Анализ внешней среды (изучение создаваемых ей угроз и возможностей)

Направления сбора информации:

- Экономические факторы (инфляция, ставка рефинансирования, безработица, ставки налогообложения, доходы населения, экономический рост страны, финансовая устойчивость государства и рынков, инвестиционная активность и пр.);

- Социальные факторы (рождаемость, обеспеченность жильём, тенденции расселения, качество жизни, демографическая структура населения и пр.);

- Культурные факторы (ценности и предпочтения потребителя);

- Ресурсы (материальные, трудовые, финансовые, инвестиционные и др.);

- Изменения законодательства, тарифов, налогов и пр.;

- Политические факторы (выборы, политическая стабильность, уровень бюрократии, влияние государства на сферу, где работает организация и др.);

- Отраслевые факторы (конкуренция, цены, технологические изменения, развитие рынков, транспортная сеть и другие элементы инфраструктуры, инновационные процессы и пр.) [17, 19].

Комментарии:

1)Все перечисленные факторы необходимо принимать во внимание независимо от сферы деятельности. Следует изучить эти факторы с учётом особенностей своей отрасли. Необходимо определить источники и формы сбора информации, а также ответственных за него исполнителей.

2)В этот список должны войти только те факторы, на которые организация повлиять не в состоянии. Каждый фактор (тенденция) из рассматриваемого списка должен быть обоснованно отнесён либо к угрозам, либо к возможностям для компании. Результаты анализа фиксировать в приведённой ниже матрице. Иногда конкретный фактор можно отнести и к угрозам, и к возможностям одновременно.

Для облегчения составления перечня факторов внешней среды предлагаем варианты формулировок возможностей и угроз.

Возможности:

1. Ускорение роста рынка;

2. Выход на новые рынки (сегменты рынка);

3. Освоение взаимодополняющих продуктов;

4. Расширение продуктовой линии;

5. Добавление сопутствующих продуктов;

6. Вертикальная интеграция;

7. Возможность перейти в группу с лучшей рыночной позицией;

8. Самоуспокоенность среди конкурирующих фирм [2];

9. Возросшие требования к качеству продукции;

10. Слабое присутствие на российском рынке западных компаний;

11. Относительное низкое качество товара российских предприятий- производителей;

12. Большое число потенциальных потребителей, работающих сейчас с конкурентами;

13. Расширение диапазона возможных товаров;

14. Возможность обслуживать дополнительных групп потребителей;

15. Благодушие конкурентов;

16. Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки;

17. Благоприятны сдвиг в курсах валют;

18. Большая доступность ресурсов;

19. Ослабление ограничивающего законодательства;

20. Ослабление нестабильности бизнеса;

21. Отсутствие явного лидера на рынке;

22. Ослабление экономических санкций;

23. Рост реальных доходов населения;

24. Снижение уровня инфляции;

25. Снижение ставки рефинансирования.

Угрозы:

1. Возможность появления новых конкурентов;

2. Замедление роста рынка;

3. Рост продаж замещающего продукта;

4. Неблагоприятная политика правительства;

5. Возрастающее конкурентное давление;

6. Изменения потребностей и вкусов покупателей;

7. Неблагоприятные демографические изменения;

8. Рецессия и затухание делового цикла [2];

9. Неблагоприятные изменения в обменных курсах;

10. Неблагоприятные изменения в торговой политике иностранных государств;

11. Рост таможенных пошлин;

12. Рост количества суррогатной (фальсифицированной) продукции;

13. Возможность проникновения на рынок западных компаний;

14. Существование на рынке неэкономических методов конкуренции;

15. Ослабление роста рынка;

16. Неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов;

17. Ужесточение конкуренции;

18. Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости;

19. Неблагоприятный сдвиг в курсах валют;

20. Усиление требований поставщиков;

21. Законодательное регулирование цены, чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса;

22. Сокращение рынка;

23. Появление сильных товаров – заменителей;

24. Девальвация рубля;

25. Ужесточение экономических санкций;

26. Ограниченный доступ к капиталу;

27. Политическая неопределенность;

28. Ухудшение макроэкономической ситуации;

29. Террористические угрозы;

30. Негативная динамика российского рынка;

31. Неблагоприятная геополитика;

32. Новые инициативы по законодательному регулированию отрасли;

33. Волатильность социально-экономической ситуации.

Таблица 5.1 - Матрица анализа внешних факторов

Возможности: название Возможности: содержание
   
Угрозы: название Угрозы: содержание
   

Необходимо проранжировать факторы и выделить наиболее важные (от 3 до 5).

Пример 1 (ГАУ ЦКИ «Югор»):

Наши рекомендации