Интернет-ресурсы по менеджменту
Основы менеджмента
Рабочая тетрадь
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом»,
«Государственное и муниципальное управление»
Часть I
Стерлитамак 2015
УДК 338.2:005 (072)
ББК 65.050р30
О 75
Рецензенты:
кафедра экономики и управления (Стерлитамакский филиал БашГУ); кандидат экономических наук, доцент Т.А. Опарина
(Стерлитамакский филиал БашГУ); кандидат экономических наук Ю.В. Филиппова (Управление риск-моделирования и портфельного анализа Службы риск-менеджмента ОАО «Уралсиб»)
Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент А.М. Акчурина (Стерлитамакский филиал БашГУ)
|
обучающихся по направлениям подготовки «Экономика»,
«Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципиальное управление» Часть I / Авт.-сост. Н.Ф. Анохина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. – 87 с.
Рабочая тетрадь составлена по курсу «Основы менеджмента».
Предназначена для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление».
Ó Авт.-сост.: Анохина Н.Ф., 2015
Ó Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015
Введение
Дисциплина «Основы менеджмента» изучается бакалаврами, осваивающими экономические направления подготовки, в качестве дисциплины профессионального цикла.
Для изучения курса необходимы знания, умения и компетенции, полученные в результате изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного циклов, изучающих разнообразные аспекты управления
организацией.
Пререквизиты (дисциплины, содержащие перечень знаний, умений и навыков, необходимые для освоения изучаемой дисциплины): «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономических учений».
Цели освоения дисциплины. Дисциплина «Основы менеджмента» представляет собой курс лекций и практических занятий, посвященных рассмотрению ключевой терминологии и базовых концепций в области теории менеджмента.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– базовые понятия менеджмента;
– основные концепции теории менеджмента;
– ключевые характеристики внешней и внутренней среды организации;
– основные типы организационных структур;
– концепцию управления изменениями;
– теорию лидерства и мотивации.
Уметь:
– применять базовые знания в области менеджмента для анализа практических ситуаций и принятия управленческих решений;
– систематизировать полученные теоретические знания для дальнейшего использования в рамках учебного процесса.
Иметь представление:
– о современных теоретических и практических подходах в области менеджмента;
– о лучших практиках западных и российских компаний в области менеджмента.
Обладать навыками:
– анализа и оценки управленческих решений;
– базового анализа внутренней и внешней среды организации.
Курс разбит на разделы. В данной рабочей тетради представлены разделы:
– Раздел 1. Природа управления и исторические тенденции его развития
– Раздел 2. Общая характеристика менеджмента
– Раздел 3. Методологические основы менеджмента.
Для выполнения заданий по рабочей тетради рекомендуется использовать следующие источники:
Основная литература:
1. Дафт Л.Р. Менеджмент. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 656 с.
3. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. /
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. 3-е изд. – М.: Вильямс, 2015. – 672 с.
Дополнительная литература:
1. Егоршин А.П. Основы менеджмента. – Нижний Новгород: НИМБ, 2012. – 320 с.
2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. – ISBN 978-5-244-01115-9. Интернет-версия издания http://iph.ras.ru/enc.htm.
3. Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 629 с.
Журналы по менеджменту:
1. Harvard Business Review – Россия – http://hbr-russia.ru.
2. Российский журнал менеджмента – http://www.rjm.ru.
3. Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент» – http://www.vestnik management.sp bu.ru.
4. Менеджмент в России и за рубежом – http://www.mevriz.ru.
5. Проблемы теории и практики управления – http://www.uptp.ru.
6. Управление персоналом – http://www.top-personal.ru.
Введение в менеджмент
Цель:
– изучить основные категории менеджмента;
– изучить основные принципы менеджмента;
– изучить основные закономерности менеджмента;
– получить навыки определения субъекта и объекта управления.
Основные понятия и термины:
– цель, объект, предмет и субъект управления;
– принципы менеджмента;
– закономерности менеджмента;
– инфраструктура менеджмента;
– интеграция;
– эффективность.
Менеджмент осуществляется в организации.
Основные составляющие любой организации:
_______________, входящие в данную организацию, _____________, на решение которых направлена деятельность данной организации, _______________, которое формулирует задачи и приводит в движение потенциал организации для решения этих задач.
Организация | это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Цель | идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс. Новая философская энциклопедия |
Цель | это желаемое состояние, которого стремится достичь организация. Ричард Дафт |
Эффективно разработанные цели организации образуют _______
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления.
Субъект | (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jacio – бросаю, кладу основание) – носитель деятельности, сознания и познания. Новая философская энциклопедия |
Субъект управления | управленец, организующий принятие и реализацию управленческих решений, определяющих деятельность объекта управления Борис Григорьевич Литвак |
Объект | (позднелат. Objectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. Объект не тождествен объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступила в отношение к субъекту, не является объектом; во-вторых, объектами могут быть и состояния сознания. Существуют разные типы объектов и соответственно разные типы субъектно-объектных отношений. Объектом может быть физическая вещь, существующая в пространстве и времени, объективно-реальная ситуация. Это может быть собственное тело субъекта. Объектами могут быть состояния сознания субъекта и даже его Я в целом. В этом качестве могут выступать другие люди, их сознание, а также предметы культуры (включая тексты) и присущие им смыслы. Новая философская энциклопедия |
Объект управления | пять групп функциональных процессов, которые присущи любой организации: • производство; • маркетинг; • финансы; • работа с кадрами; • эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности). Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Предмет управления более узок, чем объект. В предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки.
Предмет управления – это то, на что направлена деятельность, внимание субъекта управления.
Основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов, называются ___________________________________________________________.
Закономерности | относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. Новая философская энциклопедия |
Закономерности управления | повторяющиеся существенные связи явлений в системе управления, проявляющиеся в виде объективных тенденций, определяющих основных линию развития организации. Александр Петрович Егоршин |
Перечислите закономерности управления: ___________________
Инфраструктура менеджмента – это: ________________________
В чем состоит сущность интеграции? _______________________
Интегрированные системы управления – это: ________________
Микулаш Седлак отмечает, что: «При определении содержания теории менеджмента следует исходить из постулата, что в каждой организации существует система (подсистема) управления, которую надо изучать в статике (организационная структура) и динамике (процесс управления). Основой системы управления является процесс менеджмента, включающий различные действия, выполняемые менеджерами».
Система | (от греч. σύστεμα – целое, составленное из частей, соединение) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Новая философская энциклопедия |
Дайте определение понятию «система управления» в научной литературе по менеджменту с указанием источника: ______________
Процесс управления | это последовательность управленческих актов (! актов, а не операций), включающих подготовку, принятие и реализацию управленческих решений Борис Григорьевич Литвак |
Современный состав видов менеджмента организации многообразен. А.Н. Стерлигова в своем исследовании показала, что существует около 284 видов менеджмента, большинство выявленных видов менеджмента (76%) имеют оригинальные названия. Это:
– антикризисное управление;
– государственное управление;
– инвестиционный менеджмент;
– инновационный менеджмент.
Перечислите в качестве примера десять видов менеджмента:
Функции управления | особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления. Александр Петрович Егоршин |
Основные функции менеджмента: _________________________
Результативность менеджмента определяется с помощью оценки его эффективности.
Эффективность управления | совокупность оценочных показателей управления, определяемых посредством сопоставления результата (экономики) и затрат на его достижение. Александр Петрович Егоршин |
Источники по данной теме:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 656 с.
2. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Электронный учебник. – Нижний Новгород: НИМБ, 2009. – 124 с.
3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. – ISBN 978-5-244-01115-9. Интернет-версия издания http://iph.ras.ru/enc.htm
4. Стерлигова А.Н. Современный состав видов менеджмента организации // Вестник университета (Государственный университет управления). – № 4 (17). – 2006. – С. 183-194.
Принципы менеджмента
Цель:
– изучить подходы к определению принципов менеджмента;
– особенности отдельных принципов менеджмента.
Основные понятия и термины:
принципы управления.
Принципы управления | основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов. Александр Петрович Егоршин |
В научной литературе существуют разнообразные формулировки принципов управления. Их разработкой активно занимались в начале XX века такие авторы, как: ______________________________
Основные принципы научного управления Тейлора:
1.
2.
3.
4.
5.
Г.Эмерсон выделил 12 принципов производительности. Это: ___
А. Файоль выделил 14 универсальных принципов управления, следуя которым менеджеры сделают свою организацию успешной:
Э. Мэйо и Ф. Ретлисбергер выделили следующие принципы управления
1.
2.
3.
4.
Ф. Герцберг разработал следующие принципы управления организацией: ___________________________________________________
Перечислите современные принципы менеджмента: ___________
Современные принципы управления переносят центр тяжести с административного воздействия на человека на ___________________
Источники по данной теме:
1. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Электронный учебник. – Нижний Новгород: НИМБ, 2009. – С. 25-27.
2. Менеджмент. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : курс лекций / М.М. Дворяшина, О.Н. Шилина, Л.К. Витковская и др. – Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – (Менеджмент : УМКД № 85-2007 / рук. творч. коллектива М. М. Дворяшина). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – С. 16-22.
Эффективность менеджмента
Цель:
– изучить содержание понятия «эффективность менеджмента»;
– изучить подходы к оценке эффективности менеджмента;
– изучить основные показатели оценки эффективности управления организацией;
– получить навыки оценивания эффективности управленческой деятельности в организации.
Основные понятия и термины:
– эффективность;
– критерии эффективности.
Эффективность | относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Современный социоэкономический словарь |
Эффективность | степень приближения организации к поставленной цели. Ричард Дафт |
Эффективность системы управления | 1) достижение с помощью системы управления возможно большего и лучшего результата при заданном уровне расходов на управление или достижение заданного результата при возможно меньших расходах на управление; 2) мера, в которой система управления объектом обеспечивает эффективность деятельности объекта управления. Современный социоэкономический словарь |
Эффективность производства | рыночная стоимость произведенной продукции, деленная на суммарные затраты ресурсов организации. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури |
Рассмотрите показатели эффективности, описанные в пособии А.П. Егоршина «Основы менеджмента».
Укажите концепции эффективности, представленные на рисунке 3.
Рис. 3. Концепции эффективности управления организацией
Перечислите показатели экономической эффективности:
1.
2.
3.
4.
5.
Перечислите показатели социальной эффективности:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Перечислите показатели организационной эффективности:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Перечислите показатели оценки по конечным результатам:
1.
2.
3.
4.
5.
Перечислите показатели управления производительностью
труда:
1.
2.
3.
4.
5.
Перечислите показатели качества трудовой жизни:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Какие показатели применяются для балльной оценки эффективности?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Каким образом рассчитывается оценка трудового вклада (участия)?
1.
2.
3.
4.
5.
Задача 1.:
В результате реализации ряда мероприятий по совершенствованию организации труда на предприятии удалось добиться экономии за счет совмещения должностей – 50 тыс. рублей, за счет более рационального использования ксерокопировального оборудования –
15 тыс. рублей при затратах на осуществление данных решений в размере 21 тыс. рублей. Экономический эффект от данных мероприятий составил ________ тыс. рублей.
Для вычисления эффективности управленческого труда используйте укрупненный метод оценки экономического эффекта мероприятий по НОУТ (научной организации управленческого труда)
Э = ЭВ + ЭДС + Эm + З,
где Э – общая экономия, достигаемая за счет всех мероприятий по совершенствованию организации труда;
ЭВ – экономия, достигаемая за счет высвобождения численности;
ЭДС – экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах;
Эm – экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов;
З – сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда.
Решение:
Задача 2.
Руководство торгового дома «Престиж» приняло решение о реорганизации деятельности своих торговых точек на период предновогодних распродаж: численность торгового персонала магазинов была увеличена на 15 человек; реализована активная рекламная компания и ряд промо-акций; разработан и внедрен праздничный дизайн торговых площадей и витрин; при магазинах созданы службы оперативной доставки покупок. Затраты на реализацию управленческих решений составили 500 тыс. рублей. В результате проведенных мероприятий объем продаж торгового дома «Престиж» в ноябре-декабре отчетного года вырос в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как у конкурентов рост составил 1,2 раза. Прирост прибыли по итогам реализации мероприятий составил 800 тыс. рублей.
Решите задачу, используя метод «затраты – прибыль», при котором эффективность количественно характеризуется получаемой прибылью на единицу затрат.
Решение:
Задача 3.
Благодаря управленческому решению организации удалось уменьшить арендную плату офисного помещения на 20 тыс. рублей в текущем году. Затраты на подготовку и реализацию решения составили 1 тыс. рублей. Экономическая эффективность данного управленческого решения в процентах составила …
Решение:
Задача 4.
Организация потратила 450 тыс. рублей на открытие кулинарии при собственном кафе. Прибыль, полученная кулинарией в первый месяц работы, составила 50 тыс. рублей, а дополнительная прибыль кафе за счет реализации готовых обедов в контейнерах за этот же период составила 40 тыс. рублей. Экономическая эффективность проекта в процентах равна …
Решение:
Источники по данной теме:
1. Дафт Л.Р. Менеджмент. 10-е изд. СПб.: Питер, 2015. – 656 с.
2. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Электронный учебник. – Нижний Новгород: НИМБ, 2009. – С. 109-115.
3. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. /
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. 3-е изд. – М.: Вильямс, 2015. – 672 с.
4. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М:
ЭКСМО, 2006. – 512 с.
5. Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 629 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................... 3
Основы менеджмента
Рабочая тетрадь
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом»,
«Государственное и муниципальное управление»
Часть I
Автор-составитель – кандидат педагогических наук, доцент
Наталья Фаритовна Анохина (Стерлитамакский филиал БашГУ)
Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент
Алсу Мунировна Акчурина (Стерлитамакский филиал БашГУ)
Зав. редакцией Р.Ф. Мухаметзянов
Компьютерная верстка Р.Ш. Яхина
Редактор В.Ш. Галимов
Печатается в авторской редакции.
Автор-составитель несет ответственность за достоверность
материала, изложенного в книге
Подписано в набор 07.09.2015 г. | Подписано в печать 05.11.2015 г. |
Подписано в свет 19.11.2015 г. | Формат 60х841/16. |
Бумага офсетная. | Гарнитура «Times». |
Печать оперативная. | Уч.-изд.л. 4,8. |
Тираж 200 (1-й завод 25) экз. | Усл. печ.л. 5,1. |
Заказ № /15. |
Редакционно-издательский отдел Стерлитамакского филиала БашГУ:
453103, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.
Основы менеджмента
Рабочая тетрадь
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом»,
«Государственное и муниципальное управление»
Часть I
Стерлитамак 2015
УДК 338.2:005 (072)
ББК 65.050р30
О 75
Рецензенты:
кафедра экономики и управления (Стерлитамакский филиал БашГУ); кандидат экономических наук, доцент Т.А. Опарина
(Стерлитамакский филиал БашГУ); кандидат экономических наук Ю.В. Филиппова (Управление риск-моделирования и портфельного анализа Службы риск-менеджмента ОАО «Уралсиб»)
Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент А.М. Акчурина (Стерлитамакский филиал БашГУ)
|
обучающихся по направлениям подготовки «Экономика»,
«Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципиальное управление» Часть I / Авт.-сост. Н.Ф. Анохина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. – 87 с.
Рабочая тетрадь составлена по курсу «Основы менеджмента».
Предназначена для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление».
Ó Авт.-сост.: Анохина Н.Ф., 2015
Ó Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015
Введение
Дисциплина «Основы менеджмента» изучается бакалаврами, осваивающими экономические направления подготовки, в качестве дисциплины профессионального цикла.
Для изучения курса необходимы знания, умения и компетенции, полученные в результате изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного циклов, изучающих разнообразные аспекты управления
организацией.
Пререквизиты (дисциплины, содержащие перечень знаний, умений и навыков, необходимые для освоения изучаемой дисциплины): «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономических учений».
Цели освоения дисциплины. Дисциплина «Основы менеджмента» представляет собой курс лекций и практических занятий, посвященных рассмотрению ключевой терминологии и базовых концепций в области теории менеджмента.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– базовые понятия менеджмента;
– основные концепции теории менеджмента;
– ключевые характеристики внешней и внутренней среды организации;
– основные типы организационных структур;
– концепцию управления изменениями;
– теорию лидерства и мотивации.
Уметь:
– применять базовые знания в области менеджмента для анализа практических ситуаций и принятия управленческих решений;
– систематизировать полученные теоретические знания для дальнейшего использования в рамках учебного процесса.
Иметь представление:
– о современных теоретических и практических подходах в области менеджмента;
– о лучших практиках западных и российских компаний в области менеджмента.
Обладать навыками:
– анализа и оценки управленческих решений;
– базового анализа внутренней и внешней среды организации.
Курс разбит на разделы. В данной рабочей тетради представлены разделы:
– Раздел 1. Природа управления и исторические тенденции его развития
– Раздел 2. Общая характеристика менеджмента
– Раздел 3. Методологические основы менеджмента.
Для выполнения заданий по рабочей тетради рекомендуется использовать следующие источники:
Основная литература:
1. Дафт Л.Р. Менеджмент. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 656 с.
3. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. /
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. 3-е изд. – М.: Вильямс, 2015. – 672 с.
Дополнительная литература:
1. Егоршин А.П. Основы менеджмента. – Нижний Новгород: НИМБ, 2012. – 320 с.
2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. – ISBN 978-5-244-01115-9. Интернет-версия издания http://iph.ras.ru/enc.htm.
3. Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 629 с.
Журналы по менеджменту:
1. Harvard Business Review – Россия – http://hbr-russia.ru.
2. Российский журнал менеджмента – http://www.rjm.ru.
3. Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент» – http://www.vestnik management.sp bu.ru.
4. Менеджмент в России и за рубежом – http://www.mevriz.ru.
5. Проблемы теории и практики управления – http://www.uptp.ru.
6. Управление персоналом – http://www.top-personal.ru.
Интернет-ресурсы по менеджменту
1. HR-Portal – http://www.hr-portal.ru.
2. Корпоративный менеджмент – http://www.cfin.ru.
3. Национальный союз кадровиков – http://www.kadrovik.ru.
РАЗДЕЛ 1. ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ
ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ