Интернет-ресурсы по менеджменту

Основы менеджмента

Рабочая тетрадь
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом»,
«Государственное и муниципальное управление»

Часть I

Интернет-ресурсы по менеджменту - student2.ru Стерлитамак 2015

УДК 338.2:005 (072)

ББК 65.050р30

О 75

Рецензенты:

кафедра экономики и управления (Стерлитамакский филиал БашГУ); кандидат экономических наук, доцент Т.А. Опарина
(Стерлитамакский филиал БашГУ); кандидат экономических наук Ю.В. Филиппова (Управление риск-моделирования и портфельного анализа Службы риск-менеджмента ОАО «Уралсиб»)

Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент А.М. Акчурина (Стерлитамакский филиал БашГУ)

О 75
Основы менеджмента: Рабочая тетрадь для студентов,
обучающихся по направлениям подготовки «Экономика»,
«Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципиальное управление» Часть I / Авт.-сост. Н.Ф. Анохина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. – 87 с.

Рабочая тетрадь составлена по курсу «Основы менеджмента».

Предназначена для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление».

Ó Авт.-сост.: Анохина Н.Ф., 2015

Ó Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015

 
  Интернет-ресурсы по менеджменту - student2.ru

Введение

Дисциплина «Основы менеджмента» изучается бакалаврами, осваивающими экономические направления подготовки, в качестве дисциплины профессионального цикла.

Для изучения курса необходимы знания, умения и компетенции, полученные в результате изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного циклов, изучающих разнообразные аспекты управления
организацией.

Пререквизиты (дисциплины, содержащие перечень знаний, умений и навыков, необходимые для освоения изучаемой дисциплины): «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономических учений».

Цели освоения дисциплины. Дисциплина «Основы менеджмента» представляет собой курс лекций и практических занятий, посвященных рассмотрению ключевой терминологии и базовых концепций в области теории менеджмента.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– базовые понятия менеджмента;

– основные концепции теории менеджмента;

– ключевые характеристики внешней и внутренней среды организации;

– основные типы организационных структур;

– концепцию управления изменениями;

– теорию лидерства и мотивации.

Уметь:

– применять базовые знания в области менеджмента для анализа практических ситуаций и принятия управленческих решений;

– систематизировать полученные теоретические знания для дальнейшего использования в рамках учебного процесса.

Иметь представление:

– о современных теоретических и практических подходах в области менеджмента;

– о лучших практиках западных и российских компаний в области менеджмента.

Обладать навыками:

– анализа и оценки управленческих решений;

– базового анализа внутренней и внешней среды организации.

Курс разбит на разделы. В данной рабочей тетради представлены разделы:

– Раздел 1. Природа управления и исторические тенденции его развития

– Раздел 2. Общая характеристика менеджмента

– Раздел 3. Методологические основы менеджмента.

Для выполнения заданий по рабочей тетради рекомендуется использовать следующие источники:

Основная литература:

1. Дафт Л.Р. Менеджмент. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 656 с.

3. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. /
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. 3-е изд. – М.: Вильямс, 2015. – 672 с.

Дополнительная литература:

1. Егоршин А.П. Основы менеджмента. – Нижний Новгород: НИМБ, 2012. – 320 с.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. – ISBN 978-5-244-01115-9. Интернет-версия издания http://iph.ras.ru/enc.htm.

3. Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 629 с.

Журналы по менеджменту:

1. Harvard Business Review – Россия – http://hbr-russia.ru.

2. Российский журнал менеджмента – http://www.rjm.ru.

3. Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент» – http://www.vestnik management.sp bu.ru.

4. Менеджмент в России и за рубежом – http://www.mevriz.ru.

5. Проблемы теории и практики управления – http://www.uptp.ru.

6. Управление персоналом – http://www.top-personal.ru.

Введение в менеджмент

Цель:

– изучить основные категории менеджмента;

– изучить основные принципы менеджмента;

– изучить основные закономерности менеджмента;

– получить навыки определения субъекта и объекта управления.

Основные понятия и термины:

– цель, объект, предмет и субъект управления;

– принципы менеджмента;

– закономерности менеджмента;

– инфраструктура менеджмента;

– интеграция;

– эффективность.

Менеджмент осуществляется в организации.

Основные составляющие любой организации:

_______________, входящие в данную организацию, _____________, на решение которых направлена деятельность данной организации, _______________, которое формулирует задачи и приводит в движение потенциал организации для решения этих задач.

Организация это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов
Цель идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс. Новая философская энциклопедия
Цель это желаемое состояние, которого стремится достичь организация. Ричард Дафт

Эффективно разработанные цели организации образуют _______

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления.

Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jacio – бросаю, кладу основание) – носитель деятельности, сознания и познания. Новая философская энциклопедия
Субъект управления управленец, организующий принятие и реализацию управленческих решений, определяющих деятельность объекта управления Борис Григорьевич Литвак
Объект (позднелат. Objectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. Объект не тождествен объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступила в отношение к субъекту, не является объектом; во-вторых, объектами могут быть и состояния сознания. Существуют разные типы объектов и соответственно разные типы субъектно-объектных отношений. Объектом может быть физическая вещь, существующая в пространстве и времени, объективно-реальная ситуация. Это может быть собственное тело субъекта. Объектами могут быть состояния сознания субъекта и даже его Я в целом. В этом качестве могут выступать другие люди, их сознание, а также предметы культуры (включая тексты) и присущие им смыслы. Новая философская энциклопедия
Объект управления пять групп функциональных процессов, которые присущи любой организации: • производство; • маркетинг; • финансы; • работа с кадрами; • эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности). Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов

Предмет управления более узок, чем объект. В предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки.

Предмет управления – это то, на что направлена деятельность, внимание субъекта управления.

Основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов, называются ___________________________________________________________.

Закономерности относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. Новая философская энциклопедия
Закономерности управления повторяющиеся существенные связи явлений в системе управления, проявляющиеся в виде объективных тенденций, определяющих основных линию развития организации. Александр Петрович Егоршин

Перечислите закономерности управления: ___________________

Инфраструктура менеджмента – это: ________________________

В чем состоит сущность интеграции? _______________________

Интегрированные системы управления – это: ________________

Микулаш Седлак отмечает, что: «При определении содержания теории менеджмента следует исходить из постулата, что в каждой организации существует система (подсистема) управления, которую надо изучать в статике (организационная структура) и динамике (процесс управления). Основой системы управления является процесс менеджмента, включающий различные действия, выполняемые менеджерами».

Система (от греч. σύστεμα – целое, составленное из частей, соединение) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Новая философская энциклопедия

Дайте определение понятию «система управления» в научной литературе по менеджменту с указанием источника: ______________

Процесс управления это последовательность управленческих актов (! актов, а не операций), включающих подготовку, принятие и реализацию управленческих решений Борис Григорьевич Литвак

Современный состав видов менеджмента организации многообразен. А.Н. Стерлигова в своем исследовании показала, что существует около 284 видов менеджмента, большинство выявленных видов менеджмента (76%) имеют оригинальные названия. Это:

– антикризисное управление;

– государственное управление;

– инвестиционный менеджмент;

– инновационный менеджмент.

Перечислите в качестве примера десять видов менеджмента:

Функции управления особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления. Александр Петрович Егоршин

Основные функции менеджмента: _________________________

Результативность менеджмента определяется с помощью оценки его эффективности.

Эффективность управления совокупность оценочных показателей управления, определяемых посредством сопоставления результата (экономики) и затрат на его достижение. Александр Петрович Егоршин

Источники по данной теме:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 656 с.

2. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Электронный учебник. – Нижний Новгород: НИМБ, 2009. – 124 с.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. – ISBN 978-5-244-01115-9. Интернет-версия издания http://iph.ras.ru/enc.htm

4. Стерлигова А.Н. Современный состав видов менеджмента организации // Вестник университета (Государственный университет управления). – № 4 (17). – 2006. – С. 183-194.

Принципы менеджмента

Цель:

– изучить подходы к определению принципов менеджмента;

– особенности отдельных принципов менеджмента.

Основные понятия и термины:

принципы управления.

Принципы управления основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов. Александр Петрович Егоршин

В научной литературе существуют разнообразные формулировки принципов управления. Их разработкой активно занимались в начале XX века такие авторы, как: ______________________________

Основные принципы научного управления Тейлора:

1.

2.

3.

4.

5.

Г.Эмерсон выделил 12 принципов производительности. Это: ___

А. Файоль выделил 14 универсальных принципов управления, следуя которым менеджеры сделают свою организацию успешной:

Э. Мэйо и Ф. Ретлисбергер выделили следующие принципы управления

1.

2.

3.

4.

Ф. Герцберг разработал следующие принципы управления организацией: ___________________________________________________

Перечислите современные принципы менеджмента: ___________

Современные принципы управления переносят центр тяжести с административного воздействия на человека на ___________________

Источники по данной теме:

1. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Электронный учебник. – Нижний Новгород: НИМБ, 2009. – С. 25-27.

2. Менеджмент. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : курс лекций / М.М. Дворяшина, О.Н. Шилина, Л.К. Витковская и др. – Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – (Менеджмент : УМКД № 85-2007 / рук. творч. коллектива М. М. Дворяшина). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – С. 16-22.

Эффективность менеджмента

Цель:

– изучить содержание понятия «эффективность менеджмента»;

– изучить подходы к оценке эффективности менеджмента;

– изучить основные показатели оценки эффективности управления организацией;

– получить навыки оценивания эффективности управленческой деятельности в организации.

Основные понятия и термины:

– эффективность;

– критерии эффективности.

Эффективность относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Современный социоэкономический словарь
Эффективность степень приближения организации к поставленной цели. Ричард Дафт
Эффективность системы управления 1) достижение с помощью системы управления возможно большего и лучшего результата при заданном уровне расходов на управление или достижение заданного результата при возможно меньших расходах на управление; 2) мера, в которой система управления объектом обеспечивает эффективность деятельности объекта управления. Современный социоэкономический словарь
Эффективность производства рыночная стоимость произведенной продукции, деленная на суммарные затраты ресурсов организации. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури

Рассмотрите показатели эффективности, описанные в пособии А.П. Егоршина «Основы менеджмента».

Укажите концепции эффективности, представленные на рисунке 3.

Интернет-ресурсы по менеджменту - student2.ru

Рис. 3. Концепции эффективности управления организацией

Перечислите показатели экономической эффективности:

1.

2.

3.

4.

5.

Перечислите показатели социальной эффективности:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Перечислите показатели организационной эффективности:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Перечислите показатели оценки по конечным результатам:

1.

2.

3.

4.

5.

Перечислите показатели управления производительностью
труда:

1.

2.

3.

4.

5.

Перечислите показатели качества трудовой жизни:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Какие показатели применяются для балльной оценки эффективности?

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Каким образом рассчитывается оценка трудового вклада (участия)?

1.

2.

3.

4.

5.

Задача 1.:

В результате реализации ряда мероприятий по совершенствованию организации труда на предприятии удалось добиться экономии за счет совмещения должностей – 50 тыс. рублей, за счет более рационального использования ксерокопировального оборудования –
15 тыс. рублей при затратах на осуществление данных решений в размере 21 тыс. рублей. Экономический эффект от данных мероприятий составил ________ тыс. рублей.

Для вычисления эффективности управленческого труда используйте укрупненный метод оценки экономического эффекта мероприятий по НОУТ (научной организации управленческого труда)

Э = ЭВ + ЭДС + Эm + З,

где Э – общая экономия, достигаемая за счет всех мероприятий по совершенствованию организации труда;

ЭВ – экономия, достигаемая за счет высвобождения численности;

ЭДС – экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах;

Эm – экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов;

З – сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда.

Решение:

Задача 2.

Руководство торгового дома «Престиж» приняло решение о реорганизации деятельности своих торговых точек на период предновогодних распродаж: численность торгового персонала магазинов была увеличена на 15 человек; реализована активная рекламная компания и ряд промо-акций; разработан и внедрен праздничный дизайн торговых площадей и витрин; при магазинах созданы службы оперативной доставки покупок. Затраты на реализацию управленческих решений составили 500 тыс. рублей. В результате проведенных мероприятий объем продаж торгового дома «Престиж» в ноябре-декабре отчетного года вырос в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как у конкурентов рост составил 1,2 раза. Прирост прибыли по итогам реализации мероприятий составил 800 тыс. рублей.

Решите задачу, используя метод «затраты – прибыль», при котором эффективность количественно характеризуется получаемой прибылью на единицу затрат.

Решение:

Задача 3.

Благодаря управленческому решению организации удалось уменьшить арендную плату офисного помещения на 20 тыс. рублей в текущем году. Затраты на подготовку и реализацию решения составили 1 тыс. рублей. Экономическая эффективность данного управленческого решения в процентах составила …

Решение:

Задача 4.

Организация потратила 450 тыс. рублей на открытие кулинарии при собственном кафе. Прибыль, полученная кулинарией в первый месяц работы, составила 50 тыс. рублей, а дополнительная прибыль кафе за счет реализации готовых обедов в контейнерах за этот же период составила 40 тыс. рублей. Экономическая эффективность проекта в процентах равна …

Решение:

Источники по данной теме:

1. Дафт Л.Р. Менеджмент. 10-е изд. СПб.: Питер, 2015. – 656 с.

2. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Электронный учебник. – Нижний Новгород: НИМБ, 2009. – С. 109-115.

3. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. /
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. 3-е изд. – М.: Вильямс, 2015. – 672 с.

4. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М:
ЭКСМО, 2006. – 512 с.

5. Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 629 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................... 3

Основы менеджмента

Рабочая тетрадь
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом»,
«Государственное и муниципальное управление»

Часть I

Автор-составитель – кандидат педагогических наук, доцент
Наталья Фаритовна Анохина (Стерлитамакский филиал БашГУ)

Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент
Алсу Мунировна Акчурина (Стерлитамакский филиал БашГУ)

Зав. редакцией Р.Ф. Мухаметзянов

Компьютерная верстка Р.Ш. Яхина

Редактор В.Ш. Галимов

Печатается в авторской редакции.

Автор-составитель несет ответственность за достоверность

материала, изложенного в книге

Подписано в набор 07.09.2015 г. Подписано в печать 05.11.2015 г.
Подписано в свет 19.11.2015 г. Формат 60х841/16.
Бумага офсетная. Гарнитура «Times».
Печать оперативная. Уч.-изд.л. 4,8.
Тираж 200 (1-й завод 25) экз. Усл. печ.л. 5,1.
Заказ № /15.  

Интернет-ресурсы по менеджменту - student2.ru Редакционно-издательский отдел Стерлитамакского филиала БашГУ:
453103, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.

Основы менеджмента

Рабочая тетрадь
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом»,
«Государственное и муниципальное управление»

Часть I

Интернет-ресурсы по менеджменту - student2.ru Стерлитамак 2015

УДК 338.2:005 (072)

ББК 65.050р30

О 75

Рецензенты:

кафедра экономики и управления (Стерлитамакский филиал БашГУ); кандидат экономических наук, доцент Т.А. Опарина
(Стерлитамакский филиал БашГУ); кандидат экономических наук Ю.В. Филиппова (Управление риск-моделирования и портфельного анализа Службы риск-менеджмента ОАО «Уралсиб»)

Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент А.М. Акчурина (Стерлитамакский филиал БашГУ)

О 75
Основы менеджмента: Рабочая тетрадь для студентов,
обучающихся по направлениям подготовки «Экономика»,
«Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципиальное управление» Часть I / Авт.-сост. Н.Ф. Анохина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. – 87 с.

Рабочая тетрадь составлена по курсу «Основы менеджмента».

Предназначена для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление».

Ó Авт.-сост.: Анохина Н.Ф., 2015

Ó Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015

 
  Интернет-ресурсы по менеджменту - student2.ru

Введение

Дисциплина «Основы менеджмента» изучается бакалаврами, осваивающими экономические направления подготовки, в качестве дисциплины профессионального цикла.

Для изучения курса необходимы знания, умения и компетенции, полученные в результате изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного циклов, изучающих разнообразные аспекты управления
организацией.

Пререквизиты (дисциплины, содержащие перечень знаний, умений и навыков, необходимые для освоения изучаемой дисциплины): «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономических учений».

Цели освоения дисциплины. Дисциплина «Основы менеджмента» представляет собой курс лекций и практических занятий, посвященных рассмотрению ключевой терминологии и базовых концепций в области теории менеджмента.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– базовые понятия менеджмента;

– основные концепции теории менеджмента;

– ключевые характеристики внешней и внутренней среды организации;

– основные типы организационных структур;

– концепцию управления изменениями;

– теорию лидерства и мотивации.

Уметь:

– применять базовые знания в области менеджмента для анализа практических ситуаций и принятия управленческих решений;

– систематизировать полученные теоретические знания для дальнейшего использования в рамках учебного процесса.

Иметь представление:

– о современных теоретических и практических подходах в области менеджмента;

– о лучших практиках западных и российских компаний в области менеджмента.

Обладать навыками:

– анализа и оценки управленческих решений;

– базового анализа внутренней и внешней среды организации.

Курс разбит на разделы. В данной рабочей тетради представлены разделы:

– Раздел 1. Природа управления и исторические тенденции его развития

– Раздел 2. Общая характеристика менеджмента

– Раздел 3. Методологические основы менеджмента.

Для выполнения заданий по рабочей тетради рекомендуется использовать следующие источники:

Основная литература:

1. Дафт Л.Р. Менеджмент. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 656 с.

3. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. /
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. 3-е изд. – М.: Вильямс, 2015. – 672 с.

Дополнительная литература:

1. Егоршин А.П. Основы менеджмента. – Нижний Новгород: НИМБ, 2012. – 320 с.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. – ISBN 978-5-244-01115-9. Интернет-версия издания http://iph.ras.ru/enc.htm.

3. Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 629 с.

Журналы по менеджменту:

1. Harvard Business Review – Россия – http://hbr-russia.ru.

2. Российский журнал менеджмента – http://www.rjm.ru.

3. Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент» – http://www.vestnik management.sp bu.ru.

4. Менеджмент в России и за рубежом – http://www.mevriz.ru.

5. Проблемы теории и практики управления – http://www.uptp.ru.

6. Управление персоналом – http://www.top-personal.ru.

Интернет-ресурсы по менеджменту

1. HR-Portal – http://www.hr-portal.ru.

2. Корпоративный менеджмент – http://www.cfin.ru.

3. Национальный союз кадровиков – http://www.kadrovik.ru.

РАЗДЕЛ 1. ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ
ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Наши рекомендации