Формы проявления внутренних конфликтов
Форма проявления | Симптомы |
Неврастения | Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли |
Эйфория | Показное веселье; выражение радости, неадекватной ситуации; «смех сквозь слезы» |
Регрессия | Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности |
Проекция | Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная |
Номадизм | Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения |
Рационализм | Самооправдание своих поступков, действий |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ
КОНФЛИКТОВ
Способ разрешения | Содержание действий |
Компромисс | Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации |
Уход | Уход от решения проблемы |
Переориентация | Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему |
Сублимация | Перевод психической энергии в другие сферы деятельности — занятие творчеством, спортом, музыкой и т.п. |
Идеализация | Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности |
Вытеснение | Подавление чувств, устремлений, желаний |
Коррекция | Изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе |
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ПРИЕМЫ СНЯТИЯ СТРЕССА
Изометрические упражнения
Этот метод основан на чередовании напряжения и расслабления отдельных групп мышц в равномерном ритме. Например, сидя на стуле, возьмитесь обеими руками за сиденье и с силой потяните вверх. Сосчитав до шести, отпустите руки и расслабьтесь. Потяните руками сиденье вверх, чтобы четко обозначались соответствующие группы мышц, потом опять отпустите руки и расслабьтесь. Таким способом можно добиться расслабления всех групп мышц за счет их напряжения: с силой сжимать и разжимать кулаки, скрещивать руки за головой и давить на шею, стараясь при этом противодействовать давлению шеей, периодически надавливать подошвами ног на пол и т.п. Эти нехитрые упражнения, не привлекая внимания окружающих, можно проделывать даже тогда, когда вы сидите на конференции. Выберите себе такие упражнения, которые можно выполнять руками в положении «сидя» и незаметно для окружающих.
Аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка представляет собой наиболее известный и распространенный в Европе метод снятия напряжения. И.Г. Шульц исходил из того, что чувство глубокого расслабления, которое испытывают находящиеся в состоянии гипноза люди, может быть достигнуто и посредством самовнушения. На начальной стадии занятий аутогенной тренировкойчеловек успокаивает себя с помощью самоинструктажа. Он может добиться заметных эффектовв различных частях тела, давая себе простейшие команды, например, вызвать чувство тяжести, тепла в руке, ноге и т.д. Таким образом можно достичь весьма ощутимых изменений в организме, например расширения кровеносных сосудов. Эффект усиливается, если все это сопровождается специальными дыхательными упражнениями.
На последующих стадиях занятий аутогенной тренировкой человек может вызыватьв сознании те или иные картины, позволяющие расслабиться в стрессовых ситуациях.
Расслабление мышц
Этот метод был описан Якобсеном еще в 1938 г. В течение длительного иремени им никто не пользовался, но с конца 50-х годов он вновь получил широкое распространение. Смысл его заключается в поочередном кратковременном напряжении и расслаблении отдельных групп мышц верхней части тела (щек, лба, рта, челюстей, затылка, шеи, груди, плеч, предплечий), брюшных мышц, мышц бедра, стопы, голени. Главное, как и при других упражнениях по снятию напряжения, быть пассивным, но внимательно наблюдать за протекающими в организме процессами. Первоначальное напряжение мышц с последующим мгновенным расслаблением поможет выявить причины возни киоие имя зажимов. Состояние расслабленности должно быть приятным, его легко будет достигать с помощью регулярных тренировок.
Медитация
Человека, решившего поближе ознакомиться с основами медитации, норою сбииают с толку масса литературы но данному вопросу, различные центры, семинары, гуру и т.д. В голову нам приходят мысли об отрешенных от действительности людях. Несмотря на внешнее многообразие приемов и методов, тут можно выявить общее рацио-нальное ядро. Все эти приемы призваны на определенное время ограничить сознание и внимание человека каким-либо единственным источником раздражения. Это может быть мантра, т.е. слово, которое все время повторяется, или музыка, или собственное дыхание. Все другие мысли и раздражения как бы выключаются. Такая концентрированная медитация позволяет добиться замети о го расслабления. Поза лотоса, обеспечивающая благодаря прямой осанке соответствующее состояние духа, все внимание позволяет концентрировать на дыхании. Счет вдохов и выдохов способствует наступлению покоя; дыхание при этом ста ловится более глубоким.
При трансцендентальной медитации важно, чтобы в окружающей обстановке было как можно меньше раздражителей. Человек снова и снова повторяет определенное звучное слово — мантру. Подготовка к само погружению производится с помощью наставника, который оказывает помощь в выборе подходящей мантры. Цель здесь заключается в том, чтобы направить восприятие снаружи внутрь и пресечь «постороннюю» мыслительную деятельность.
Многие критики медитации говорят, что для овладения этими приемами совсем не обязателен таинственный ритуал погружения, выполняемый наставником. Тот, кто может, например, сконцентрировать внимание на дыхании, следить за ним, не отвлекаясь на посторон-
ние мысли, также достигает желанного покоя и расслабления. Тот, кто в расслабленной по;*е (лежа на спине или сидя) совершает мысленно внутреннюю прогулку по своему телу, добивается таким образом расслабления.
Каждый должен найти свой путь к желанному расслаблению, найти такой метод, который подходит именно ему и дает нужный эффект.
Систематические занятия дают телесный и душевный покой, помогают преодолевать стресс и суету, лучше концентрировать внимание. Наряду с классическими приемами снятия напряжения не следует забывать и различные способствующие расслаблению виды деятельности (вечерние велосипедные прогулки, прогулки с собакой, танцы, бег, игра с детьми и т.п.). Каждый может найти такой вид деятельности, который будет способствовать снятию напряжения.
Однако все усилия останутся тщетными, если ие пытаться устранить причины повышенной утомляемости и возникновения тех или иных зажимов.
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ И ЗАДАНИЯМ
РАЗДЕЛ I
Тесты открытой формы:
1. Менеджмент
2. Педагогический менеджмент
3. Образовательный процесс
4. Менеджер учебно-познавательного процесса
5. Менеджер учебно-иоепитательного процесса
6. Мониторинг образовательного процесса
7. Информация
8. Управление учебно-воспитательным процессом
9. Задачи учебных занятий
10. Принципы педагогическогоменеджмента
11. Принципы аналитической деятельности субъекта менед
жмента
12. Функция
13. План работы на учебный год
14. Планирование учебных занятий
15. План
16. Контроль
17. Методы управления
18. Качество знаний
19. Степень обученности
20. Делегирование
21. Успех
22. Человеческая переменная в менеджменте
23. Способности
24. Одаренность
25. Потребности
26. Восприятие
27. Ценности
28. Лидерство
29. Менеджер
30. Девальвация
Задания для самостоятельной работы 1.
Основы педагогического менеджмента
г | |||||||
Педагогический менеджмент | ■^----------------------- | Философия педагогического менеджмента | |||||
Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента | |||||||
■*.----------------------- -^----------------------- | История развития концепции менеджмента в образовании | ||||||
Человекоцентристский подход в управлении школой | |||||||
Цели и задачи педагогического менеджмента | |||||||
Принципы педагогического менеджмента | |||||||
Функции педагогического менеджмента | |||||||
Методы педагогического менеджмента | |||||||
Факторы, предопределяющие эффективность педагогического менеджмента | |||||||
Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента |
2. 1 - г, 2 - в, 3 - а, 4 — 6
3. 1 - 6, 2 - 10, 3 - 11, 4 - 5, 5 - 4, 6 - 1, 7 - 2, 8 - 3, 9 - 8,
10-7, И -9
4. 2 — одаренность, или предрасположение; 4 — ожидания; 7 —
ценности
5. 1 - стресс; 3 — широкая возможность выбора; 6 — способ
ность к инновациям; 8 — устаревание многих подходов
к управлению; 11 - способность формировать и развивать
рабочие группы
6. Педагогический менеджмент как деятель нос тная (а первую
очередь) и суммативная система одновременно имеет свою
структуру и системообразующие факторы, которые можно
условно представить в следующем виде.
1. Сущностьи характеристикаосновных системообразу
ющих элементов педагогического менеджмента как дея-
тельностной системы.
2. Целипедагогического менеджмента.
3. Основные задачи,стоящие перед менеджером образо-
u are л ь н о го про це с с а.
7. 1 - г, 2 — дт 3 -- а, 4 - е, 5 - б, 6 - в, 7 — ж, 8 - з,9 -- и
8. а) Америка; б) ч ел ове ко центристски и; в) межличностные
коммуникации, или устный обмен информацией; г) бихе
виоризм; д) всестороннее развитиеличности; е) управле
ние учебно-воспитательным и учебно-познавательным про
цессами; ж) целеполагание.
9. I - 8, 2 - 1, 3 - 4, 4 - 7, 5 - 5, 6 - 3, 7 - 6, 8 - 2
10. 1 - г, 2 - в, 3 - дт 4 - а, 5 — б
РАЗДЕЛ II
Тесты открытой формы:
1. Объект управления
2. Субъект управления
3. Методы управления кадрами
4. Резерв развития
5. Резерв функционирования
6. Лидер
7. Руководитель
8. Индивидуальность
9. Темперамент
10. Эмоции
11. Чувства
12. Способности
13. Характер
14. Воля
15. Стереотип
16. Личность
17. Талантливость
18. Роль
19. Профессиональный подбор
20. Социальная установка
21. «Личностный профиль решения»
22. Конвенциональные роли
23- И и формализованные роли
24- Группа
25, Композиция группы
26- Статус
27- Социометрическая структура
28- Коммуникативная структура группы
29- Групповые нормы
Конформизм
31-Референтная группа
32- Социально-психологический климат
33- Коллектив
34. Задатки руководителя
3 5 - Ф у н к ц и о н ал ь и о - р о л е в ая сов мест и м о сть
36- Структурная совместимость
Задания для самостоятельной работы 1.
Психология управления кадрами
Психологические основы кадровой политики
Предмет психологии управления
Принципы vi правила кадровой политики
Методы управления кадрами
Проблемы нововведений в организационных структурах
I
Личность как объект и субъект управления | |
Личность и ее понимание | |
И ндив идуальн ые особенности личности | |
Способности и роли личности | |
Личность руководителя в организационных структурах |
Коллектив как объект и субъект управления | |
Группа и ее структурная организация | |
Характеристики групповых процессов | |
Педагогический коллектив в системе управления школой |
2. 1 -г,2 - д,3-а, 4-в, 5-6
3. 1-г,2- л, 3-е, 4- б, 5 - а, 6 - в
4. а) роль; б) личность; в) групповые нормы; г) коллектив;
д) референтная группа; е) социометрическая структура;
ж) статус
5. способности, темперамент, характер, ноля, эмоции, мотива
ция, социальные установки
6. а) типы темперамента; б) общественно-психологические
особенности личности; в) административные операции;
г) психологические свойства личности; д) параметры спло
чения в малой группе; е) принципы администрирования;
ж) принципы микроперсонного управления
7. сред нестатусные, изолированные, отверженные
8. а) внимание; б) атлетик; в) ребенок; г) мастерство; д) аф
фект; е) должность; ж) аутотренинг; з) начальник; и) реа
лизация; к) минимальные ставки
9. целенаправленность, кооперация, функциональный подход,
рациональный подход, комплексность
10. адаптация, группирование, кооперация, нормирование деятельности, функционирование
i i. о цен ка у ров н я 1 юд i ото в л е н н ости п е рсон ал а, ан ал из к а др о в о -го состава по еоциально-демографическим характеристикам
РАЗДЕЛ III
Тесты открытой формы:
1. Общение
2. Содержание общения
3. Материальное общение
4. Когнитивное общение
5. Кондиционное общение
6. Мотивационное общение
7. Цель общения
8. Биологическое общение
9. Социальное общение
10. Деловое общение
11. Личностное общение
12. Инструментальное общение
13. Целевое общение
14. Средства общения
15. Функции общения
16. Прямое общение
17. Косвенное общение
18- Непосредственное общение Опосредованное общение
20, Массовое общение
21, Межличностное общение
22, Императивное общение
23, Манипуляция
24, Обратная сьязь
25- Паралиш вистическая система
26, Экстралингвистическая система
27- Аттракция
28. Эмиатия
29- Барьеры общения
30. Нерефлексивлое слушание
31.Рефлексивное слушание
32. Техника общения
33. Приемы общения
34. Управленческая этика
35. Этикет
36. Придворный этикет
37. Дипломатический этикет
38. Военныйэтикет
39. Общегражданский этикет
40. Манеры
41. Светский этикет
42. Идентификация
43. Рефлексия
44. Вытеснение
45. Проекция
46. Рационализация
47. Замещение
48. Катарсис
49. Деловые коммуникации
50. Имидж
Задания для самостоятельной работы
1.
Психология и этика деловых отношений
Т
Психология
делового
общения
Сущность общения
Психологические особенности делового общения
Этические нормы и принципы делового общения
Этика
деловых
отношений
Этикет в деятельности
современного человека
Психологические особенности подготовки и проведения бесед и переговоров
Способы психологической
защиты
Деловые коммуникации
Виды и формы современных
деловых коммуникаций
Методика проведения
выступлений и совещаний
Влияние СМИ
на социальный статус
личности
Имидж как составляющая
современной цивилизации
Имидж в современном обществе
Типы имиджа
Формирование имиджа
2. 1 - вт 2 - д, 3 - г, 4 - б, 5 - а
3. 1 - г, 2 - дт 3 - в, 4 - б, 5 - а
4. 1 - б, 2 — д, 3 — г, 4 - и, 5 - а
5. а) оптико-кинетическая система знаков;
б) паралингенетическая система;
в) дкетралиигвистическая система;
г) визуальныесредства комму ни кадии;
д) контактные средства коммуникации;
е) новые технологии, используемые телевидением;
ж) слагаемые имиджа;
з) средства общения
6. а) Италия; б) общегражданский этикет; в) 35—45 минут;
г) телевидение; д) У. Липпманн; е) повторение; ж) биоло
гическое и социальное; э) Г, Лассуэл
7. дата передачи сообщения, номер факса отправителя,имя
адресата
8. а) язык; б) личность; в) фортелингвистическая система;
г) физический барьер; д) жесты-стимуляторы; е) все; ж) дея-
тельность; з) телефакс; и)эффект ориентации; к) магнетизм, стагнация; л) мотив-удивление
9. б) восприятие партнера как равного, имеющего право на соб
ственное мнение и решение; г) проблематизация содержа
ния общения
10, а) вытеснение; б) проекция; в) замещение; г) имидж; д) ка
тарсис; е) манеры
РАЗДЕЛ IV
Тесты открытой формы: 1.Конфликт 2 - Кон ф л и кто ге н ы
3. Ф у и к ц и о и ал ь н ы е кО н ф л и кт ы
4. Дисфункциональные конфликты
5. Конфликтная ситуация
6. Инцидент
7. Внутриличностный конфликт
8. Невроз
9. Управление конфликтом
10. Единство теория и практики
11. Социальные конфликты
12. Г. Зим мель
13 - « С о ц и о л о 1 ия кон ф л и к т а » 14- К. Левин
15. Дж. Морено
16. Теория поля
17. Элементы метода ошибок
18- Эскалация
19. Реалистические конфликты
20. Нереалистические конфликты
21- Педагогический конфликт
22- Г. Селье
23. «Стресс льва»
24. «Стресс кролика»
25- Компромисс
26- Сотрудничество
27. Конфликтология этической экспертизы
28. «Бедствие»
29- Валентность
Задания для самостоятельной работы
Конфликтология
Методологические основы конфл и ктол о ги и
Конфликтология и ее значение
Понятие и сущность конфликта
Типы конфликтов
Основные причины возникновения конфликтов
Стресс и его особенности
Понятие стресса
Теория Г. Селье
Основные фазы стресса
Психические и психосоматические заболевания, обусловленные
воздействием стрессовой ситуации
Поведение в конфликтах
Общие рекомендации по управлению конфликтами
Основные стратегии поведения в конфликте
Стратегические и тактические методы управления конфликтом
Принципы разрешения конфликтов
Роль руководителя
в конфликтной ситуации
2. 1 - б, 2 - а, 3 - г. 4 - в
3. 1 - г, 2 - а. 3 - б, 4 - в
4. 1 - в, 2 - г, 3 - а, 4 - б
5. б) осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из уча
стников социального взаимодействия; г) развитие откры
того конфликта
6. 1,1, Экономические; 1.2. Идеологические; 13. Социально-
бытовые; 1.4. Семейно-бытовые; 2.1. Бурные и быстроте
кущие; 2.2. Острые и длительные; 2.3. Слабоныраженные
и вялотекущие; 2.4. Слабоиыраженные и быстротекущие;
3. Субъекты конфликтного взаимодействия; 4. Социальные
последствия; 5.L Реалистичные; 5.2. Нереалистичные
7. а. Причина конфликта; 6. Конфликт; в. Услопия и факторы
8. а) инцидент; б) невроз; в) в сфере предметной деятельно
сти человека; г) теория поля; д) эскалацией; е) «стресс льва»;
ж) валентностью.
9. а) способы разрешения инутриличностных конфликтов; б) педагогический конфликт; в) конфликт; г) инцидент; д) неироз
10- лишнее: индивидуальный, внешний, психологический, творческий, ценностный
11. лишнее: остановка, контроль, взаимодействие, конкуренции,
подавление, соревнование
12, лишнее: нервный, раздражительный, аморфный, контроли
руем ый, мелочный, сублиматииный.
Книги
ПО ВСЕМ ОТРАСЛЯМ ЗНАНИЙ
■ ЛИДЕР В ИЗДАНИИ И РАСПРОСТРАНЕНИИ
ДЕЛОВОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• АССОРТИМЕНТ - 50000 НАИМЕНОВАНИЙ
КНИГ 2000 РОССИЙСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВ
■ БОЛЕЕ 1000 НАИМЕНОВАНИЙ
СОБСТВЕННЫХ ИЗДАНИЙ
• ГИБКАЯ ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА
• ДОСТАВКА ВО ВСЕ РЕГИОНЫ РОССИИ
И СТРАН СНГ
• ИНФОРМАЦИОННАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ
ПОДДЕРЖКА ПАРТНЕРОВ
• ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН - WWW.B00K.RU
Адрес; 129110, г. Москва
ул. Большая Переяславская, д. 46
Тел./факс: (495) 680-7254, 680-9106 680-9213, 680-1278, 680-0671, 775^8387
E-mail: offiсе(S)knorus.ru
Издательство КНОРУС представляет. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК