С целью изучения вопроса сертификации на международном уровне нами налажены контакты с ISO и получен полный перечень национальных членов ISO, из которого выбрано 10 наиболее авторитетных.
Учитывая высокую степень конкуренции, а также полученные неофициальные данные, можно утверждать, что стоимость услуг ведущих компаний достаточно близка. Поэтому в качестве дополнительных критериев для принятия решения приняты: наличие опыта в сертификации впрофильных (для Компании-Заказчика), наличие Российского представительства и, соответственно, возможность подготовки документов и обмена информацией на русском языке, ориентировочная длительность работ,
готовность к сотрудничеству с представителями Российского консалтинга на предмет подготовки пакета документов (см. выше), что весьма важно для снижения затрат на сертификацию, наличие у сертифицирующей организации аккредитаций в ряде стран (в которых у Компании могут быть деловые интересы).
В результате предварительного изучения компаний-претендентов на предмет соответствия вышеуказанным требованиям представляется целесообразным провести переговоры со следующими фирмами (перечислены в порядке убывания предпочтительности):
TUV CERT
Bureau Veritas Quality International
Lloid`s Register Quality Assurance Ltd
SGS International Certification Services
ABS Quality Evaluations
До проведения переговоров целесообразно: определить страну (-ы), аккредитация в которой (-ых) наиболее привлекательна для Компании, а также заполнить требуемые инофирмами (достаточно громоздкие) анкетные формы.
Необходимо заметить, что, вообще говоря, право сертифицировать по ISO 9000 есть и у Госстандарта России. При этом требуется такой же набор документов, а цены – несколько (на 10 – 15%) ниже, чем у вышеперечисленных инофирм. Недостаток – в недостаточной авторитетности российских сертификатов за рубежом. С этой точки зрения, возможно, есть смысл сертифицироваться дважды: в России (через Госстандарт России) и во всем остальном мире (через одну из вышеупомянутых инофирм).
Оценка затрат
Оценочно, на проведение всего комплекса работ по подготовке и проведению международной сертификации потребуется:
От 6 до 10 месяцев времени (это связано не столько с длительностью процесса сертификации, сколько с временем на создание современной системы менеджмента качества, а также вынужденными паузами после получения письменных пожеланий от сертифицирующей организации),
понести определенные затраты, размер которых существенно зависит от принятой схемы подготовки к сертификации и размера Компании
Понятие и виды сертификации
Сертификация — это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям». Таким образом, сертификация — основное средство в условиях рыночной экономики, позволяющее гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации. С позиции государственных интересов, такой инструмент, как сертификация, должен, с одной стороны, обеспечить улучшение качества продукции и услуг и гарантию безопасности их для потребителя, а с другой — не служить препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя процесс получения сертификата. Перед началом рассмотрения системы подтверждения соответствия, созданной в настоящее время в нашей стране, и анализом законодательства в этой области необходимо привести используемые в последующем определения терминов и понятий, введенных различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Сертификация — деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (продавца) и потребителя продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);
защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);