Классификация управленческой информации.

Довольно интересную классификацию управленческой информации предложили Д.Д.Вачугов, Т.Е.Березкин и Н.А.Кислякова. Они классифицируют информацию по следующим признакам:

1) по содержанию: кадровая, техническая, финансово – экономическая, правовая, общественно – политическая, природоохранная;

2) по назначению: для руководителей и исполнителей, для одноразовых действий и повседневного руководства, для внешнего или внутреннего пользования;

3) по степени конфиденциальности: для общего пользования, для служебного пользования, секретная, сверхсекретная особой важности, подлежащая разглашению через установленный срок;

4) по степени достоверности: достоверная и проверенная, подлежащая дополнительной проверке, сомнительная, базирующаяся на домыслах и слухах;

5) по степени готовности для пользования ею: первичная несистематизированная и необработанная, промежуточная, прошедшая предварительную обработку, конечная, готовая для анализа и принятия решений по ней [1,с. 203].

Куликовым Е.В. предложено разделение информации на:

1) официальную и неофициальную;

2) общую и отраслевую;

3) горизонтальную и вертикальную

4) по ее соотношению со временем: о прошлом, настоящем м будущем.

При разделении информации по объектам распределения внутри органа управления на первое место ставится информация для руководителя или руководящего звена (или исходящая от них), на второе – для должностных лиц. При этом рекомендуется сведения, заслуживающие особого внимания, направлять параллельно или перекрестно двум-трем независимым друг от друга работникам, чтобы обеспечить большую активность анализа и оценки. Информацию можно классифицировать по следующим основным признакам:

1) функциональному назначению и характеру деятельности структурных подразделений;

2) отношению сообщения к субъекту, управляющему структурным подразделением;

3) типу связи структурного подразделения и внешней среды. Выделяется информация, циркулирующая в прямой и обратной связи между отделами органа управления, отделами и самим органом управления, между отделами и внешней средой.

4) отношению к целевой функции структурного подразделения - из всего объема пришедшей в подразделение информации необходимо выделить ту, которая наиболее полно соответствует его целям и задачам;

5) логическому содержанию

6) физической форме представления: устный доклад, сообщение на бумаге в виде текстов, анкет, поступления по электронной почте, факсу, из информационных систем, на дискетах);

7) процедуре преобразования (вероятностные, социологические, моделирующие, вычислительные);

8) по степени преобразования (основная или вновь поступающая, обработанная в аналитические и прогнозные записки, сгруппированная в информационные еженедельники и бюллетени).

Информация и ее потоки могут разбиваться также в зависимости от источников, качественного содержания (вычисление ценной по содержанию информации, от которой зависят управленческие воздействия, исходящие от структурных подразделений), количественных характеристик.

Содержание коммуникационного процесса в управлении.

Коммуникация процесс передачи информации от источника к получателю.

Цель коммуникации заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

КОммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией. Поэтому коммуникации и называют связующими процессами. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает и то, что передается, и то, как это передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.

Выделяются Четыре базовых элемента в процессе обмена информацией.

Отправитель — это лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает ее. Сообщение — сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов.Канал — средство передачи информации. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает.

Процесс коммуникации

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.

Основная цель процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений.

Этапы процесса коммуникации

Этап посылки и кодирования значения начинается с идентификации индивида в рамках данного процесса и формулирования смысла и значения коммуникации. Затем идея кодируется, т. е. происходит трансформация передаваемого значения в послание или сигнал, включая выбор носителей информации или системы знаков. Носители организуются в определенную форму, в результате формируется послание, содержащее данные с определенным значением, которое должно быть получено с полным пониманием заложенного значения. Шифровка производится с помощью подходящих слов, символов, используемых для передачи информации. Отправитель определяет наиболее адекватный способ передачи. Этап передачи предполагает поступление послания через передатчик в передающий канал, с помощью которого оно путешествует в направлении адресата. Передатчиками могут быть технические средства, химическое или физическое состояние среды, человек. В качестве каналов используются сама среда и технические устройства и приспособления.

В ряде случаев при обмене информацией желательно не ограничиваться единственным каналом связи, а использовать определенное сочетание средств передачи информации.

Этап получения заключается не только в фиксации получения послания, но и в значительной степени в его раскодировании в понятное и приемлемое значение. Осуществление передачи позволяет адресату принять сообщение. Этап обратной связи представляет собой обмен ролями участников процесса коммуникации, при котором весь цикл повторяется снова, но в обратном направлении.

Коммуникационные сети.

Коммуникационные сети - это сочетании определенным образом участники коммуникационного процесса с помощью информационных потоков

- централизованные сети (решение проблем и принятие решений предусматривает взаимодействие с одним и тем же сотрудником);

- децентрализованные сети (члены команды свободно общаются между собой, одинаково обрабатывают информацию и принимают согласованные решения)

В пределах этих двух групп существует несколько видов коммуникационных сетей.

К централизованной группе относят такие коммуникационные сети:

в колесо - все информационные потоки проходят через одну центральную человека (лидера);

в В-сеть - менее централизованная; к лидеру приближенные два человека, которые могут выполнять роль советников

В децентрализованной группе относятся:

в круг - равномерный поток информации между всеми членами команды, лидер отсутствует, сеть неорганизованная, неустойчивая, но активная;

в равноправная - прямой доступ к информации всех участников команды; все берут равное участие в обсуждении; групповой лидер не чрезмерной власти, используется при демократическом стиле управления ния

в цепь - односторонний поток, информация поступает только от лиц, находящихся рядом; отсутствует обратная связь; наименее эффективная из сетей.

Эффективность коммуникационных сетей зависит от того, какого содержания задачи решают команды частности, централизованные сети эффективны при решении простых задач: работники команды просто передают ь информацию лидеру, который принимает решение в децентрализованных сетях информация \"обходит\" всех членов команды, пока кто-то из сотрудников не соберет ее и не примет решение Это замедляет решении я простых задач А за проблемных ситуаций децентрализованные сети работают быстрее, чем централизованные, поскольку информация доступна всей команде и каждый работник принимает активное участие в принятии Рише ния Поэтому, децентрализованные сети целесообразно использовать для разработки стратегических решений, когда лидеру необходимые консультации всех ключевых лиц фирмы и ведущих специалистов.

Виды коммуникаций.

Коммуникации имеют сложную структуру и включают несколько типов:

– внешние коммуникации – обмен информацией с партерами, консультативными и правительственными организациями;

– внутренние коммуникации – обмен информацией между членами делегации, являющимися представителями одной организации;

– вертикальные коммуникации – обмен информацией между руководителем и подчиненными (они могут осуществляться как по нисходящей – от руководителя к подчиненным, так и по восходящей – от подчиненных к руководителю);

– горизонтальные коммуникации – обмен информацией между сотрудниками одного ранга;

– неформальные коммуникации – это слухи, передаваемые «из уст в уста» и имеющие большую скорость передачи информации.

Если рассматривать передачу информации в рамках одной делегации, то эффективность передачи будет определяться количеством каналов связи.


Классификация управленческой информации. - student2.ru

Рис. 1. Последовательная коммуникация


Классификация управленческой информации. - student2.ru

Рис. 2. Веерная коммуникация


Классификация управленческой информации. - student2.ru

Рис. 3. Круговая коммуникация.

Наиболее оптимальным вариантом является веерная коммуникация, предусматривающая контакт руководителя со всеми членами делегации, его ведущую роль и постоянный контроль с его стороны за передачей информации во избежании ее искажения.

Наши рекомендации