Теоретические основы исследования инноваций

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

РАБОТА МАГИСТРА

(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)

ТЕМА: Механизмы ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МАГИСТРАНТ Ключникова Юлия Владимировна _______________________

(фамилия, имя, отчество) (подпись)

Научный руководитель к.э.н., доцент Салагор И.Р. ________________________

(фамилия, имя, отчество) (подпись)

ТОМСК 2016

теоретические основы исследования инноваций - student2.ru

Кафедра «Экспертиза и управление недвижимостью»

Утверждаю

Зав. кафедрой «Экспертиза и

управление недвижимостью»

________ Т.Ю. Овсянникова

«__»____________ 2016 г.

ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

МАГИСТРА

(МАГИСТЕРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ)

Магистранту Ключниковой Юлии Владимировне

Направление 08.04.01«Строительство», программа 08.04.01.08«Управление инвестиционными проектами и земельно-имущественными комплексами»

Тема диссертации:Механизмы поддержки инновационной деятельности в строительствеутверждена приказом по университету № 512-с от 12.04.2016 г.

Руководитель магистерской диссертации Салагор Инна Романовна, к.э.н. кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» СФ ТГАСУ

Исходные данные для диссертации:

- Базы данных Росстата;

- Нормативные документы;

- Электронная научная библиотека.

Перечень рассматриваемых вопросов (разделов диссертации):

1. Теоретические основы исследования инноваций.

2. Исследование основных проблем внедрения инновационных технологий в строительстве, статистический анализ.

3. Исследование способов финансирования и поддержки инновационной деятельности.

4. Проблемы стимулирования инновационной деятельности
в строительстве.

5. Разработка предложений по стимулированию и поддержке внедрения инноваций в строительство.

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК

выполнения диссертации

№ п.п. Наименование и содержание этапа (раздела) Срок исполнения
  1. 1
Подготовка теоретической базы исследования 30.12.2015
  1. 2
Выполнение аналитических исследований, сбор и обработка статистических и экспериментальных данных 1.03.2016
  1. 3
Разработка и обоснование рекомендаций, оценка их эффективности 20.04.2016
Апробация результатов исследования на научно-практической конференции 1-5 марта 2016 г.
  1. 6
Оформление диссертации, подготовка презентации 1.01-1.05.2016
  1. 5
Предзащита диссертации на научном семинаре кафедры 18-27.05.2016
  1. 7
Защита диссертации 03.06.2016

« 15» ноября 2015 г.

Руководитель диссертации ________________ И.Р. Салагор

Задание принял к исполнению _____________ Ю.В. Ключникова

ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………..………... 5

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......... 6

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ………….10

1.1. Основные понятия теории инноваций…….……………………….................10

1.2 Проблемы классифицирования инноваций ………………………………....14

1.3 Риски в инновационной деятельности……………………………….…….....19

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ВНЕДРЕНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ………...…….. 26

2.1 Применение инноваций в строительной сфере …………………...………. 26

2.2 Анализ инновационной активности в России …………………………….... 31

2.3 Проблемы стимулирования инновационной деятельности в

строительстве……………………………………………………………………… 39

2.4 Способы финансирования и поддержки инновационной деятельности ….. 43

2.5 Применение инновационных методов ценообразования в строительстве. . 53

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ………………………...…...…………..57

3.1 Разработка предложений по стимулированию и поддержке внедрения
инноваций в строительство ……………………………………………….............57

3.2 Анализ инвестиционной деятельности строительной организации…..…...62

3.3 Оценка экономической эффективности инвестиций в инновационный

проект……………………………………………………………….………………66

3.

В современной ϶кономике роль финансовой системы, основным стержнем которой являются банки, нельзя переоценить.Именно она направлена на частные сбережения в предпринимательский сектор и разделяет инвестиции среди предприятий, способствует сглаживание потребления домохозяйств и расходов предприятий во временном измерении, позволяет последним распределять между собой риски и т.д. [2, 34]. Обязательным ступенькой укрепление отечественного банковского сектора и одновременно позиции РФ в международной финанс овой системе, по нашему мнению, понимание и восприятие банковского регулирования как одного из основных ϶лементов банковского дела.Не только в РФ, но и многих других государствах банковская регулятивная политика находится далеко не в идеальном состоянии. Например, в Китае кредитный портфель четырех крупнейших банков, которые владеют 80% активов всей банковской системы, составляет на 25% или 200 млрд.долларов по просроченным кредитам сомнительного качества. Похожая ситуациявозникла в Индии [138, 55]. Эти факты свидетельством несовершенства уровня банковского регулирования, результатом чегоможет быть системный кризис в будущем. Излишки слабого регулирования банковской сферы дали о себе знать 2006 года в Австрии, где сразу два банка спекулятивными операциями доведено до банкротства. Причиной банкротства одного из них (системообразующ его банка "Баваґ") считается отказ всех уровней контроля правление, службы внутреннего аудита, наблюдательного совета банка, внешнего аудита и органов банковского надзора [133].Существование в прошлом подобных нерешенных проблем в разных государствах привело переноса их активного обсуждения на международный уровень, институциональной рамкой которого стал основанный в 1975 году Базельский комитет по банковскому надзора. Несомненно, результатом успешного сотрудничества можно считать то, что рекомендации ϶того учреждения составляют базу современных систем банковского регулирования. Последним изв естным ее документом является "Международная конвергенция и нормативов требований к капиталу: пересмотрены подходы" или коротко» Базель II», основная цель которого дальнейший рост стабильности банков."Базель II» приобретает особое значение и для отечественных банков в связи с интеграционными стремлениями РФ, которая находится на пороге вступления в ВТО, и высокой долей иностранного капитала в национальной банковской системе. Таким образом, обсуждение "Базель II» является центральным в данной работе. Несмотря на многочисленное количество научных исследований в мире и высокое качество упомянутых рекомендаций, ϶та тема все же требует дальнейшей разработки.Большинство мировой литературы с банковского регулирования и надзора посвящена вопросам анализа регулирование вместо акцентирования на дизайн регулятивных систем. Недостаточный теоретический фундамент банковского регулирования в отечественной литературе дополнительно затрудняет проведение в положительном и еще больше нормативном направлениях. Тем не менее, цель данного исследования заключается в выяснении оптимального уровня регулятивной политики в РФ, разработке оппозиций по ее совершенствованию через изучение нормативной базы деятельности органов банковского надзора , теоретических трудов отечественных и зарубежных ученых, рекомендаций Базельского Комитета по банковскому надзору, особенно "Базель II».В первом разделе рассматриваются теоретико-методологические основы исследования банковской регулятивной политики; в подразделе 1.2. создается понятийный аппарат банковской регулятивной политики и надзора. При ϶том осуществлено собственные определения, где-либо сроко в банковского регулирования и надзора, а также классификации методов.Подраздел 1.3. комплексно рассматривает причины регулирования банковской сферы. Для обоснования существования и регулирования деятельности финансовых посредников в подразделении 1.4. прорабатывается несколько моделей, которые позволяют сделать ряд важных выводов для регулятивной политики. Теоретическое основание для лучшего пони мания рисков с целью их регулируется заложено в подразделе 1.5. В следующем подразделе (1.6.) Вводится теория оптимального регулирования банковской сферы, которая позволяет найти теоретический оптимум банковского регулирования. В подразделе 1.7. раскрыты проблемы и перспективы отечественного банковского сектора, используя теорию оптимального регулир ования.В частности, дается оценка актуального состояния банковского сектора, влияния иностранного капитала на отечественную банковскую систему. Второй раздел содержит комплексный и критический анализ основных рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, к которым относятся Базельский конкордат, Основные принципы ϶ффективного банковского надзора, "Базель I" и "Базель II». Подраздел 2.5 завершает раздел, исследуя вопрос применения положений "Базель II» в РФ. Публикация основана на написанной и защищенной при на обуч ения в аспирантуре в Русском Свободном Университете в городе Мюнхене (Германия).При наличии объективных причин она публикуется только теперь, хотя основная ее часть завершена еще в августе 2006 года. Многие идеи почерпнуты из лекций Томаса Гартманна - Вендельса, работников его кафедры в кельнского университета, а также из учебника по него соавторстве с банковского дела [78; 79; 80; 81]. 1. Теоретические основы банковского регулирования 1.1. Исторический обзор банковского регулирования В начале ХХ века доминировали учение классической школы о саморегулировании ϶кономики. В семье, где все скоординировано "невидимой рукой" Адама Смита, государству отв одилась функция "ночного сторожа".И в истории ϶кономической теории своеобразный момент произошел в 30-е годы ХХ века. Большая где ϶кспрессии с ее "черной пятницей" 1928 доказала всем, что иногда рынок не способен выполнять свои функции. Работа Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория о занятости, процентные ставки и деньги "(1936), которая впоследствии появилась на втором месте после Библи и по числу цитирований, коренным образом изменила взгляды на ϶кономическую политику.Именно благодаря ней основано новое учения, ознаменовало следующий ϶тап в процессе испытаний и ошибок, вызванного поиском оптимального соотношения государства и рынка. Примерно в ϶то же время возникает и банковское регулирование в виде комплексного по дхода.Отдельные государственные вмешательства в рыночную банковской деятельности уже существовавших ранее. Появление банковского регулирования можно связывать с негативным отношением людей к ростовщичества. Еще Аристотель рассматривал проблему дохода с капитала в своих трудах о. Согласно его идее, деньги бесплодны и том несправедливо требовать уплату процентов за пользование ими.Однако тогдашняя государство все же не вмешивалась в деятельность ростовщиков. Первый известный случай борьбы с высокими ставками отразился в Древнем Риме, где государственная администрация пыталась их снизить принудительно. Но в ответ кредиторы поставили заемщика требование срочно вернуть долги, в результате чего последние потеряли залог. Следует отметить, что в Римской империи регулированию на постоянной основе подлежала тех ника учета банков, в частности, существовали различные юридические формы документов, которые облегчали проведения банковских операций.Ближе к моменту распада Римской империи в ее восточной части кредиторов, которые выполняли функции тогдашних банков, подчинили государству. Администрация государственной казны регламентировала банковскую деятельность и контролировала счета, банковские книги [211, 16-20, 47 -52].Данный факт можно рассматривать как первое возникновение органов банковского надзора. А вот государственная собственность банковских учреждений уже существовала в Египте ϶ллинистического периода, где государство должно монополию на банковскую деятельность [203, 56]. В Киевской Руси с началом банковского дела связывают регулирования взаимоотношений между к редиторами и заемщиками.Такое регулирование нашло место в "Русской Правде", где определялась последовательность погашения долгов: в первую очередь заемные средства возвращались в государственную казну, во вторую очередь иностранцам, и на худой конец отечественным купцам, которые требовали слишком высокие цены [211, 115-118]. Считалось, что если кре дитор требует процентную ставку, то есть более 60%, тогда заемщик может не возвращать одолженный капитал.Рассматривая опять вопрос регулирования процентных ставок, нужно отметить, что с самого начала существования христианства церковь не позволяла брать проценты за одолженные деньги. Имея большую силу в средневековье, она могла влиять на европейские государства. Способствовала также осн ованию так называемых благочестивых банков.Первыми из них были банки братьев-францисканцев, которые предоставляли беспроцентные кредиты под залог ценных вещей. Позже с целью компенсации административныхрасходов было разрешено брать проценты в размере от 5 до 7% [211, 96-102,132-136,165-169]. В Речи Посполитой, где католическая церковь имела значительное влияние, существовал запрет взыскания процентов за кредит. Однако чем дальше шел ϶кономический прогресс, тем труднее было ϶тот запрет удерживать.Дальнейшее развитие кредитных отношений с использованием ипотек способствовал их урегулированию и узакониванию в XVI веке. Существовало две формы залога земли. Во-первых, с правом использования (земля переходила во владение кредитора пока должник она не выкупал), во-вторых, без права использования (иму щество оставалось во владении должника).В Германии банковский надзор основан в 1619 году в форме надзора за частными банками, которые имели право на выпуск банкнот. В 1765 году возник надзор за государственными банками, а в 1838 году надзор за сберкассами. В 1874 году в рамках консультаций к законодательному процессу был вынесен на обсуждение вопросы надзора за всей банковской системой, которое отвергли, учитывая провозглашенную в 1869 году свободу професс ии.Банковские кризисы 1901 и 1906-1907 годов возродили предварительную дискуссию, что привело только к сдержанному расширение требований публикации отчетности, получения разрешения на осуществление банковской деятельности и ее ограничения. Только в 1931 году в Германии возник общий банковский надзор в результате принятия решения о детального контроль банковской деятельности [42, 253-278]. В 1933 году создана "Комиссия по исследованию банковского дела", которая высказывалась за расширение надзора на все кредитные учреждения, лицензирования банковской деятельности, обеспечение достаточной ликвидности и функционирования платежно й системы, соответствующей диверсификации кредитов, а также обязательства кредитных учреждений по предоставлению отчетности.В результате конце 1934 года утвержден Закон "О кредитной дело", который после изменений и окончательного рассмотрения в 1939 году действовал до 1961 года [50, 185-187]. В конце существования. Третьего рейха расширены полномочия, которые вместо органов банковского надзора получил Министр ϶кон омики Рейха.После окончания. Второй мировой войны оккупационные силы наделили соответствующими полномочиями министров финансов оккупационных зон. В первые годы существования ФРГ распространенными были тенденции децентрализации, которые проявлялись в форме двухъярусной построения системы центральных банков. Система состояла из Банка Немецких земель во Франкфурте-на-Майне и Центральных банков отдельных земель западных оккупационных зон [189].Как выяснилось позже, ϶то не имело смысла. По϶то му состоялась рецентрализации, которая продолжалась вплоть до конца 50-х годов в связи с долговременными спорами между земельными и федеральным правительствами.В 1962 году действовал Закон "О кредитной дело", которая действует и сегодня, несмотря на многократные просмотры. Значительные изменения закон претерпел в рамках имплементации "Второй директивы по координации банков "ЕС (89/646 / ЕЭС). В 1995 и 1998 годах внесены изменения , связанные с другими директивами, в том числе и по адекватности капитала (93/6 / ЕЭС В мае 2002 года три главных органы финансового управления, за надзор за кредитным делом, торговлей ценными бумагами и страховыми компаниями объединены в Федеральную по вопросам надзора за предоставлением финансовых услуг [42, 253278]. И инспектирования банков продолжает осуществлять Бундесбанк.В США существенные изменения в банковской регулятивной политике имели место в 1933 году, когда введен акт "Ґлесса-Стиґлаи создана система страхования депозитов [81, 66]. Несмотря на одновременность возникновения систем регулирования ФРГ и США, по своим механизмами они практически противоположными. Лейтмотивом в Германии было внедрение универсальной банковской системы, а в США системы специализированных банков, которую в 1999 году смягчен актом "Гр϶мм-Лич-Блилей". В других странах формальное банковское регулирование образовалось несколько позже. Например, в Великобритании в конце 7 0-х годов [179, 28].Начало банковского регулирования в части РФ начиналась в Российской империи, можно датировать 1860 годом, когда основан конторы Государственного банка Российской империи в Киеве, Харькове, Одессе, а также 14 отделений (Чернигов, Ромны, Полтава, Кременчуг, Екатеринослав, Юзовка, Бердянск, Феодосия, Севастополь, Херсон, Николаев, Каменец-Подольский, Рожьмир и временное в Ялте). К 1860 году в дореф орменный период основной задачи банков состояла в поддержке помещичьих хозяйств.Создание Государственного банка произошло одновременно с основанием индустриальной банковской системы в России и либерализацией банковского дела [162, 15-16]. Уже тогда банковское регулирование в России существенно отличалось от того, что было в Западной Европе.Различия были связаны с разным уровнем развития национальной ϶кономики. Как выражается П. Мигулин в публикации 1904 года, на Западе банки изначально были частными и действовали самостоятельно. Даже созданные правительством центральные банки были сравнительно независимыми. Констатировал тот факт, что хотя частные кре дитные учреждения в РФ создан искусственно с государственным содействием, в их деятельности было много недостатковвысокие кредитные ставки, неумелое ведения дела, прямые злоупотребления и тому подобное.Экономические и административные вмешательства находились все время на повестке дня, однако не были ни ϶ффективными, ни ϶кономичными. Учитывая ϶то, П. Мигулин требовал постепенного возвращения всей банковского дела в государственные руки и преобразования Государственного банка в полноценный центральный банк с полномочиями по банковск ому регулирования и надзора.Также выступал за кредитную поддержку аграрно-промышленного сектора. Идею государственного вмешательства в банковском секторе распространяется в 70-х годах XIX века Н. Бунге, директор Киевской конторы Государственного банка Российской империи. Он считал, что свобода как фактор хозяйственной деятельности необходимо, но общество должно "дорасти" для достойного пользоваться ею.Для ϶ффективного функционирования банковской сферы необходимо создать определенные предпосылки. Полную независимость банков исследователь отвергал по двум причинам. Во-первых, банки были учреждениями, повлияли на все общество. По϶тому могли стать средством для спекуляции. Во-вторых, отечественная банковская система создавалась и функционировала при активной поддержке государства. Со временем Н. Бунге совпадают релевантные труда Д. Пихно. Последний осуждал чрезмерную централизацию ба нковских коштов, приводила к переполнению вкладам банков в Москве и Санкт-Петербурге, в то время, когда в других частях государства существовала насущная потребность в деньгах.Д. Пихно пропагандировал децентрализации банковской системы с помощью регионального обеспечения капиталом со стороны Государственного банка. Другой ученый того времени А. Ант онович указывал, что банки, предоставив ипотечный кредит под залог, не контролировали ϶ффективное использование средств.Это приводило к тому, что кредит использовался непродуктивно. По϶тому государство было вынуждено осуществлять дополнительную ϶миссию денег для обеспечения стабильности ϶кономики. Он поддерживал предоставление кредитов государством, поскольку только им могли быть созданы ϶ффективные органы контроля.Могла бы также кредитовать целые сектора ϶кономики, параллельно защищать их производителей высокими ставками импортной пошлины, что позволило бы предприятиям, которые получили государственный кредит, в налоговый шанс на лучшее развитие [208]. Факт торможения развития коммерческих банков в РФ авторский коллектив во
4 Разработка стратегии инновационного развития предприятий строительного комплекса ………………………………….…………………………………….…74

3.5. Разработка предложений по совершенствованию системы управления
инновационным развитием …………………………………….………………… 81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….……….…..…….. 91

Приложение 1 …………..…………………………………………………..…….. 97

Приложение 2 ………………………………………………………………...…. 99

Приложение 3 ………………………………………………………………….… 100

.

АННОТАЦИЯ

Диссертация посвящена исследованию механизмов поддержки инновационной деятельности в строительстве. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определена цель и поставлены задачи, а также сформулирована научная новизна ряда выводов и предложений. В первой главе на основе изучения фундаментальных работ зарубежных и российских специалистов выявлено существование различных точек зрения на понятие «инновация» и классификация инноваций. Рассмотрено управления инновационными рисками , изучены инновационные риски в области строительства.

Во второй главе дается оценка инновационной активности организаций РФ, рассматриваются проблемы инвестирования строительной отрасли. Особое внимание уделяется анализу источников финансирования развитых стран и внесению предложений по реформированию системы финансирования инновационных процессов в России.

Третья глава диссертации посвящена оценке экономической эффективности внедрения инновационных проектов в строительство с использованием механизма налогового стимулирования.

В заключении данной работы сформулированы основные выводы и предложения.

Методика исследования основана на анализе теоретических и методических положений по выбранной теме, а также обобщения опыта формирования инновационных стратегий в России и за рубежом. Исследование проводилось на основе применения методов системно-структурного и логического анализа, сравнения и обобщения. В процессе прикладных исследований использованы методы экономико-статистического анализа, экономического эксперимента.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Строительная отрасль является локомотивом развития экономики, поэтому для достижения высоких экономических результатов необходимо использование инноваций. В соответствии с этим поиск и разработка механизмов стимулирования инновационной активности является важной задачей государства, одной из острых проблем развития строительного рынка и градостроительства в целом, а также актуальной научной проблемой.

Степень разработанности проблемы.Вопросы инноваций являются предметом изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Инновации как процесс создании новой продукции детально рассмотрены в трудах западных специалистов Б. Санто, Й. Шумпетера, Ф. Никсона Б. Твисса, Б,-А, Лундвала, Р. Нельсона, П. Друкера, П. Майерса.

В отечественной науке исследованиями инноваций занимались Н.И. Лапин, Б.Е. Лужанский, Н.И Завалин, Р.А. Фатхутдинов, Ф. Валента, И.Т. Балабанов, Ю.П. Морозов, Д. Ендовицкий, И. Коменденко и др.

Значительный вклад в изучение инновационной деятельности внесли И.А. Макарова, В.Г. Медынский, А.И. Пригожин, О. Менш, Р.O. Мюллер.

Объектом исследования является инновационная деятельность в строительстве.

Предметом исследованияявляются механизмы стимулирования и поддержки инновационной детельности в строительной сфере.

Цель исследования заключается в разработке предложений по поддержке и стимулированию инновационной активности в строительстве.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решаются следующие взаимосвязанные задачи:

1) Исследование теоретических основ инновационной деятельности.

2) Выявление основных проблем внедрения инноваций в строительстве.

3) Изучение рисков инновационной деятельности в строительной сфере.

4) Исследование способов финансирования и поддержки инновационной деятельности.

5) Разработка предложений по стимулированию и поддержке внедрения инноваций в строительство.

6) Определение эффекта от использования инноваций
в строительной организации.

Методологической и теоретической основами исследования стали концепции, подходы и методики, представленные в работах зарубежных и отечественных исследователей, выполненные в рамках теории финансов, а также жилищной экономики в части финансового обеспечения строительства объектов социальной инфраструктуры. Данное исследование опирается на такие фундаментальные теоретико-методологические основы, как теории экономических механизмов, теория инвестиционных портфелей. В процессе исследования были использованы общенаучные методы логического, системного, экономико-статистического и сравнительного анализа.

Информационной основой исследования стала статистическая и аналитическая информация Федеральной службы государственной статистики России (Росстата), статистических служб США, Германии, Англии, а также данные и аналитические публикации Евростата, материалы, опубликованные в специальной научной литературе и периодической печати, размещенные в сети Интернет; эмпирические данные, полученные диссертантом в результате выполненного исследования, аналитические данные и авторские расчеты.

Нормативно-правовой базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства, Государственной Думы, законодательных органов субъектов Российской Федерации

Основной научный результат, определяющий научную новизну диссертационной работы, состоит в разработке и обосновании системы как дополнительного механизма стимулирования привлечения инвестиций в строительство объектов социальной инфраструктуры.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) Разработаны практические предложения по стимулированию и поддержке инновационной деятельности строительных компаний;

2) Проведена оценка экономической эффективности инновационного проекта и анализ инвестиционных рисков;

3) Показано, что применение мер налогового стимулирования может повысить эффективность инновационных проектов и активизировать инновационную активность.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации теоретического аппарата исследования инноваций.

Практическая значимость работы заключается в решении прикладных задач управления инвестиционно-инновационной деятельностью строительного предприятия. Результаты проведенного исследования будут способствовать созданию комплексных мер, позволяющих производить расчеты рентабельности инновационного проекта.

Апробация результатов исследования осуществлена на международных, всероссийских и региональных научных конференциях. Основные результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на конференциях и семинарах различного уровня, в том числе на V Международной научно-практической конференции «Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований» (North Charleston,USA, 22-23 декабря 2014г), на II Международной научной конференции «Современные концепции научных исследований» (Москва, февраль, 2015 г.), на II Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Моложежь, наука, технологии: новые идеи и перспективы» (ТГАСУ, Томск, 2015 г.), на V Всероссийской научно–практической конференции с международным участием «Инвестиции, строительство и недвижимость как метериальный базис модернизации и инновационного развития экономики » (Томск, 2015 г.), на 61-ой Научно-технической конференции ТГАСУ (Томск, 2015 г.) на VI Международной научно-практической конференции «Наука и современность» (Уфа, 2015), на VIII Международной научно-практической конференции «Технологии XXI века: проблемы и перспективы развития» (Уфа, 2016).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 1,52 п. л.

Структура и объем диссертации. Цели и задачи исследования определили содержание и структуру работы, которая включает введение, 3 главы, заключение, список использованных источников из 59 наименований, 3 приложения. Диссертация содержит 100 страниц основного текста, 11 таблиц и 15 рисунков.

Основные понятия теории инноваций

В настоящее время тема использования инноваций в различных сферах, в том числе и в строительстве, стала достаточно популярной, в соответствии с этим, теоретическое исследование инноваций и инновационной деятельности представляет актуальную научную проблему.

Термин «инновация» происходит от английского слова «innovation» и для российского общества является достаточно новым. В нашем обиходе это слово появилось в период рыночных преобразований в конце XX века. Само понятие «инновация», как и «нововведение», зародилось в странах Западной Европы в эпоху промышленной революции конца XIX – начала XX веков. Развитие науки и применение техники в различных отраслях производства послужило началом стремительного роста экономики Англии, Франции и Италии. В этот период стал возможен переход от спонтанной инновационной практики к научно-обоснованной системе инновационных преобразований.

Предпосылкой для определения роли инноваций в экономическом развитии послужили работы русского ученого Н.Д. Кондратьева. Фундамент теоретических основ инноваций заложил австрийский и американский экономист, социолог Йозеф Шумпетер, который и является автором данного термина. В своем труде «Теория экономического развития»[1] (1911 г.) Шумпетер выделил пять основных признаков инновационной деятельности:

– внедрение новой техники, новых технологий или новых методов управления;

– производство продукции с новыми свойствами;

– применение нового сырья;

– инновационные технологии в способах организации производства;

– появление новых рынков сбыта.

Позднее, в 30-х годах ХХ века, после очередных экономических потрясений, Шумпетер внес дополнения, рассматривая инновации через призму внедрения и использования новых видов товаров, производственного оборудования, транспортных средств, рынков и методов маркетинга и менеджмента в промышленности. Согласно его теории, ведущая роль в преодолении экономических спадов принадлежит технико-экономическим нововведениям.

Вопросы инноваций являются предметом изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей. В современной экономической и научной литературе существует множество трактовок данного термина.

Анализируя теоретические взгляды различных авторов на понятие «инновация» можно сделать вывод, что все они сводятся к трем основным подходам исследования в системе «процесс–результат–изменения».

Первый подход, предполагающий изучение инновации как процесса создания новой продукции, детально рассмотрен в трудах западных специалистов Ф. Никсона, Б. Твисса, Б. Санто, Б.-А. Лундвала, Р. Нельсона и др.

Английский ученый Ф. Никсон описывает инновации в виде «единства технического, производственного и коммерческого решения, приводящего к появлению на рынке совершенно нового или улучшенного процесса и оборудования»[2]. Б. Твисс предлагает рассматривать инновацию как» процесс превращения научных знаний или изобретений в продукт удовлетворяющий потребности человека»[3]. Более полное разъяснение термину дает венгерский экономист Б.Санта. Он рассматривает инновацию в виде «общественного, технического и экономического процесса, приводящего к созданию лучшей продукции и технологий непосредственно с помощью идей и изобретений»[4].

Утверждения Б.-А. Лундвала и Р. Нельсона дают основания полагать, что инновации «представляют собой целый комплекс, возникший в результате объединения фирм, а также технологических и аналитических центров»[5].

Теоретические аспекты инновационного процесса освещены в работах российских исследователей. По мнению Н.И. Лапина, «внедрение инноваций в любую сферу жизни и деятельности человека способствует удовлетворению существующей потребности на рынке и приносит экономический эффект»[6]. Б.Е. Лужанский в своих трудах под инновацией понимает «выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции»[7].

Второй подход, предполагающий изучение инновации как результата инновационной деятельности», исследуется в работах наших соотечественников. Н.И. Завлин рассматривает инновации как «результат научных разработок, направленный на развитие экономических и социальных отношений в различных сферах деятельности человека[8]. Р.А. Фатхутдинов также рассматривает инновации с точки зрения результативного подхода[9].

В соответствии с международными нормами права термин «инновации» рассматривается в виде «конечного результата инновационной деятельности, получившего воплощение в виде: новой или усовершенствованной продукции, внедренной на рынке; новой или усовершенствованной технологии, используемой в практической деятельности[10].

Третий подход предполагает изучение инновации как изменения производственных процессов, технологий или организационных условий. Этой позиции придерживался Й. Шумпетер, а также некоторые современные экономисты. Д. Ендовицкий, И. Коменденко под инновацией понимают «изменение видов, форм и методов хозяйственной деятельности [11]. Ф. Валента видит трактовку термина в переходе первоначальной структуры производственного организма к новому состоянию[12].

В принципе, определение «инновации» имеет бесконечное количество определений и формулировок.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что создание инноваций – это процесс создания новшества на основе использования результата научно-исследовательской деятельности, повлекший за собой конструктивно-качественные изменения в различных сферах общественной жизни.

Деятельности

Инновационная деятельность является одним из главных направлений развития экономики. Особенности мировой экономики второй половины XX века проявились в активном развитии малого и среднего бизнеса, реструктуризации крупной промышленности, что в условиях глобализации рыночных отношений сопровождается ускорением научно-технического прогресса. Известно, что в современной рыночной экономике основную массу научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) осуществляют комме

Наши рекомендации