§ частичным — конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.

Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.

Наши рекомендации