Глава 2. Философия педагогического менеджмента

2.1. История развития концепции менеджмента

в образовании................................................................................... 27

2.2. Человекоцентристский подход в управлении школой ............. 38

Тесты, задания, контрольные вопросы...................................... 53

Литература............................................................................................ 82

Раздел II Психология управления кадрами

Глава 3. Психологические основы кадровой политики

3.1. Предмет психологии управления................................................... 84

3.2. Принципы и правила кадровой политики...................................... 88

3.3. Методы управления кадрами.......................................................... 90

3.4. Проблемы нововведений в организационных структурах. 98

Глава 4. Личность как объект и субъект управления

4.1. Личность и ее понимание............................................................... 101

4.2. Индивидуальные особенности личности .................................. 104

4.3. Способности и роли личности....................................................... 112

4.4. Личность руководителя в организационных структурах ... 120

Глава 5. Коллектив как объект и субъект управления

5.1.Группа и ее структурная организация......................................... 130

5.2. Характеристики групповых процессов.................................. 144

5.3. Педагогический коллектив в системе управления

школой................................................................................................ 148

Тосты, задания, контрольные вопросы...................................... 162

Литература......................................................................................... 194

Раздел III Психология и этика деловых отношений

Глава 6. Психология делового общения

6.1.Сущность общения: функции, виды, формы, барьеры............ 196

6.2. Психологические особенности делового общения.................. 212

6.3. Этические нормы и принципы делового общения .................. 217

Глава 7. Этика деловых отношений

7.1. Этикет а деятельности современного делового

человека....................................................................................... 225

7.2. Психологические особенности подготовки и проведения
бесед и переговоров.................................................................. 233

7.3. Способы психологической защиты......................................... 249

Глава 8. Деловые коммуникации

8.1.Виды и формы современных деловых коммуникаций ...... 256

8.2. Методика проведения выступлений и совещаний.............. 258

8.3. Влияние средств массовой информации на социальный
статус личности.......................................................................... 264

Глава 9. Имидж как составляющая современной цивилизации

9.1. Имидж в современном обществе................................................. 273

9.2. Типы имиджа ................................................................................... 277

9.3. Формирование имиджа............................................................... 283

Тесты, задания, контрольные вопросы...................................... 290

Литература........................................................................................ 322

Раздел IV Конфликтологии

Глава 10. Методологические основы конфликтологии

10.1. Конфликтология и ее значение................................................... 324

10.2. Понятие и сущность конфликта.................................................. 338

10.3. Типы конфликтов........................................................................... 344

10.4. Основные причины возникновения конфликтов...................... 353

Глава 11. Стресс и его особенности

11.1.Понятие стресса. Теория Г. Селье....................................... 361

11.2. Психические и психопатические заболевания,
обусловленные воздействием стрессовой ситуации....... 369

Глава 12. Поведение в конфликтах

12.1. Общие рекомендации по управлению конфликтами......... 376

12.2. Основные стратегии поведения в конфликте..................... 382

12.3. Стратегические и тактические методы

управления конфликтом ............................................................. 388

12.4. Принципы, методы и приемы разрешения конфликтов... 396

12.5. Роль руководителя в конфликтной ситуации........................... 401

Тосты, задания, контрольные вопросы................................... 404

Литература....................................................................................... 433

Словарь терминов.......................................................................................434

Приложения .................................................................................................445

Ответы к тестам и заданиям ..............................................................467

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые читатели! Предлагаемое нашему вниманиюучеб­ное пособие «Основы менеджмента в образовании» позволяет приоб­рести знания в области педагогического менеджмента.

Автор надеется, что те, кто будет им пользоваться, приобретут ясное и осмысленное представление об областях применения педаго­гического менеджмента; познают идеи и опыт, относящиеся к этому сложному ииду образовательной деятельности; научатся использовать полученные знания в управлении человеком и организацией; получат методологическую основу для последующего изучения отдельных аспектов педагогического менеджмента и для формирования цельной его концепции.

Автор постарался представить в учебном пособии теоретиче­ские и практические основы педагогического меджмента и его совре­менное состояние.

При написании первого раздела им использованы материалы Т.Н. Шамовой, П.И. Третьякова и В.П. Симонова.

Структура пособия выстроена таким образом, чтобы студент и преподаватель могли самостоятельно изучить и закрепить получен­ные знания. Для этого 13 конце каждого раздела приводятся тесты, зада­ния для самостоятельной работы и контрольные вопросы.

С точки зрения методологии пособие в большей мере ориенти­ровано на системный и ситуационный подходы.

Четкая структура, актуальность материала могут представлять интерес не только для студентов, но и для руководителей различных уровней и сфер деятельности, научных работников.

РАЗДЕЛ I

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Полек новой философии социального управления, обусловлен­ный происходящими в нашей стране изменениями экономических отношений, государственно-политического устройства, общественно­го сознания, ценностей и ориентации, осуществляется как через пере­осмысление и переоценку своего управленческого опыта, так и через изучение, анализ, оценку и адаптацию к нашим условиям мирового управленческого опыта. Этот мировой опыт управления на уровнеорга­низации (завода, фирмы, компании, объединения, школы и др.) выра­жается в общем понятии «менеджмент».

В книге М.Х. Мее ко на, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях: как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интел­лект, мотивы поведения других людей», как «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных орга­низациях» и как «область человеческого знания, помогающего осуще­ствить эту функцию*'. Таким образом, слово менеджмент, переводи­мое с английского как «управление», рассматривается и а значении вида деятельности, и в значении области знания. Для достижения целей организации менеджмент предполагает использование не только кад­ровых ресурсов (труда, интеллекта и мотивов поведения людей), но и материальных, финансовых. Кроме того, в многочисленных источ­никах менеджмент рассматривается не только как наука (область зна­ний) управления, но и как искусство управления, основывающееся на здравом смысле и интуиции менеджера (управленца), проявляю­щееся в нестандартности и оригинальности его решений, быстрой реак­ции и импровизации действий. Таким образом, менеджмент можно определить как науку, искусство и деятельность по мобилизации интел­лектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффек­тивного и действенного функционирования организации.

Педагогический менеджмент как деятельностиая (в первуюочередь) и сум мат и иная система одновременно имеет свою структуру и системообразующие факторы, которые можно условно представить в следующем виде.

L Сущность и характеристика основных системообразующих элементов педагогического менеджмента как деятельностной системы.

2. Цели педагогического менеджмента.

3. Основные задачи, стоящие перед менеджером образователь­
ного процесса.

4. Принципы педагогического менеджмента.
4.1. Общие принципы уираилеиия.

4 .2. При 1 щ и 11 ы 1 i ау ч и о и о j >j *анм; sa ци и 11 едаго ги ч ее кого и у 11 рав-

ленческого груда. 4.3. Принципы аналитической деятельности менеджера

О б р а зо вате j l ь н о го 11 р о ц е с с а.

5. Функции (основные функциональные компоненты) педа-
го г и ч ее к о го м е н е д ж м е н та.

6. Методы управления (методы педагогического менеджмента).

7. Результат деятельности субъектов менеджмента.

7.1. Эффективность как характеристика процесса совмест­
ной деятельности преподавателя и учащихся.

7.2. Качество как характеристика конечного результата.

В ведущую составляющую педагогического менеджмента — сущность (определение и характеристику) его основных элементов и системообразующих понятий — входят следующие базовыеопреде­ления.

Менеджмент педагогический комплекс принципов, мето­дов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным и учебно-познавательным процессом, направ­ленных на повышение его эффективности.

Образовательный процесс -- целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организован­ного учебно-воспитательного и учебно-полнавательпого процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усво­ение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Менеджер учебно-познавательного процесса преподава­тель, выступающий в качестве субъекта системы управления учебио-познав а г ел ы i о и д ея тел ь н о с т ью у ч а щ ихс я.

Менеджер учебно-воспитательного процесса руководи­тель учебного заведения (директор, его заместитель), выступающий

в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью 11 е даго ги ч ее к и х раб о г и и кои.

Мониторинг образовательного процесса — непрерывное отслеживание хода, результата и эффективности образовательного про­цесса с помощью компьютерной технологии сбора и обработки полу­чаемой информации.

Педагогический менеджмент как деятельностная система вклю­чает в себя следующие структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы:

■ цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат);

■ субъект деятельности (директор, его заместители, препода­
ватели, учащиеся, студенты и т.н.);

■ объект деятельности (он же второй субъект) - - исполнитель
распоряжений руководителя (учащийся, студент, преподаватель, заме­
ститель директора и т.д.);

■ содержание деятельности (учебная, управленческая и иная
информация);

■ способы деятельности (методы и стиль взаимодействия пре­
подавателя с учащимися, руководителя с преподавателем и учащими­
ся и т.д.).

Информация (от лат. infmirtaLia -- разъяснение, изложение) — предмет и продукт труда менеджера учебно-воспитательного или учеб­но-познавательного процесса.

Управление учебно-воспитательным процессом (как состав­ная часть педагогического менеджмента) — целенаправленное воздей­ствие руководителя на педагогический коллектив и учащихся путем научно обоснованного планирования, организации и контроля их дея­тельности.

Наши рекомендации