Анализ внешней среды (возможности и угрозы)

Рассмотрим основные возможности в разрезе факторов внешней среды.

Таблица 5.2 - Возможности ГАУ ЦКИ «Югор»

Факторы Возможности: название Возможности: содержание
Экономические инвестиционный климат Государственная поддержка со стороны региональной администрации
безработица Снижение уровня безработицы (по республике)
Рыночные спрос Большая группа потенциальных потребителей (молодежь)
предложение Отсутствие аналогичных предложений со стороны конкурентов (кинофестивали, арт-инсталляции).
отраслевые особенности внешний рынок является умеренно растущим, ненасыщенным;
конкуренция Слабая конкуренция, не представляющая особую угрозу
Правовые нормативная база РК - Принята концепция информатизации сферы культуры в РК на период 2012-2020 гг. - Разработана Концепция развития культуры в РК до 2020 г.
нормативная база РФ Разработана государственная программа РФ «Развития культуры и туризма» на 2013-2020 гг.
нормативная база других стран Направленность на сотрудничество с другими странами
Демографические численность населения Рост численности населения в Сыктывкаре;
Социально- культурные ценности и предпочтения потребителя - Рост интереса со стороны населения; - Развитие декоративно-прикладного творчества, народных промыслов в Сыктывкаре;
Научно-технические   ускорение научно-технического прогресса Обновление материально-технической базы: оборудования, модернизация гостиниц.

По степени важности для нашей организации возможности можно проранжировать следующим образом:

- Слабая конкуренция, не представляющая особую угрозу;

- Рост интереса со стороны населения;

- Обновление материально-технической базы: оборудования, модернизация гостиниц;

- Направленность на сотрудничество с другими странами.

Таблица 5.3 – Угрозы ГАУ ЦКИ «Югор»

Факторы Угрозы: название Угрозы: содержание
Экономические доходы населения - Снижение темпов прироста реальных денежных доходов населения Республики с 1,8 до 0,3%. - По РФ падение темпов прироста: с 3,1 до 0,6%, вследствие роста объемов обязательных платежей и взносов, а также изменения объемов задолженностей по кредитам
курсы валют Неблагоприятные изменения в темпах роста курса валют
финансирование Сокращение финансирования со стороны Правительства Республики в связи с кризисом
инфляция Рост инфляции до 8%
Рыночные спрос Отсутствие потребителей из регионов РК и других районов
Научно-технические   научно-технический прогресс   В связи с развитием интернет-технологий может произойти утрата интереса у людей к выставкам как к таковым
Инфраструктурные развитие инфраструктуры в регионе Неразвитость транспортной инфраструктуры республики
Контрагенты поставщики Отсутствие интереса у мастеров и художников к данной выставочной площадке
  партнеры Предложение партнерам более выгодных предложений со стороны конкурентов
Демографические качественные и количественные характеристики населения района Старение населения вследствие убыли молодежи
Социально-культурные факторы предпочтения потребителя Незаинтересованность населения вследствие отсутствия культуры посещения выставок (навязывание в школах)
Конкурентные отраслевая конкуренция Расширение спектра предлагаемых услуг конкурентами

Наибольшую опасность для организации представляют следующие угрозы:

- Снижение темпов прироста реальных денежных доходов населения;

- Незаинтересованность населения вследствие неактуальности тем и отсутствие культуры посещения выставок;

- Сокращение финансирования со стороны Правительства Республики в связи с кризисом;

- Отсутствие интереса у мастеров и художников к данной выставочной площадке.

Анализ конкурентной среды

Тип рынка, на котором действует наше предприятие - олигополистический, который состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.

При рассмотрении конкурентной среды ЦКИ «Югор» необходимо учитывать тот факт, что Центр является многопрофильным учреждением, предоставляющим как гостиничные услуги, так и услуги организации культурных мероприятий и реализации проектов. Поэтому конкурентов данной организации целесообразно рассматривать с двух позиций: с позиции гостиницы и позиции культурного центра.

Во-первых, рассмотрим организации-конкуренты сферы гостиничного обслуживания города Сыктывкара. Это такие гостиницы как «Авалон», «Сыктывкар», которые на данный момент относятся к одной сети, и отель « Palace». Следует отметить, что все конкуренты, ориентированы в основном на деловых клиентов. Однако среди постояльцев каждой из них преобладают определенные категории людей. Например, в отеле «Palace» - это звезды эстрады, в отеле «Авалон» - госслужащие и деловые люди. В гостинице «Югор» преобладают деятели культуры, посетители культурных мероприятий. В гостинице «Сыктывкар» чаще всего проживают обычные гости столицы.

Все гостиницы предлагают вполне конкурентоспособные цены на размещение. Перейдем к сравнительному анализу конкурентов гостиницы «Югор» и построим ее конкурентный профиль. Для проведения сравнительного анализа конкурентов были выбраны 7 показателей, которые оцениваются экспертным методом по 5-балльной шкале.

Таблица 5.4 - Сравнительный анализ конкурентов гостиницы «Югор»

  Критерии Гостиница «Сыктывкар» Отель «Авалон» Отель «Palace» Гостиница «Югор»
Цены
Качество обслуживания
Репутация (имидж) гостиницы
Месторасположение
Интерьер номеров
Дополнительные услуги
Система продвижения гостиничных услуг
Итого

Из данных таблицы видно, что у всех гостиниц примерно один уровень оказания услуг. Однако отель «Авалон» получил наибольшие баллы. Следовательно, конкурентный профиль «Югор» будет строиться по отношению к отелю «Авалон», имеющему лучшие конкурентные позиции.

Согласно данным оценок, наиболее слабой стороной деятельности гостиницы «Югор» является местоположение, однако если учитывать факт близости аэропорта к гостинице, то можно считать местоположение и сильной стороной. Репутация гостиницы также не на высшем уровне, это связано с историей развития гостиницы. Поэтому именно формированию имиджа гостинице следует уделить особое внимание, в основном, за счет рекламы и развития сайта.

Среди конкурентных преимуществ учреждения: высокое качество и относительно низкая стоимость проживания, дополнительные услуги, в частности, центр отдыха и сауна.

В городе Сыктывкаре функционирует ряд учреждений культуры, занимающихся экспозиционно-выставочной деятельностью и предоставляющих возможность культурного досуга горожанам и гостям города. Это такие учреждения как: «Национальная Галерея РК», ГАУ РК «Дом дружбы народов Республики Коми», «Национальный музей РК». У каждого из этих объектов имеются свои преимущества и уникальные предложения на экспозиционно-выставочном рынке города Сыктывкара.

Как таковых, прямых конкурентов у ЦКИ «Югор» в городе нет. Разные профили Сыктывкарских учреждений культуры исключает конкуренцию предоставленных услуг. Другие учреждения занимаются смежными аспектами этой сферы. Единственная объективная конкуренция возможна в борьбе за свободное время посетителя.

Наиболее близкой по спектру услуг к ЦКИ «Югор» является «Национальная галерея». Поэтому можно провести сравнительный анализ этих двух учреждений по 5 критериям.

Таблица 5.5 – Сравнительный анализ конкурентов ГАУ ЦКИ «Югор»

Критерий Национальная галерея РК ЦКИ «Югор»
Месторасположения
Имеющиеся экспозиционно-выставочные площади
Количество посетителей в год
Ассортиментная политика
Качество обслуживания
Итого:

Из данных таблицы видно, что ЦКИ «Югор» опережает «Национальную галерею» по таким показателям как: ассортимент услуг и качество обслуживания. Однако сильной стороной «Национальной галереи» можно назвать ее имеющиеся выставочные площади ввиду их большего количества и подготовленности. Поэтому ЦКИ «Югор» следует обратить внимание именно на этот показатель.

Можно утверждать, что ЦКИ «Югор» имеет более широкий профиль организации культурных мероприятий. «Национальная галерея» больше ориентирована на сбор, изучение и экспонирование художественного искусства, а также реставрацию.

Таким образом, конкуренция среди учреждений культуры, предоставляющих услуги организации культурных мероприятий, имеет условный характер. Поэтому всегда есть огромные возможности для объединения усилий, сотрудничества и совместных действий.

Пример 2 («DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой»):

Анализ внешней среды

Таблица 5.6 – Возможности «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой»

Факторы Возможности: название Возможности: содержание
Персонал Кадры Сотрудничество с тренерами, имеющими собственную клиентскую базу
Потребители Интерес со стороны клиента Большая группа потенциальных потребителей (молодежь) Рост интереса со стороны населения города к танцевальным направлениям
Технология Инновации Обновление материально-технической базы: введение электронного абонемента

Таблица 5.7 – Угрозы «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой»

Факторы Возможности: название Возможности: содержание
Персонал Кадры Сотрудничество с тренерами, имеющими собственную клиентскую базу
Потребители Доходы населения Снижение уровня денежных доходов населения
Заинтересованность Отсутствие интереса у населения к новым видам танцевальных направлений студии.
Конкуренты Конкуренты Появление на рынке новых конкурентов;
Организация Помещение Увеличение арендной платы за помещение

Анализ конкурентной среды

Рассмотрим организации-конкуренты города Сыктывкара, предлагающие жителям танцевальные и фитнес услуги. Это такие предприятия как: СОЦ «САПФИР», фитнес-клуб «InFit», фитнес-центр «Здоровье», фитнес-клуб «Физ-ра». У каждого из предприятий имеются свои преимущества и уникальные предложения. Все предлагают вполне конкурентоспособные цены на услуги.

Перейдем к сравнительному анализу конкурентов «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой». Для проведения сравнительного анализа конкурентов студии были выбраны следующие критерии: местоположение, качество услуг, цена, ассортимент, скидки, репутация, направленность на клиентов.

Таблица 5.8 – Сравнительный анализ конкурентов «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой»

Факторы «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой» Конкуренты
СОЦ «САПФИР» Фитнес-клуб «InFit» Фитнес-центр «Здоровье»   Фитнес-клуб «Физ-ра»
Местоположение Удобное, оживленное место в центре города Выгодное территориальное расположение Расположен в центре города Удобное место расположение, недалеко от центра города Расположен в Эжвинском районе
Качество услуг Высокое Среднее Высокое Высокое Высокое
Цена за годовой абонемент 21 600-24 000 46 800 27 000 24000-48 000 26 600
Ассортимент услуг Широкий спектр услуг, уникальное танцевальное направление Средний объем предоставляемых услуг Средний объем предоставляемых услуг Широкий спектр услуг, тренажерный зал Широкий спектр групповых программ, тренажерный зал
Предоставление скидок Скидка 10 % студентам Отсутствуют Отсутствуют Клубные карты Клубные карты
Репутация Известный Новый фитнес-центр Известный Известный Известный
Направленность на клиентов с доходами Низкий и средний уровень доходности Средний и высокий уровень доходности Средний уровень доходности Средний и высокий уровень доходности Низкий и средний уровень доходности

Среди конкурентных преимуществ «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой» можно выделить:

- Высокое качество услуг;

- Относительно низкая стоимость занятий, а также специальная система скидок для студентов;

- Широкий спектр услуг: танцевальные и спортивные направления, подходящие для лиц всех возрастных категорий;

- Уникальное танцевальное направление – TWERK. «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой» – единственная студия в г. Сыктывкар, которая предлагает подобное направление;

- Хорошая репутация студии, что обусловлено ориентацией персонала на потребности клиентов.

Пример 3 (кафе «Cafeshion»):

Наши рекомендации