Тема 5 Решение в менеджменте

Жизнь не требует от нас быть хорошими, красивыми, добрыми..Она требует от нас лишь одного,а именно: жить с последствиями принимаемых решений. Д. Левингстон

Цели:

После изучения темы вы сможете:

¨ объяснить природу управленческого решения;

¨ перечислить этапы процесса принятия решений;

¨ объяснить роль интуиции в принятии решений;

¨ дать характеристику методов принятия решений.

Структура лекции

1. Сущность и содержание управленческого решения. Виды управленческих решений.

2. Процесс принятия управленческих решений.

3. Методы принятия решений.

1. Каждый член организации принимает определенные решения в сфере его компетенции. Процесс принятия решений является одним из важнейших элементов работы менеджера в любом его аспекте, на любой стадии управленческого процесса.Решение – социально-психологический акт выбора одной из альтернатив или одного из имеющихся вариантов.

Каждому сотруднику в любой организации приходится принимать решения, однако для менеджеров это бывает особенно важным аспектом их ежедневной работы. Принятие решений – неотъемлемая часть каждой из функций управления (см. таблицу 2).

Управленческое решение -это сознательный выбор из имеющихся вариантов и альтернатив направления действий, сокращающего разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Это вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Таблица 2. Типичные решения, принимаемые в ходе выполнения различных

функций управления.

Планирование Каковы основные долгосрочные цели организации? Какие стратегии позволят достичь их самым эффективным образом? Каковы основные краткосрочные задачи организации? Организация Сколько работников должны подчиняться непосредственно мне? Насколько централизованной должна быть организация? В какой момент следует изменить структуру организации? Руководство Как следует поступать с сотрудниками, которые имеют недостаточную мотивацию для хорошей работы? Какой стиль руководства наиболее эффективен в конкретной ситуации? Как те или иные конкретные изменения повлияют на производительность труда рабочих? В каких ситуациях следует поощрять конфликт? Контроль Какие аспекты деятельности организации нуждаются в контроле? В какие моменты наблюдаются наибольшие отклонения в результатах деятельности организации от норм и стандартов?

Принятие управленческих решенийв организации характеризуется как;

- сознательная и целесообразная деятельность, осуществляемая человеком;

- поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

- процесс взаимодействия членов организации;

- выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

- часть общего процесса управления;

- неизбежная часть ежедневной работы менеджера.

Организационное решение -это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

Менеджеры в процессе своей деятельности сталкиваются с сами разными типами проблем. В зависимости от характера проблемы они используют запрограммированные и незапрограммированные решения.

Проблемы могут быть структурированными и неструктурированными. Структурированные проблемы просты, знакомы, легко идентифицируются и решаются с помощью программируемых решений. Запрограммированное решение -это результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономиться время, поскольку подчиненным не приходиться разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Руководство часто программирует решение под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.

Неструктурированные проблемы новы, уникальны и необычны, они подразумевают наличие неоднозначной или неполной информации и разрешаются с помощью непрограммируемых решений. Непрограммируемое решение – уникальное решение, требующее нестандартного подхода.

Классификация управленческих решений:

- по функциональной направленности: регулирующие, координирующие, контролирующие;

- по организации: индивидуальные, коллегиальные (групповые) и корпоративные;

- по причинам: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные;

- по повторяемости выполнения: однотипные, разнотипные и инновационные (нет альтернатив);

- по масштабам воздействия: общие и частные;

- по прогнозируемым результатам: с определенным результатом, с вероятностным исходом;

- по характеру разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные;

- по методам переработки информации: алгоритмические, эвристические;

- по числу критериев: однокритериальные, многокритериальные;

- по направлению воздействия: внутренние и внешние;

- по глубине воздействия: одноуровневые и многоуровневые;

- по ограничениям на ресурсы: с ограничениями, без ограничений;

- по способу фиксации: письменные и устные;

- по способам принятия: интуитивные, основанные на суждениях, рациональные;

- по жесткости регламентации: контурные, которые лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления; структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных, а инициатива может проявляться лишь при решении второстепенных вопросов; алгоритмические предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают инициативу.

При принятии любого решения присутствуют три момента: интуиция, суждения и рациональность.

Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Как правило, интуиция обостряется вместе с приобретением опыта.

Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, но они основаны на знаниях и накопленном опыте.

Рациональные решения основаны на изучении экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации; на применении научных походов при анализе, прогнозировании и экономическом обосновании управленческих решений.

2. Процесс принятия решения включает 8 основных этапов (см. рис. 18)

Тема 5 Решение в менеджменте - student2.ru

Рисунок 18 Процесс принятия решений

3. Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений являются: математическое моделирование, метод экспертных оценок, метод мозгового штурма.

Использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант решения. Математическое моделирование применяют в случаях, когда управленческое решение принимается на базе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована.

Метод экспертных оценок применяется в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами. Экспертиза представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок.

Метод мозгового штурма применяется в случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Содержание данного метода заключается в совместном генерировании идей специалистами и последующем принятии решения.

Литература:

1. Менеджмент: Учебник/ под ред. Ф.Н. Русинова./-М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000

2. Менеджмент (конспект лекций в схемах). – М.: Приор, 1999.

3. Мескон М. и др. Основы менеджмента / пер. с англ./ – М.: Дело, 1992.

4. Райзберг Б. А. Курс управления экономикой. – СПб: Питер, 2003 – 528с.

Контрольные вопросы:

1. Что такое решение и кто принимает решения в организациях?

2. Приведите примеры запрограммированных и незапрограммированных решений.

3. Как менеджеры исследуют, анализируют, отбирают и внедряют варианты решений?

4. Опишите концепцию принятия решений с позиций ограниченной рациональности.

5. Какие методы используются при принятии управленческих решений?

Тема 6 Функция планирования и прогнозирования

Рациональное поведение базируется на трех составляющих: планировании, действии, контроле.

Цели:

После изучения темы вы сможете:

¨ дать определение функции планирования;

¨ различать стратегическое и тактическое планирование;

¨ описать этапы процесса стратегического планирования;

¨ объяснить суть SWOT– анализа;

¨ различать методы количественного и качественного прогнозирования.

Структура лекции:

1. Понятие, значение и место планирования в управленческом процессе.

2. Стратегическое планирование: сущность и значение.

3. Тактическое планирование.

4. Прогнозирование.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция представляет собой деятельность (процесс), состоящую из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции управления: планирование и прогнозирование, организация, мотивация, руководство, координация, контроль. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который хотя бы немного отличается от других подобных же списков.

Рассмотрим основные функции управления.

1.Планирование - это процесс разработки определения действий, необходимых для достижения цели.

Функция планирования в отношении организации как группы людей, действия которых сознательно координируются для достижения общей для всех цели или целей, предполагает деятельность по определению целей организации и способов их достижения. По своей сути функция планирования отвечает на три основных вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.

2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде (в том числе такие факторы, как конкуренция, клиенты, законы, политические и экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения), руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.

3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения намеченных целей организации.

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

• по степени охвата (общее и частичное),

• содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности),

• предмету (объекту) планирования (целевое, средств, программное, действий),

• сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы),

• охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),

• срокам (кратко- , средне- , долгосрочное),

• по возможности изменения данных (жесткое и гибкое).

2. Стратегическое планирование– это основа стратегического управления организацией, установление направлений деятельности организации на определенные отрезки времени (чаще всего от года до 10 лет).

Изначально термин «стратегия» относился к роли человека (командующего армией). Позднее понятие приобрело новый смысл – «искусство военного командования».

В настоящее время термин «стратегия»обозначает оптимальный набор правил и приемов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных целей организации.

Процесс стратегического управления включает восемь этапов (см. рисунок 19).

Перед любой организацией возникают 4 основные стратегические альтернативы:

1. Стабильность

2. Роста

3. Сокращения

4. Комбинированная стратегия.

Тема 5 Решение в менеджменте - student2.ru

SWOT - анализ

Рисунок 19 Процесс стратегического планирования

3. Тактические планы разрабатываются и осуществляются для реализации стратегических планов. Термин «тактика» также позаимствован из военного лексикона и первоначально означал маневрирование силами, необходимыми для достижения ближайших целей.

Тактические планы разрабатываются на краткосрочный и среднесрочный периоды, т.е. создаются и реализуются на низших и средних уровнях управления. Краткосрочные планы составляются в форме бюджетов и смет. На основе бюджетов формируется производственная программа, которая определяет номенклатуру, объем, сроки выпуска продукции, загрузку оборудования. Предприятие на основе производственной программы осуществляет процесс оперативного планирования своей деятельности. Цель оперативного планирования состоит в создании условий слаженной работы всех цехов служб, участков по своевременному выпуску запланированной продукции.

4. Вопросы прогнозирования обычно связывают с принятием решения на этапе определения целей организации. Сам этот процесс представляет собой выработку сценариев возможных ситуаций в будущем. Деятельность по научному предвидению будущего организации и составлению прогнозов называется прогнозированием.

Выделяют следующие виды прогнозов:

- по функциональному назначению:

o прогноз будущего организации при различных вариантах внешних воздействий;

o прогноз путей достижения целей;

o прогноз проблемных ситуаций;

o прогноз возможных последствий принимаемых решений;

o прогноз состояния среды

- по содержанию – научно-технические, экономические, военно-политические и др.

- по форме представления результатов – качественные и количественные.

Различают два типа методов прогнозирования – количественные и качественные.

Количественное прогнозирование основано на применении математических методов, качественное основывается на оценках и методах квалифицированных специалистов (см. таблицу 3).

Таблица 3 Методы прогнозирования

Метод Описание
Количественные
Анализ временных рядов Составление математического уравнения для кривой тренда и разработка с его помощью прогнозов по основным показателям на будущий период
Регрессионные модели Предсказание значение одной переменной на основе известных или предполагаемых значений других переменных
Эконометрические модели Использование ряда регрессионных уравнений для моделирования будущего развития отдельных сегментов экономики
Экономические индексы и показатели Использование одного или нескольких экономических индексов и показателей для предсказания будущего состояния экономики
Качественные
Экспертная оценка Объединение разных мнений специалистов и поиск на их основе среднего показателя
Оценка потребителя Объединение оценок потребителями приобретенной ими продукции или услуг
Совокупное мнение торговых работников Объединение оценок торгового персонала относительно ожидаемого потребительского спроса

Литература:

1. Абчук В.А. Менеджмент: Уч. пособие. 2-е издание. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2004 – 463с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. ­– 3-е издание – М.: Гардарики, 2002.– 528с.

3. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 2000.–1056с.

Контрольные вопросы:

1. Какова роль и значение планирования в процессе управления?

2. Каким образом планирование влияет на показатели деятельности организации?

3. Чем планирование на высшем уровне управления отличается о планирования, которым занимаются менеджеры низового звена?

4. Опишите этапы процесса стратегического планирования.

5. В чем заключается анализ сильных и слабых сторон организации?

6. Опишите стратегии роста, стабильности и сокращения.

7. Насколько эффективно прогнозирование как метод планирования?

Наши рекомендации