Основные причины возникновения

КОНФЛИКТОВ

Одним из центральных вопросовконфликтологии считается вопрос о причинах и факторах развития конфликта. Дело осложняет­ся тем, что проанализировать процесс зарождения, возникновения и развития конфликта в естественных условиях практически невоз­можно. Исследователи-психологи имеют дело в основном с ретроспек­тивным анализом ситуации, полученным со слов участников и, как следствие, далеким от объективности. Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфлик­ту и при определенных условиях деятельности субъектов социально­го взаимодействия вызывают его.

Различают две группыпричин возникновения конфликтов:

1) общие — порожденные особенностями трудового процесса,
жилищных, экологических и прочих условий;

2) частные - коренящиеся в особенностях взаимоотношений
и личностном своеобразии участников конфликта.

Общие причины так или иначе проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести:

социально-политические и экономические причины, связанные с социально-политической и экономической ситуацией в стране;

социально-демографические причины, отражающие различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;

социально-психологические причины, отражающие социально-психологические явления и социальных группах (взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.);

индивидуально-психологические причины, отражающие индиви­дуальные 11 с и хол о ги ч ее к и е ос о б ен и о с т и личности ( с i юс о б и ост и, те м -перамент, характер, моги и ы и т.д.).

Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. К ним относятся:

■ неудовлетворенность условиями деятельности;

■ нарушение служебной этики;

■ нарушение трудового законодательства;

■ ограниченность ресурсов;

■ различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

■ и еу до в л ет в ор и те л ь н ы е ко м м у и и к а ц и и.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных кон­фликтных ситуациях, устранение которых является необходимым у ел о в ие м р аз р е ш е и ия к о н ф л и кто в.

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, сиязаиные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

Схематично взаимосвязь причины конфликта, конфликт­ной ситуации и конфликта можно представить следующим образом (рис. 10.3.).

Особое место среди факторов, обусловливающих возникнове­ние конфликта, занимает повод.

Для решения практических задач, связанных с анализом кон­фликтов и их разрешением, важное значение имеет классификация конфликтных ситуаций. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций (табл. 10.3).


    Деятельность субъектов социального взаимодействия      
       
                г    
  Причина конфликта   Конфликтная ситуация   Конфликт  
    J     j     J    
  Условия и факторы  
       
                         

Рис. 10.3. Взаимосвязь причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта

Таблица 10.3

Типы конфликтных ситуаций

основные причины возникновения - student2.ru основные причины возникновения - student2.ru Тип конфликтной ситуации

Проявление



основные причины возникновения - student2.ru Недобросовестное исполнение обязанностей

Нарушение трудовой дисциплины; брак в работе



основные причины возникновения - student2.ru Неудовлетворительный стиль управ­ления

Ошибки в подборе и расстановке кад­ров; ошибки в организации контроля; просчеты в планировании; нарушение этики общения



основные причины возникновения - student2.ru Неадекватное представление о кон­кретных ситуациях

Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социаль­ного взаимодействия; ошибки в выво­дах относительно конкретных ситуаций



основные причины возникновения - student2.ru Индивидуально-психологические осо­бенности личности

Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений; нарушение этики общения

основные причины возникновения - student2.ru Низкая профессиональная подготовка Брак в работе; неспособность принять

адекватное решение

основные причины возникновения - student2.ru Причины педагогических конфликтов,В пределах указанной нами типологии школьных конфликтов представляется необходимым обозначить общие и специфические причины их возникновения.

Общие причины педагогических конфликтом:

1) неблагоприятная экономическая и социально-политическая
обстановка и стране ирегионе;

2) не последовательность соблюдения принципов государ­
ственной политики в образовании;

3) содержательное и методическое несовершенство учебно-
б ос 11 и т ате л ь но го 11 роц е с с а;

4) недостаточная урегулированность формальных и нефор­
мальных отношений в школьном социуме;

5) и е д ооце нка3 нач е н ия р аз в и т ия л иf i н ос т ной и н д и в иду a;i ь но -
сти учащихся и учителей.

Изучениерезультатов конфликтологических исследований в школе, собственный опыт работы в школе позволяют автору услов­но выделмть следующие специфические причины конфликтов мучи­тель — администратора:

1)плохая организация труда учителей:

— недостаточно четкое разграничение между самими
администраторами школы сферы управленческого вли­
яния, часто приводящее к «двойному» подчинению
педагога,

жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный характер требований, перекладывание на учителя «чужих» обязанностей,

— незапланированные (неожиданные) формы контроля
за деятельностью учителя;

2) стиль руководства:

несоответствие стиля руководства коллективом уров­ню его социального развития,

— частая смена руководства,

недооценка руководителем профессионального често­любия педагога,

нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда учителя,

неравномерная загруженность учителей общественны­мипоручениями,

нарушение принципа индивидуального подхода к лич­ности педагога;

3) необъективностиъ оценки педагогами знаний учащихся, их пове­
дения:

— предвзятое отношение учителя к ученикам,

— систематическое занижение оценок,
самовольное установление учителем количества и форм
проведения проверки знаний учащихся, не предусмот­
ренных программой и резко превышающих норматив­
ную учебную нагрузку детей.

Специфические причины конфликтов «учитель - ученик»:

1)недостаточный профессионализм педагога как предметни­
ка и воспитателя:

неумение организовать познавательный интерес у уча­щихся к своему предмету,

— манипулирование отметками,

— «навешивание ярлыка» неуспевающего ученика,

— акцентуация психологических недостатков ученика,
неумение организовать занятия со всеми учащимися
(например, на уроках физкультуры);

2) нарушение школьных требовании учащимися. Со стороны
учащихся конфликт может быть спровоцирован:

— неподготовленным домашним заданием,

— умышленным нарушением дисциплины,

— пропуском уроков без уважительной причины.

К сожалению, в данном случае проходится констатировать, что возникновение конфликтов между учите;]ем и учащимися, скорее, пока­затель профессиональной неуспешности педагога, чем вина ученика.

Специфические причины конфликтов мучитель — роди­тель^. Многие родители считают, что учителя:

■ делят всех детей на любимых и нелюбимых;

■ убеждены, что если ребенок плохо учится, значит, он хулиган;

■ постоянно несправедливо занижают оценки, необъективны;

■ часто унижают детей, оскорбляют их;

■ плохо высказываются о родителях при детях.

В свою очередь, многие учителя убеждены в том, что родители:

■ слишком высокого мнения о своем ребенке;

■ опираются паевой случайные и внешние наблюдения за шко­
лой, ми во что глубоко не вникают, поверхностно судят об учителях;

■ совершенно не контролируют ребенка, не уделяют ему вни­
мания, а претензии предъявляют педагогу;

■ считают, что учителя обязаны учить и воспитывать их детей;

■ часто вмешиваются в учебный процесс (то классный руково­
дитель им не подходит, то учитель не такой).

Педагогическая практика и некоторые научные исследования позволяют более объективно сформулировать наиболее актуальные специфические причины конфликтов родителей и учителей. К ним след у ет от нести:

1) разные уровни общей и педагогической культуры;

2) несогласованность стратегии и тактики воспитания («педа­
гогический разнобой*-);

3) непонимание родителями сложности учебно-бос питатель­
ного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов
помимо школы и семьи;

4) различия в отношении к ребенку как к личности. Со сторо­
ны родителей это превалирование отцовского или материнского чув­
ства. Учитель прежде всего реализует сбой социальный статус воспи­
тателя. Однако служебно-офидиальный характер общения учителя
с учениками, как правило, не дает результатов;

5) отрицательное отношение родителей к школе, иждивенче­
ская позиция семьи («старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых
родителей» на «бедного» учителя как на человека из сферы обслужи­
вания, претензии типа «школа, а не семья обязала...»);

6) столкновение двух лидеров, претендующих на главенство
своей точки зрения;

7) профессиональная некомпетентность учителей (низкий уро­
вень подготовки, завышенные требования к школьникам).

Таким образом, конфликт между учителем и родителями часто проявляется как стремление учителя утвердить свой профессиональ­ный статус, а родителя — защищать своего ребенка.

Специфические причины конфликтов «учитель — учитель»: 1) особенности отношений субъектов педагогических конфлик­тов'.

между молодыми учителями и учителями, имеющими стаж работы,

между учителями, преподающими разные предметы; между учителями, преподающими один и тот же пред­мет;

— между учителями, имеющими звание, должностной ста­
тус (учитель высшей категории, руководитель методи­
ческого объединения), и не имеющими их;

— между учителями начальных классов и среднего звена;
между учителями, чьи дети учатся в одной школе, и др.

У каждого конфликта свои причины. Рассмотрим, к примеру, возможные причины конфликтов между начинающим специалистом и учителем с большим стажем работы в школе. Непонимание роли жизненного опыта в оценке окружающего, особенно поведения и отно­шения к учительской профессии молодых педагогов, нередко приво­дят к тому, что учитель старше 50 лет чаще фиксирует свое внима­ние на негативных сторонах современной молодежи. С одной стороны, канонизация собственного опыта, противопоставление нрав-

ственных и эстетических вкусов поколений учителями со стажем, с дру­гой стороны - завышенная самооценка, професс и опальные промахи молодых учителей могут служить причинами конфликтов между ними. Вместе с тем в группе молодых учителей, которых попросили назы­вать своих любимых школьных учителей, 42% опрошенных назвали имена учителей старше 50 лет, 22% - пенсионеров; почти 60% выде­лили в числе главных качеств любимых наставников способность понимать молодежь, умение признавать свои ошибки, преодолевать трудности возраста, творческий подход к работе, любовь к детям, уме­ние работать с ними, не отставать от моды, чтение молодежных изда­ний и др. Специфическими причинами конфликтов между учителя-хМИ, чьи дети учатся в школе, могут быть:

■ недовольство учителей отношением к их собственному ре­
бенку со стороны коллег;

■ недостаточная помощь и контроль за собственными детьми
педагогов-матерей в силу огромной профессиональной занятости;

■ особенности положения ребенка учителя в школьном социу­
ме (всегда «на виду*) и переживание по этому поводу матери-педаго­
га, создающее вокруг нее постоянное «поле напряженности»;

■ слишкомчастое обращениеучителей к коллегам, чьи дети
учатся в школе, с просьбами, замечаниями, жалобами по поводу пове­
дения и учебы их ребенка;

2) «провокации* (чаще непреднамеренные) со стороны админи­страции учебного заведения:

■ необъективное или неравномерное распределение ресурсов
(к примеру, кабинетов, технических средств обучения);

■ неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зре­
ния их психологической совместимости;

■ косвенное «сталкиванием учителей (сравнение классов
по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного
учителя за счет унижения другого или сравнения с кем-либо).

Специфические причины конфликтов мученик — ученика. Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей, являются обычным делом для школы.

Конфликты в ученической среде были всегда и везде, будь то бурса Н.Г. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристокра­тическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшихся без взрослых на необитаемом острове, из «Повелителя мух» английского писателя У. Голдинга. Основными причинами конфликтов между уче­никами, по мнению Г.Л. Воронина, являются грубость, хамство, жесто-

кость, озлобленность. Исследования конфликтов типа «ученик - уче­ник» показали, что их специфическими причинами также могут быть:

■ учебные перегрузки детей, общая утомляемость учащихся,
ведущая к обострению противоречий;

■ смена школьного (или классного) коллектива и возникаю­
щая при атом трудность в адаптации новичков;

■ неразвитая рефлексивность, несовпадение самооценки уче­
ника с оценкой товарищей;

■ неопределенность социального статуса личности ученика
в школьном социуме;

■ общая неблагоприятная морально-психологическая атмо­
сфера в классе.

Комфортное состояние или неустойчивое положение школь­ника зависит от эмоциональных отношений в группе, наличия посто­янных условий межличностного противоречия, системы отвержения и (что очень важно) от того статуса, который имеет школьник в учени­ческом социуме. В ученическом коллективе каждый школьник имеет свой социометрический «вес», занимая положение вожака, лидера, аииматера, принятого, изолированного или отверженного. Постоян­ное «хождение» в «звездах» или «любимчиках» делает учащегося регид-ньш, чрезвычайно социально уязвимым; изменения в его положении часто приводят к столкновениям с одноклассниками. Неприятие дет­ским коллективом, потеря или отсутствие друзей, статус отверженного («белая ворона», «козел отпущения», «изгой») окрашивает опыт вза­имоотношения с людьми в неизменно мрачные тона, увеличивает тре­вожность и даже озлобленность, что в свою очередь является благо­датной iючвой для возникновения конфликтных ситуаций в классе.

Снижение или возрастание частоты конфликтов между учащи­мися зависит в первую очередь от степени усвоения учениками духов­ных (нравственных) ценностей, ведь именно духовность является детерминирующим основанием деятельности, поведения и поступков школьников.


Наши рекомендации