Функции педагогического менеджмента

Важным понятием педагогического менеджмента является понятие о ею функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятельности, а точнее - - законченный цикл опреде­ленных действий в сумме и составляющих управленческую деятель­ность в ц ел ом. Дру ги м и ел о вам и, фуп кц ust {от л ат. fun ciion - и с 11 о л -ненке) — это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения опреде­ленного действия для обеспечения целенаправленности или органи­зованности управляемых процессов.

Исходя из теории менеджмента и анализа практики управле­ния средними учебными заведениями можно выделить следующие основные функции педагогического менеджмента.

Функция планирования, или принятия решения(распоряже­ния, приказы, рекомендации, планы, решения совета, решения педсо­вета и т.п.). Планирование учебно-воспитательного процесса (или при­нятие решения) — первый основной компонент (функция) педагоги­ческого менеджмента, реализуемый через определение основных видов деятельности и мероприятий с указанием конкретных исполнителей, сроков исполнения, с учетом имеющегося в распоряжении данного субъекта фактического бюджета времени. Несомненно, что всякое управленческое воздействие является итогом определенного управлен­ческого решения, принятого менеджером конкретного уровня управ­ления. При этом управленческое решение должно удовлетворять цело­му ряду требований. Анализ теории менеджмента и изучение практи­ки показывает, что решение должно:

■ иметь целевую направленность, т.е. полностью соответство­вать цели педагогического менеджмента;

■ быть обоснованным, адресным (кто будет претворять его
в жизнь и нести ответственность за его эффективную реализацию)
и правомочным;

■ быть непротиворечивым, т.е, отражать единство и согласо­
ванность с общей системой принимаемых управленческих решений;

■ отвечать условию конкретности по времени его реализации
и предусматривать критерии эффективности ею реализации с учетом
оптимальности затрачиваемых сил, средств и времени;

■ быть актуальным и современным;

■ быть полным, кратко и четко изложенным.

Таким образом, план работы на учебный год - - это взаимо­связанная, объединенная общими целями совокупность практических мероприятий и дел по реализации поставленных перед учебным заве­дением целей, а планирование учебных занятий - специфический акт лринятия решения ло конструированию общей умозрительной или письменной модели взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе занятий. Основой этого этана служат цель, задачи и реальное время урока, а также принципы, методы и содержание учебио-воспитатель­ной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельно­сти учащихся. Планирование остается формальным актом, если на эта­не планирования отсутствует элемент прогнозирования.

Функция организации выполнения принятых решенийи пла­нов включает в себя:

■ доведение принятого решения (плана) до исполнителя;

■ материально-техническое обеспечение возможности выпол­
нения данного решения (плана);

■ согласование данного решения (плана) с установками и по-
тр еб нос тя ми л и ч н ост и йен о л н и тел я ( иго р о i о с у бъ е кта м е и е дж м е 11 та ).

Организация выполнения принятых решений и планов — вто­рой базовый компонент (вторая функция) педагогического менеджмен­та, основой которого являются принципы научной организации труда (НОТ).

Функция мотивации.Члены организации должны выполнять свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации, порой даже не сознавая этого.

В древние времена для этого использовались кнут и угрозы, для немногочисленных избранных - награда. С конца XVIII ло XX в. было широко распространено убеждение, что люди всегда будут рабо­тать больше, если есть возможность заработать. Таким образом, счита­лось, что создание мотивов работы - очень простой процесс, сводя-

щийся к предложению соответствующих вознаграждений в обмен на труд.

Функция предварительного, текущего, отсроченного и ито­гового контроля.Предварительный контроль предполагает проверку планов, остальные виды контроля - координирование деятельности исполнителей на основе информации, полученной в ходе этого конт­роля, учет результатов деятельности, анализ и оценку ее эффективно­сти на основании результатов этого контроля. Дадим определение конт­роля как системообразующего фактора педагогического менеджмента.

Контроль - третий основной компонент (функция) педаго­гического менеджмента, процесс получения и переработки информа­ции о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса и приня­тия на ее основе управленческого решения. Контроль икшочает в себя наблюдение, изучение, анализ, диагностику и оценку эффективности д еяте л ь и ост и и с и о л н и тел е й»

Анализ образовательного процесса - один из основных мето­дов контроля в структуре педагогического менеджмента; способ полу­чения знаний о причинах той или иной результативности совместной деятельности преподавателя и учащихся.

В комплексе данные функции отражают ход и последователь­ность определенных управленческих воздействий, их завершенный цикл. Каждое управленческое действие начинается с принятия реше­ния или планирования (план от лат. pfanus - плоский, ровный; это принятое управленческое решение, зафиксированное каким-либо обра­зом на бумаге, фотопленке, магнитной ленте, дискете и т.н.), а закан­чивается итоговым контролем с анализом результативности и эффек­тивности реализации данного управленческого решения. При реали­зации каждого нового управленческого воздействия руководителя на подчиненных весь цикл повторяется в той же последовательности.

Исходя из функций педагоги ч ее к о го менеджмента могут иметь место различные уровни, или роли, управления, а именно:

1) роль главного руководителя, предполагающая участие
в мероприятиях, когда к атому обязьшает положение;

2) роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию
подчиненных, подбор и расстановку кадров;

3) роль связующего звена. Предполагает осуществление пере­
писки, участие а совещаниях на стороне, т.е. заключается в установле­
нии внешних контактов с организациями и частными лицами;

4) н ри ем аи к и н ф о рм а ци и. С уть р аботы с о стоятв п о ис ке и и о лу -
чении необходимой информации. При этом менеджер обрабатывает
всю почту, осуществляет контакты в целях получения информации;

5) распространитель информации. Менеджер передает инфор­
мацию, полученную извнешних источников, членам своей организа­
ции, организует рассылку почты по организациям с целью распро­
странения информации;

6) предприниматель. В данной роли менеджер разрабатывает
и запускает «проекты к совершенствованию^, приносящие изменения;

7) устраняющий нарушения. Менеджер осуществляет коррек­
тировочные действия в случаях, когда в организации назревает кри­
зис и возникают проблемы;

8) распределитель ресурсов. Роль подразумевает ответствен­
ность за распределение всевозможных ресурсов организации, что
фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных
решений;

9) ведущий переговоры. Менеджер является ответственным
за представительство организации на всех значительных иважных
переговорах.

Наши рекомендации