Модуль 1. Теоретические основы инноваций
Тема 1. Инновации и инновационный процесс
Сущность и определения инновации. Нововведения как объект инновационного управления. Классификация инноваций. Особенности продуктовых инноваций. Особенности технологических инноваций. Особенности организационных инноваций. Виды инноваций по масштабу охвата: точечные и диффузные. Виды инноваций по степени радикальности. Виды инноваций по причинам возникновения: автономные и индуцированные. Виды конечных результатов инновационной деятельности: изобретение, полезная модель, промышленный образец. Инновации, изменившие мир. Инновации как объект и как процесс.
Инновационный процесс: понятия и законы. Эволюция моделей инновационного процесса. Циклический характер инновационного процесса. Понятие жизненного цикла инновации. Жизненный цикл нового продукта, новой операции: отличительные особенности.
Управление инновационным процессом: сущность, принципы и методы.
Тема 2. Теории инновационного развития, технологические уклады
Теории инновационного развития. Циклы Н.Д. Кондратьева, его основные этапы. Вклад Й. Шумпетера, Г. Менша, С. Глазьева.
Понятие научно-технического прогресса. Роль научно-технического прогресса в социально-экономическом развитии человечества. Последствия научно-технического прогресса. Современное состояние науки и техники. Роль научно-технического прогресса в предпринимательстве. Ретроспективный анализ научно-технического прогресса. Технологические уклады как этапы научно-технического прогресса. Особенности технологических укладов. Мониторинг научно-технического прогресса.
Технология и технологический процесс. Понятие технологии. Виды технологических процессов. Понятие технологического процесса. Понятие технологического оборудования. Функции технологий на предприятиях. Ключевая технология. Носители технологий.
Технологические нововведения и их особенности. Функции технологических инноваций на предприятии. Модернизация производства. Особенности управления технологическими нововведениями. Технология производства и конкурентоспособность продукции. Понятие жизненного цикла технологий. Структура жизненного цикла технологий. Инновационный цикл по технологическим инновациям. Максимальная продолжительность жизненного цикла технологий, методы продления жизненного цикла технологий. Технологическая стратегия предприятия.
Модуль 2. Инновационная деятельность
Тема 3. Инновационная деятельность и её организация
Понятие инновационной деятельности. Содержание и сущность инновационной деятельности. Признаки инновационной деятельности. Цели и задачи инновационной деятельности. Функции инновационной деятельности. Виды инновационной деятельности. Основные этапы инновационной деятельности. Инновационная активность и инновационная восприимчивость. Значение инновационной деятельности для микро- и макроэкономических субъектов. Принятие инвестиционных решений в условиях нестабильности и риска.
Формы организации инновационной деятельности на предприятиях и в организациях. Инновационная инфраструктура. Внутрифирменные формы организации инновационной деятельности. Автономные формы организации инновационной деятельности. Венчурные фирмы. Бизнес-инкубаторы. Межфирменная научно-техническая кооперация: альянсы, консорциумы, совместные предприятия. Государственная инновационная деятельность, её формы. Организационно-правовые формы субъектов инновационной деятельности. Выбор формы организации инновационной деятельности.
Развитие новых форм и форматов торговли на мировых рынках. Инновации в логистике ритейла.
Тема 4. Маркетинг инноваций
Особенности рынка инновационной продукции. Предложение инновационного товара. Мотивация создания, продажи и покупки инноваций. Формы и методы продвижения инноваций. Оценка инновационного предложения. Анализ факторов, оказывающих воздействие на цену продукта инновационной деятельности.
Значение выбора инновационной стратегии. Инновационные стратегии, их особенности в условиях рыночной экономики. Методы выбора инновационной стратегии. Матрица возможностей. Матрица угроз. Матрица «продукция – рынок». Управление инновациями и стратегическое управление. Цели стратегического планирования. Фазы стратегического планирования. Формулировка инновационной стратегии. Форсайт. Дорожные карты.
Понятие технологического трансфера. Формы передачи технологий на коммерческой и некоммерческой основах, их особенности. Вертикальный и горизонтальный методы продвижения инноваций. Распределение функций при горизонтальном методе продвижения инноваций. Некоторые формы трансфера технологий: передача лицензий, передача «ноу-хау», инжиниринг, промышленная кооперация, совместные предприятия, франчайзинг, техническая помощь, лизинг.