Анализ внешней среды (изучение создаваемых ей угроз и возможностей)
Направления сбора информации:
- Экономические факторы (инфляция, ставка рефинансирования, безработица, ставки налогообложения, доходы населения, экономический рост страны, финансовая устойчивость государства и рынков, инвестиционная активность и пр.);
- Социальные факторы (рождаемость, обеспеченность жильём, тенденции расселения, качество жизни, демографическая структура населения и пр.);
- Культурные факторы (ценности и предпочтения потребителя);
- Ресурсы (материальные, трудовые, финансовые, инвестиционные и др.);
- Изменения законодательства, тарифов, налогов и пр.;
- Политические факторы (выборы, политическая стабильность, уровень бюрократии, влияние государства на сферу, где работает организация и др.);
- Отраслевые факторы (конкуренция, цены, технологические изменения, развитие рынков, транспортная сеть и другие элементы инфраструктуры, инновационные процессы и пр.) [17, 19].
Комментарии:
1)Все перечисленные факторы необходимо принимать во внимание независимо от сферы деятельности. Следует изучить эти факторы с учётом особенностей своей отрасли. Необходимо определить источники и формы сбора информации, а также ответственных за него исполнителей.
2)В этот список должны войти только те факторы, на которые организация повлиять не в состоянии. Каждый фактор (тенденция) из рассматриваемого списка должен быть обоснованно отнесён либо к угрозам, либо к возможностям для компании. Результаты анализа фиксировать в приведённой ниже матрице. Иногда конкретный фактор можно отнести и к угрозам, и к возможностям одновременно.
Для облегчения составления перечня факторов внешней среды предлагаем варианты формулировок возможностей и угроз.
Возможности:
1. Ускорение роста рынка;
2. Выход на новые рынки (сегменты рынка);
3. Освоение взаимодополняющих продуктов;
4. Расширение продуктовой линии;
5. Добавление сопутствующих продуктов;
6. Вертикальная интеграция;
7. Возможность перейти в группу с лучшей рыночной позицией;
8. Самоуспокоенность среди конкурирующих фирм [2];
9. Возросшие требования к качеству продукции;
10. Слабое присутствие на российском рынке западных компаний;
11. Относительное низкое качество товара российских предприятий- производителей;
12. Большое число потенциальных потребителей, работающих сейчас с конкурентами;
13. Расширение диапазона возможных товаров;
14. Возможность обслуживать дополнительных групп потребителей;
15. Благодушие конкурентов;
16. Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки;
17. Благоприятны сдвиг в курсах валют;
18. Большая доступность ресурсов;
19. Ослабление ограничивающего законодательства;
20. Ослабление нестабильности бизнеса;
21. Отсутствие явного лидера на рынке;
22. Ослабление экономических санкций;
23. Рост реальных доходов населения;
24. Снижение уровня инфляции;
25. Снижение ставки рефинансирования.
Угрозы:
1. Возможность появления новых конкурентов;
2. Замедление роста рынка;
3. Рост продаж замещающего продукта;
4. Неблагоприятная политика правительства;
5. Возрастающее конкурентное давление;
6. Изменения потребностей и вкусов покупателей;
7. Неблагоприятные демографические изменения;
8. Рецессия и затухание делового цикла [2];
9. Неблагоприятные изменения в обменных курсах;
10. Неблагоприятные изменения в торговой политике иностранных государств;
11. Рост таможенных пошлин;
12. Рост количества суррогатной (фальсифицированной) продукции;
13. Возможность проникновения на рынок западных компаний;
14. Существование на рынке неэкономических методов конкуренции;
15. Ослабление роста рынка;
16. Неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов;
17. Ужесточение конкуренции;
18. Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости;
19. Неблагоприятный сдвиг в курсах валют;
20. Усиление требований поставщиков;
21. Законодательное регулирование цены, чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса;
22. Сокращение рынка;
23. Появление сильных товаров – заменителей;
24. Девальвация рубля;
25. Ужесточение экономических санкций;
26. Ограниченный доступ к капиталу;
27. Политическая неопределенность;
28. Ухудшение макроэкономической ситуации;
29. Террористические угрозы;
30. Негативная динамика российского рынка;
31. Неблагоприятная геополитика;
32. Новые инициативы по законодательному регулированию отрасли;
33. Волатильность социально-экономической ситуации.
Таблица 5.1 - Матрица анализа внешних факторов
Возможности: название | Возможности: содержание |
Угрозы: название | Угрозы: содержание |
Необходимо проранжировать факторы и выделить наиболее важные (от 3 до 5).
Пример 1 (ГАУ ЦКИ «Югор»):