Менеджмент в современной россии

Российская модель управления хорошо описана в работе А. Прохорова «Русская модель управления».

Как относились в постсоветской России к западным идеям и опыту в области менеджмента? _________________________________

Что отличает Homo Post-Soveticus? _________________________

Какова роль российской культуры в системе современного менеджмента? _________________________________________________

Перечислите основные рекомендации западным менеджерам, работающим с русскими коллективами. Насколько они правильны с Вашей точки зрения? _________________________________________

Какие актуальные проблемы менеджмента в России и пути их решения выделяют эксперты? __________________________________

Каковы перспективы развития российской модели менеджмента?

Особенности профессиональной подготовки менеджеров в
России: _____________________________________________________

Источники по данной теме:

1. Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент: Учебник для вузов. 2-е издание. – СПб: Питер, 2008.– 480 с.

2. Кравченко А.И. История менеджмента. Издание 8-е. – М.: Академический проект, 2009. – 560 с.

3. Прохоров А. Русская модель управления – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2013. – 492 с.

Дополнительные источники:

1. Мещеряков А.Н. Основные параметры японской цивилизационной модели // История и современность. – 2006. – № 1. – С. 98-128.

2. Мещеряков А.Н. Самоидентификация японцев в отношениях с западом и приемы преодоления национальных комплексов // Историческая психология и социология истории. 2009. – Т. 2. – № 2. –
С. 27-41.

3. Розмаинский И.В.«Homo Post-Soveticus»: Основные характеристики экономического поведения с точки зрения институционально-посткейнсианского подхода // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – Том 5 (№ 1). – 2007. – С. 28-40. URL – http://publications.hse.ru/articles/74956933.

4. Спандарьян В. Деловая Япония. – М.: Мысль, 1991. – 252с.

5. Тело японца: от патернализации к национализации. Текст лекции выдающегося япониста - доктора исторических наук, профессора РГГУ, сотрудника кафедры истории и филологии Дальнего Востока Института восточных культур и античности РГГУ Александра Николаевича Мещерякова, прочитанная 9 февраля 2012 года в клубе ZaVtra (ПирОГИ на Сретенке) в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру». http://polit.ru/article/2012/03/29/meshcheryakov/.

РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

Введение в менеджмент

Цель:

– изучить основные категории менеджмента;

– изучить основные принципы менеджмента;

– изучить основные закономерности менеджмента;

– получить навыки определения субъекта и объекта управления.

Основные понятия и термины:

– цель, объект, предмет и субъект управления;

– принципы менеджмента;

– закономерности менеджмента;

– инфраструктура менеджмента;

– интеграция;

– эффективность.

Менеджмент осуществляется в организации.

Основные составляющие любой организации:

_______________, входящие в данную организацию, _____________, на решение которых направлена деятельность данной организации, _______________, которое формулирует задачи и приводит в движение потенциал организации для решения этих задач.

Организация это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов
Цель идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс. Новая философская энциклопедия
Цель это желаемое состояние, которого стремится достичь организация. Ричард Дафт

Эффективно разработанные цели организации образуют _______

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления.

Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jacio – бросаю, кладу основание) – носитель деятельности, сознания и познания. Новая философская энциклопедия
Субъект управления управленец, организующий принятие и реализацию управленческих решений, определяющих деятельность объекта управления Борис Григорьевич Литвак
Объект (позднелат. Objectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. Объект не тождествен объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступила в отношение к субъекту, не является объектом; во-вторых, объектами могут быть и состояния сознания. Существуют разные типы объектов и соответственно разные типы субъектно-объектных отношений. Объектом может быть физическая вещь, существующая в пространстве и времени, объективно-реальная ситуация. Это может быть собственное тело субъекта. Объектами могут быть состояния сознания субъекта и даже его Я в целом. В этом качестве могут выступать другие люди, их сознание, а также предметы культуры (включая тексты) и присущие им смыслы. Новая философская энциклопедия
Объект управления пять групп функциональных процессов, которые присущи любой организации: • производство; • маркетинг; • финансы; • работа с кадрами; • эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности). Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов


Предмет управления более узок, чем объект. В предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки.

Предмет управления – это то, на что направлена деятельность, внимание субъекта управления.

Основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов, называются ___________________________________________________________.

Закономерности относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. Новая философская энциклопедия
Закономерности управления повторяющиеся существенные связи явлений в системе управления, проявляющиеся в виде объективных тенденций, определяющих основных линию развития организации. Александр Петрович Егоршин

Перечислите закономерности управления: ___________________

Инфраструктура менеджмента – это: ________________________

В чем состоит сущность интеграции? _______________________

Интегрированные системы управления – это: ________________

Микулаш Седлак отмечает, что: «При определении содержания теории менеджмента следует исходить из постулата, что в каждой организации существует система (подсистема) управления, которую надо изучать в статике (организационная структура) и динамике (процесс управления). Основой системы управления является процесс менеджмента, включающий различные действия, выполняемые менеджерами».

Система (от греч. σύστεμα – целое, составленное из частей, соединение) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Новая философская энциклопедия

Дайте определение понятию «система управления» в научной литературе по менеджменту с указанием источника: ______________

Процесс управления это последовательность управленческих актов (! актов, а не операций), включающих подготовку, принятие и реализацию управленческих решений Борис Григорьевич Литвак

Современный состав видов менеджмента организации многообразен. А.Н. Стерлигова в своем исследовании показала, что существует около 284 видов менеджмента, большинство выявленных видов менеджмента (76%) имеют оригинальные названия. Это:

– антикризисное управление;

– государственное управление;

– инвестиционный менеджмент;

– инновационный менеджмент.

Перечислите в качестве примера десять видов менеджмента:

Функции управления особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления. Александр Петрович Егоршин

Основные функции менеджмента: _________________________

Результативность менеджмента определяется с помощью оценки его эффективности.

Эффективность управления совокупность оценочных показателей управления, определяемых посредством сопоставления результата (экономики) и затрат на его достижение. Александр Петрович Егоршин

Источники по данной теме:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 656 с.

2. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Электронный учебник. – Нижний Новгород: НИМБ, 2009. – 124 с.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. – ISBN 978-5-244-01115-9. Интернет-версия издания http://iph.ras.ru/enc.htm

4. Стерлигова А.Н. Современный состав видов менеджмента организации // Вестник университета (Государственный университет управления). – № 4 (17). – 2006. – С. 183-194.


Наши рекомендации