Анализ внешней среды (возможности и угрозы)
Рассмотрим основные возможности в разрезе факторов внешней среды.
Таблица 5.2 - Возможности ГАУ ЦКИ «Югор»
Факторы | Возможности: название | Возможности: содержание |
Экономические | инвестиционный климат | Государственная поддержка со стороны региональной администрации |
безработица | Снижение уровня безработицы (по республике) | |
Рыночные | спрос | Большая группа потенциальных потребителей (молодежь) |
предложение | Отсутствие аналогичных предложений со стороны конкурентов (кинофестивали, арт-инсталляции). | |
отраслевые особенности | внешний рынок является умеренно растущим, ненасыщенным; | |
конкуренция | Слабая конкуренция, не представляющая особую угрозу | |
Правовые | нормативная база РК | - Принята концепция информатизации сферы культуры в РК на период 2012-2020 гг. - Разработана Концепция развития культуры в РК до 2020 г. |
нормативная база РФ | Разработана государственная программа РФ «Развития культуры и туризма» на 2013-2020 гг. | |
нормативная база других стран | Направленность на сотрудничество с другими странами | |
Демографические | численность населения | Рост численности населения в Сыктывкаре; |
Социально- культурные | ценности и предпочтения потребителя | - Рост интереса со стороны населения; - Развитие декоративно-прикладного творчества, народных промыслов в Сыктывкаре; |
Научно-технические | ускорение научно-технического прогресса | Обновление материально-технической базы: оборудования, модернизация гостиниц. |
По степени важности для нашей организации возможности можно проранжировать следующим образом:
- Слабая конкуренция, не представляющая особую угрозу;
- Рост интереса со стороны населения;
- Обновление материально-технической базы: оборудования, модернизация гостиниц;
- Направленность на сотрудничество с другими странами.
Таблица 5.3 – Угрозы ГАУ ЦКИ «Югор»
Факторы | Угрозы: название | Угрозы: содержание |
Экономические | доходы населения | - Снижение темпов прироста реальных денежных доходов населения Республики с 1,8 до 0,3%. - По РФ падение темпов прироста: с 3,1 до 0,6%, вследствие роста объемов обязательных платежей и взносов, а также изменения объемов задолженностей по кредитам |
курсы валют | Неблагоприятные изменения в темпах роста курса валют | |
финансирование | Сокращение финансирования со стороны Правительства Республики в связи с кризисом | |
инфляция | Рост инфляции до 8% | |
Рыночные | спрос | Отсутствие потребителей из регионов РК и других районов |
Научно-технические | научно-технический прогресс | В связи с развитием интернет-технологий может произойти утрата интереса у людей к выставкам как к таковым |
Инфраструктурные | развитие инфраструктуры в регионе | Неразвитость транспортной инфраструктуры республики |
Контрагенты | поставщики | Отсутствие интереса у мастеров и художников к данной выставочной площадке |
партнеры | Предложение партнерам более выгодных предложений со стороны конкурентов | |
Демографические | качественные и количественные характеристики населения района | Старение населения вследствие убыли молодежи |
Социально-культурные факторы | предпочтения потребителя | Незаинтересованность населения вследствие отсутствия культуры посещения выставок (навязывание в школах) |
Конкурентные | отраслевая конкуренция | Расширение спектра предлагаемых услуг конкурентами |
Наибольшую опасность для организации представляют следующие угрозы:
- Снижение темпов прироста реальных денежных доходов населения;
- Незаинтересованность населения вследствие неактуальности тем и отсутствие культуры посещения выставок;
- Сокращение финансирования со стороны Правительства Республики в связи с кризисом;
- Отсутствие интереса у мастеров и художников к данной выставочной площадке.
Анализ конкурентной среды
Тип рынка, на котором действует наше предприятие - олигополистический, который состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.
При рассмотрении конкурентной среды ЦКИ «Югор» необходимо учитывать тот факт, что Центр является многопрофильным учреждением, предоставляющим как гостиничные услуги, так и услуги организации культурных мероприятий и реализации проектов. Поэтому конкурентов данной организации целесообразно рассматривать с двух позиций: с позиции гостиницы и позиции культурного центра.
Во-первых, рассмотрим организации-конкуренты сферы гостиничного обслуживания города Сыктывкара. Это такие гостиницы как «Авалон», «Сыктывкар», которые на данный момент относятся к одной сети, и отель « Palace». Следует отметить, что все конкуренты, ориентированы в основном на деловых клиентов. Однако среди постояльцев каждой из них преобладают определенные категории людей. Например, в отеле «Palace» - это звезды эстрады, в отеле «Авалон» - госслужащие и деловые люди. В гостинице «Югор» преобладают деятели культуры, посетители культурных мероприятий. В гостинице «Сыктывкар» чаще всего проживают обычные гости столицы.
Все гостиницы предлагают вполне конкурентоспособные цены на размещение. Перейдем к сравнительному анализу конкурентов гостиницы «Югор» и построим ее конкурентный профиль. Для проведения сравнительного анализа конкурентов были выбраны 7 показателей, которые оцениваются экспертным методом по 5-балльной шкале.
Таблица 5.4 - Сравнительный анализ конкурентов гостиницы «Югор»
Критерии | Гостиница «Сыктывкар» | Отель «Авалон» | Отель «Palace» | Гостиница «Югор» |
Цены | ||||
Качество обслуживания | ||||
Репутация (имидж) гостиницы | ||||
Месторасположение | ||||
Интерьер номеров | ||||
Дополнительные услуги | ||||
Система продвижения гостиничных услуг | ||||
Итого |
Из данных таблицы видно, что у всех гостиниц примерно один уровень оказания услуг. Однако отель «Авалон» получил наибольшие баллы. Следовательно, конкурентный профиль «Югор» будет строиться по отношению к отелю «Авалон», имеющему лучшие конкурентные позиции.
Согласно данным оценок, наиболее слабой стороной деятельности гостиницы «Югор» является местоположение, однако если учитывать факт близости аэропорта к гостинице, то можно считать местоположение и сильной стороной. Репутация гостиницы также не на высшем уровне, это связано с историей развития гостиницы. Поэтому именно формированию имиджа гостинице следует уделить особое внимание, в основном, за счет рекламы и развития сайта.
Среди конкурентных преимуществ учреждения: высокое качество и относительно низкая стоимость проживания, дополнительные услуги, в частности, центр отдыха и сауна.
В городе Сыктывкаре функционирует ряд учреждений культуры, занимающихся экспозиционно-выставочной деятельностью и предоставляющих возможность культурного досуга горожанам и гостям города. Это такие учреждения как: «Национальная Галерея РК», ГАУ РК «Дом дружбы народов Республики Коми», «Национальный музей РК». У каждого из этих объектов имеются свои преимущества и уникальные предложения на экспозиционно-выставочном рынке города Сыктывкара.
Как таковых, прямых конкурентов у ЦКИ «Югор» в городе нет. Разные профили Сыктывкарских учреждений культуры исключает конкуренцию предоставленных услуг. Другие учреждения занимаются смежными аспектами этой сферы. Единственная объективная конкуренция возможна в борьбе за свободное время посетителя.
Наиболее близкой по спектру услуг к ЦКИ «Югор» является «Национальная галерея». Поэтому можно провести сравнительный анализ этих двух учреждений по 5 критериям.
Таблица 5.5 – Сравнительный анализ конкурентов ГАУ ЦКИ «Югор»
Критерий | Национальная галерея РК | ЦКИ «Югор» |
Месторасположения | ||
Имеющиеся экспозиционно-выставочные площади | ||
Количество посетителей в год | ||
Ассортиментная политика | ||
Качество обслуживания | ||
Итого: |
Из данных таблицы видно, что ЦКИ «Югор» опережает «Национальную галерею» по таким показателям как: ассортимент услуг и качество обслуживания. Однако сильной стороной «Национальной галереи» можно назвать ее имеющиеся выставочные площади ввиду их большего количества и подготовленности. Поэтому ЦКИ «Югор» следует обратить внимание именно на этот показатель.
Можно утверждать, что ЦКИ «Югор» имеет более широкий профиль организации культурных мероприятий. «Национальная галерея» больше ориентирована на сбор, изучение и экспонирование художественного искусства, а также реставрацию.
Таким образом, конкуренция среди учреждений культуры, предоставляющих услуги организации культурных мероприятий, имеет условный характер. Поэтому всегда есть огромные возможности для объединения усилий, сотрудничества и совместных действий.
Пример 2 («DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой»):
Анализ внешней среды
Таблица 5.6 – Возможности «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой»
Факторы | Возможности: название | Возможности: содержание |
Персонал | Кадры | Сотрудничество с тренерами, имеющими собственную клиентскую базу |
Потребители | Интерес со стороны клиента | Большая группа потенциальных потребителей (молодежь) Рост интереса со стороны населения города к танцевальным направлениям |
Технология | Инновации | Обновление материально-технической базы: введение электронного абонемента |
Таблица 5.7 – Угрозы «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой»
Факторы | Возможности: название | Возможности: содержание |
Персонал | Кадры | Сотрудничество с тренерами, имеющими собственную клиентскую базу |
Потребители | Доходы населения | Снижение уровня денежных доходов населения |
Заинтересованность | Отсутствие интереса у населения к новым видам танцевальных направлений студии. | |
Конкуренты | Конкуренты | Появление на рынке новых конкурентов; |
Организация | Помещение | Увеличение арендной платы за помещение |
Анализ конкурентной среды
Рассмотрим организации-конкуренты города Сыктывкара, предлагающие жителям танцевальные и фитнес услуги. Это такие предприятия как: СОЦ «САПФИР», фитнес-клуб «InFit», фитнес-центр «Здоровье», фитнес-клуб «Физ-ра». У каждого из предприятий имеются свои преимущества и уникальные предложения. Все предлагают вполне конкурентоспособные цены на услуги.
Перейдем к сравнительному анализу конкурентов «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой». Для проведения сравнительного анализа конкурентов студии были выбраны следующие критерии: местоположение, качество услуг, цена, ассортимент, скидки, репутация, направленность на клиентов.
Таблица 5.8 – Сравнительный анализ конкурентов «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой»
Факторы | «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой» | Конкуренты | |||
СОЦ «САПФИР» | Фитнес-клуб «InFit» | Фитнес-центр «Здоровье» | Фитнес-клуб «Физ-ра» | ||
Местоположение | Удобное, оживленное место в центре города | Выгодное территориальное расположение | Расположен в центре города | Удобное место расположение, недалеко от центра города | Расположен в Эжвинском районе |
Качество услуг | Высокое | Среднее | Высокое | Высокое | Высокое |
Цена за годовой абонемент | 21 600-24 000 | 46 800 | 27 000 | 24000-48 000 | 26 600 |
Ассортимент услуг | Широкий спектр услуг, уникальное танцевальное направление | Средний объем предоставляемых услуг | Средний объем предоставляемых услуг | Широкий спектр услуг, тренажерный зал | Широкий спектр групповых программ, тренажерный зал |
Предоставление скидок | Скидка 10 % студентам | Отсутствуют | Отсутствуют | Клубные карты | Клубные карты |
Репутация | Известный | Новый фитнес-центр | Известный | Известный | Известный |
Направленность на клиентов с доходами | Низкий и средний уровень доходности | Средний и высокий уровень доходности | Средний уровень доходности | Средний и высокий уровень доходности | Низкий и средний уровень доходности |
Среди конкурентных преимуществ «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой» можно выделить:
- Высокое качество услуг;
- Относительно низкая стоимость занятий, а также специальная система скидок для студентов;
- Широкий спектр услуг: танцевальные и спортивные направления, подходящие для лиц всех возрастных категорий;
- Уникальное танцевальное направление – TWERK. «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой» – единственная студия в г. Сыктывкар, которая предлагает подобное направление;
- Хорошая репутация студии, что обусловлено ориентацией персонала на потребности клиентов.
Пример 3 (кафе «Cafeshion»):